Урок литературы 4 класс УМК "Школа России" Тема:Жизнь и творчество Л. Н.Толстого.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сагитова Елена Валерьевна

Урок изучения нового. К конспекту составлена презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.10.20015.            Класс: 4б МОБУ СОШ № 8

Технологическая карта урока № 25.

Целевой блок

Тема

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

Цель

Формировать УУД:

  • Личностные:   Развиваем способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Работать по составленному плану.

- Оценивать правильно выполнение действия.

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-Постановка вопросов.

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Разрешение конфликтов

-Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Управление поведением партнера

- Контроль, коррекция, оценка его действий;

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами.

  • Познавательные: Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

- Развивать умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

- Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

 - Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Планируемые результаты.

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н.Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

 Личностные: понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие)
Метапредметные:   формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.(Регулятивные УУД).

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе(распределении ие обязанностей, составление плана совместных действии, умение договариваться о совместных действиях)  (Коммуникативные УУД).

Понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, тексте. (Познавательные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока

Познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

Развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения.

Развивать умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.

Тип урока

Урок освоения новых знаний.

Учебно-методический комплекс

- Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

- презентация

-алгоритм самооценки

Организационно- деятельностный блок

Основные понятия

Биография, творчество, произведение.

Организационные пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в группе.

Межпредметные связи

Русский язык

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

- Раз, два, три – слушай и смотри.

  Три, два, раз – мы начнём урок сейчас.

- Каждый урок – это маленькое открытие.

- Прочитайте пословицу.  «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

- Значит, чему посвятим наш урок? (Открытию нового в области литературы).

- Поставьте для себя цели на данный урок.

Познакомиться с новым произведением,       учиться выразительно читать, развивать  умения анализировать произведения.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательными, наблюдательными и думающими).

- На сегодняшнем уроке будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать, выразительно читать.

  1. Проверка домашнего задания.   Работа в парах,

                                                                     оценивание в парах по таблице..

- Прочитайте отзывы о сказке «Ашик –Кериб» по плану.

План, составления отзыва о произведении.

  1. Автор.
  2. Название произведения.
  3. Жанр произведения.
  4. О чём этот текст?
  5. Кто из героев понравился и почему?
  6. Чем понравилось произведение.

2 ученика читают отзыв для всего класса. Учащиеся оценивают.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

- Расшифруйте, что здесь написано.

 

WТSОLЛSСТVОЙSV

 

-  Назовите имя и отчество Толстого (Лев Николаевич)Правильно, Лев Николаевич Толстой. Кто это? (великий русский писатель).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Творчество Льва Николаевича Толстого.

- А теперь сформулируйте цели урока.  (на доске карточки появляются)

Познакомиться: биографию писателя.

Узнать: произведения писателя.

Развивать: выразительное осмысленное чтение.

  1. Первичное усвоение новых знаний, обобщение ранее пройденного.

  1. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

- Рассмотрите фотографии в учебнике на с.112 -113, вспомните всё, что вы знаете об этом писателе, расскажите.

- Работа в группах. Чтение биографии Л.Н. Толстого на слайдах. Составление выборочного рассказа.

  • Лев Николаевич Толстой родился … (в 1828г.), а умер … (1910г).
  • По рождению и воспитанию Толстой Л.Н. принадлежал к высшей помещичьей знати в России, он был … (граф,)
  • Всю свою жизнь он посвятил …..  (литературе).
  • Полное собрание сочинений составляет … (90 томов).

…………………………………………………………………………………………………….

  • Родился и жил он в основном в …..  (Ясной поляне).
  • Там он открыл …… …………..(школу для крестьянских ребят).
  • Он сам написал для них …….(учебники азбуку и книгу для чтения.

………………………………………………………………………………………………….

  • Лев Николаевич рано остался …..(без родителей).
  • В 17 лет он поступил в один из лучших университетов того времени ……(Казанский университет). 
  • Лев Толстой в звании артиллерийского офицера служил на …….(Кавказе).
  • Он участвовал в ……………(Крымской войне)

……………………………………………………………………………………………………………………

  • Лев Толстой знал …….(16 языков).
  • Он любил музыку, любимые композиторы …………(Моцарт, Бах, Шуман, Мендельсон)
  • Его интересы были самые разносторонние. Он занимался………………………………………………………………………………………   (историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьёзно читал).

Дети при помощи составленного текста рассказывают биографию Л.Н.Толстого.(4 ученика)

- Как вы относитесь к человеку Л.Н.Толстому.

- Л.Н.Толстой всю свою жизнь пополнял свои  знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудиться, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно и недостойно человека жить чужим трудом.

  1. Физкультминутка.

Мы читали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали, раз, два, три,

Ножками потопали, раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Покружились, наклонились

И за парты опустились.

  1. Работа над текстом С Толстого.

- Сегодня мы прочитаем текст Сергея Толстого, принадлежащего к роду Толстых.

- Прочитайте текст. Отметьте непонятные слова. (ученики читают текст шепотом)

1) Словарная работа.

Академия.

Особняк.

Прислуга.

Профессор.

2). Повторное чтение текста вслух учениками. Ответы на вопросы.

- К кому приехал Л.Н. Толстой? (К профессору Сельскохозяйственной академии  Рачинскому)

- Сколько лет было мальчику, когда он впервые увидел Льва Николаевича Толстого? (5 лет)

- Ребёнок был поражён поведением деда, Что его особенно  взволновало? (его уважение к бедным людям и вниманием к ребёнку.

-Прочитайте ещё раз текст, передавая интонацией уважительное отношение автора к Л.Н.Толстому.

3) Выставка книг Л.Н.Толстого.

- Лев Николаевич Толстой создал много произведений. Рассмотрим книги на выставке.

- Как вы думаете это все его книги?

3) Выразительное чтение отрывков из произведений Л.Н.Толстого.

- на уроках литературы во 2и 3 классах мы уже встречались с произведениями Толстого.

-Поиграем «Соедини название произведения с иллюстрацией»

                   (на доске карточки с названиями и произведения).

А теперь вспомним строки из этих произведений.

Кто желает показать свое чтение, берите карточки с текстом.

- Вы нам прочитаете отрывки из произведений, слушающие ответят из какого произведения Льва Николаевича эти строки. (карточки прилагаются)

  1. Рефлексия.

Своему внуку Сергею Толстому Лев Николаевич оставил советы «Уроки жизни» (у детей карточки)

- Прочитайте их (каждый сам вполголоса)

1. Делай по возможности всё сам (не будь барином)

2. Не будь назойлив.

3. Будь внимательным

4. Не надо жадничать

5. Не нервничай, держи себя в руках

6.Будь твёрд и стоек

7.В игре, в спорте, в труде – будь разумен

8.Будь организованным

9.Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся

10.Имей собственное мнение.

- Какие напутствия вы взяли бы и для себя. Подчеркните их.

 Приклейте карточку к себе в рабочую тетрадь.

  1. Домашнее задание:

Найти в библиотеке или интерне произведения Толстого и прочитать. Составить отзыв по одному произведению.

  1. Итог урока.

- Что нового интересного для себя о жизни творчестве Л.Н.Толстого вы узнали на уроке.

- На доске слова НАШ УРОК и имена прилагательные: полезный, скучный, поучительный, познавательный, плохой, бесполезный, грустный, человечный.

- Найдите нашему уроку нужные слова.

Вывод: Произведения Л.Н.Толстого помогут тебе лучше понять окружающий мир , радости и печали людей, красоту русского языка. Не бойся трудностей. Преодолевая их, ты становишься мудрым и сильным.

- Я желаю вам быть такими!

Оценивание активно работающих учеников.(фишки)

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме " Творчество Л.Н.Толстого. "Лев и собачка""

Урок литературного чтения сопровождается презентацией.Тип:  закрепление изученного, знакомство с новым материалом. Цели урока:-учить определять жанровые особенности рассказа;-учить характери...

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"...

Урок по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности в творчестве Л. Н. Толстого».

Цели и задачи:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста...