Урок литературного чтения в 3 классе по теме " Творчество Л.Н.Толстого. "Лев и собачка""
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения сопровождается презентацией.
Тип: закрепление изученного, знакомство с новым материалом.
Цели урока:
-учить определять жанровые особенности рассказа;
-учить характеризовать героев произведения;
-работать над структурно-содержательным делением текста;
-развивать навыки правильного осознанного чтения, устной речи;
-расширять словарный запас учащихся;
-формировать умения решать творческие задачи, коммуникативные компетенции
в сотрудничестве;
-пробуждать чувства любви, доброты, сострадания к братьям нашим меньшим;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3.doc | 50.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_2.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Тип: закрепление изученного, знакомство с новым материалом.
Цели урока:
-учить определять жанровые особенности рассказа;
-учить характеризовать героев произведения;
-работать над структурно-содержательным делением текста;
-развивать навыки правильного осознанного чтения, устной речи;
-расширять словарный запас учащихся;
-формировать умения решать творческие задачи, коммуникативные компетенции
в сотрудничестве;
-пробуждать чувства любви, доброты, сострадания к братьям нашим меньшим;
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать жанровые особенности рассказа | Принимать и определять учебную задачу, планировать ее выполнение | Высказывать свое отношение к прочитанному |
Характеризовать героев произведения | Участвовать в работе группы | Проявлять интерес к чтению великих русских писателей и поэтов. |
Делить текст на части, пересказывать | Находить необходимую информацию для выполнения проектной работы | Пробуждать в себе чувства сострадания, доброты к братьям нашим меньшим. |
Уметь читать произведение вслух с постепенным переходом про себя. |
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Ресурсы урока: учебник, карточки, иллюстрации к произведения,
подборка слайдов по теме урока.
Ход урока:
1.Мотивация познавательной деятельности.
-Здравствуйте ребята! Я думаю вы знаете, что человека украшает улыбка, а облагораживает труд. Давайте улыбнемся друг другу, возьмемся за руки, передадим тепло наших сердец. Теперь мы готовы к взаимовыручке, взаимопомощи, к решению различных учебных задач.
-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
- Всегда ли можете заметить боль, радость, печаль других людей?
Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, умением сопереживать ,сострадать, помогать нуждающимся.
-Вы работали над проектом: Книга о добре и дерево ДОБРА.
Первая и вторая группы собирали пословицы и поговорки о добре.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Крестьянским детишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу пели птицы. А где-то там, в глубине парка,
в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе усадьбу!
-Зачем граф зовет? Говорит, что хочет учить их грамоте. В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше.
-Кто этот граф? (Слайд 1,2)
(слайд 3,4)- расскажите об этой школе.
-Какими чертами характера обладал Л.Н.Толстой?
-Как он относился к людям? (слайд 5) «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его»
Третья группа учащихся искали стихотворения о доброте.
-Добрые чувства уже рождаются в детстве.: в труде, заботе о людях, о животных,…
Фотографии, сочинения о своих четвероногих друзьях подготовили ребята.
3.Постановка темы и целей урока.
-Как вы думаете, кому мы сегодня говорим : «Здравствуй, замечательный русский …»
-Какие благородные чувства пробуждают в нас произведения Л.Н.Толстого?
-Вспомните, в каких жанрах писал Л.Н.Толстой? (Слайд 6) (называем произведения)
4.Речевая разминка
-Правильно, осознанно читать- это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
Упражнение «Роза», «Свеча», «Лифт»
-Для правильного красивого чтения нужно правильное произношение звуков.
(карточка)
ТА-ТА-ТА, всем нужна доброта,
ТЫ-ТЫ-ТЫ, не жалейте доброты,
ТУ-ТУ-ТУ, всем подарим доброту.
Стихотворение : чтение про себя, прочитайте способом «Птичий базар», (Слайд 6)
-Каким тоном будем читать стихотворение? (чтение вслух)
- В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Это брошенный друг. (слайд 7)
-А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.
(Сочинения о своем друге: Коноваленко Арина)
5.Знакомство с новым произведением.
1) С царственной гривой, с гордой походкой 2.Кто к хозяину идет ,
Осмотрит свои он владения зорко. Она знать дает.
Даже не думай стать на пути.
С царской особой ты не шути. (Слайд 9)
(Пономарев А.)
2)Организация художественного восприятия.
-Приходилось ли вам читать грустные произведения?
Нашим эпиграфом будут слова: « Чуткому сердцу откроются тайны»(слайд 10)
-Как называется рассказ, с которым мы познакомимся?
-О чем нам может рассказать заголовок?
(Это рассказ – быль)
-История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой – нибудь моряк, который там бывал. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в авторе до конца жизни.
- А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?
-Раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
3)Чтение рассказа учителем.
4) Беседа после первичного прослушивания.
-Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?
Посмотрим на сюжет этого произведения.
-Что такое сюжет –это связь и последовательность событий.
Начало действий
-Как собачка попала ко льву? Что она чувствовала? (Страх)
Подтвердите словами из текста.
-Почему лев не тронул ее?
-Чем же закончилась их встреча? Подтвердите словами из текста.
-Что чувствует лев по отношению к собаке? ( Заботу)
Развитие действий
- В чем проявлялась забота льва по отношению к собачке?
-Какие чувства испытывала собачка?(Доверие)
Кульминация
Как вел себя лев после смерти собачки?
-Какие чувства испытывает лев? (Тоска)
-Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает эту тоску.
Развязка
Как вы думаете, отчего лев умер?
- Для чего писатель рассказал эту историю?
Л.Н. Толстой чувствовал и понимал боль животных.
Мне бы хотелось, чтобы мы тоже этому научились.
-Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они по- разному. Лев –хищник. Он в ярости разрывает другую собачку.
-Что вы можете сказать о человеке, который отдал собачонку на съедение хищнику?
-Прочитайте два последних предложения.
-Что вы почувствовали, читая эти строки?
-Мне приятно, что у нас в классе ребята с чуткими сердцами. (эмблема вручается)
6.Работа с пословицами.(Слайд11)
7.Организация художественного творчества.
-Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
(разыграть в ролях)
-Писатели пишут произведения с печальным концом, художники создают печальные картины, композиторы- печальную музыку. Зачем? (Всколыхнуть наши чувства)
Может они не нужны, потому что вызывают слезы?
8 Рефлексия
-Оцени свою работу на уроке и в подготовке к открытому уроку.
-Что произвело на вас большое впечатление?
9.Итог урока.
-С каким рассказом мы сегодня познакомились?
-Чтобы вы хотели сказать автору этого произведения?
-А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных
друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?
-Значит, у вас ребята большое и доброе сердце.
-На память вам сердечки с надписью «Самому доброму и чуткому»
10 Домашнее задание.(Слайд 12)
Нарисовать плакат «Защита животных»
Изменить и записать свою концовку к рассказу, чтобы она была радостной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.Н.Толстой 1828-1910г. Л.Н.Толстой – граф, русский писатель, почетный академик Петербургской АН.
Портрет Льва Николаевича Толстого . 1907.
Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.
Ясная Поляна
«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его» Л.Н.Толстой
Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед нею, бедной, Нет уже дорог.
K были сказки рассказы басни Л.Н.Толстой
"Чуткому сердцу откроются тайны"
Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Храброму смерть не страшна. Один за всех и все за одного. Сила сломит всё, а ум силу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания по тексту....
конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой
конспект урока литературного чтения по УМК "21 век " по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...
конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой
конспект урока литературного чтения по УМК "21 век " по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...
технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула
урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина
Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"...