Урок литературного чтения "Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель урока:
- продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
- развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
- формировать личностное отношение к окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 19.72 КБ |
priemysh_0.ppt | 2.27 МБ |
pamyatka_po_sostavleniyu_modeli.docx | 661.53 КБ |
Предварительный просмотр:
29.03.13.
Открытый урок по литературному чтению.
Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».
Цель урока:
- продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
- развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
- формировать личностное отношение к окружающей действительности.
Задачи урока:
- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;
- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
- знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
- развивать мышление, связную устную и письменную речь, память;
- воспитывать умение слушать и уважать мнение своих товарищей.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
- Доброе утро, уважаемые гости, родители! Сейчас вы присутствуете на уроке литературного чтения в 3 классе.
- В начале каждого урока я провожу с детьми 5 – минутку чтения вслух для развития скорости чтения. Ребята приносят свои книги и читают на уроках.
- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли учеников.
2. Мотивация и целеполагание.
Игра "Вспомни и назови"
-Прослушайте отрывки из произведений, назовите автора и название этого произведения.
Ей было скучно одной, и она все время думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Вспоминают ли про нее? Благополучно ли долетели? Времени было достаточно, чтобы можно было подумать обо всем. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где прыгали белки и зайцы, посвистывали рябчики. Однажды со скуки Серая Шейка забралась в лес и очень перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида , лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился , и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Л.Н.Толстой " Лебеди".
- Как вы думаете, что объединяет эти два произведения?
(они о животных)
- Попробуйте предположить тему урока. (Д.М.Сибиряк «Приёмыш»; чаще всего дети легко формулируют тему, т.к. написана на доске)
СЛАЙД 2
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, о животных.
- Поставьте перед собой цель на этот урок: что бы вы хотели узнать, чему научиться?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и учиться слушать и принимать чужое, учиться спорить.
- Далее мы с ребятами переходим к изучению нового материала: кратко знакомлю с биографией автора, когда и где родился, о чём писал свои произведения, интересные факты из жизни, в данном случае, почему такая фамилия.
3. Изучение нового материала.
Об авторе.
- Написал это произведение (Портрет М.- Сибиряка с датой рождения)
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель , который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150 , он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы . Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают многие писатели , а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появилась уже в детстве. СЛАЙД 3
4. Подготовка к восприятию нового материала.
-Прочитайте, как называется это произведение. (Приёмыш)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (сирота, которого взяли на воспитание чужие люди)
- Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)
- Ребята, можете вы по названию, определить, о ком или о чём пойдет речь в этом произведении? А в каком жанре написано произведение?
- Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
5. Словарная работа.
-При чтении этого произведения вам встретятся трудные и новые слова и выражения.
- Как вы думаете, а для чего нам нужно знать значение этих слов? (Для чего мы проводим словарную работу?) (чтобы понять текст; если потом где-то встретятся эти слова, тоже понимать, о чём говорят; писать стихи)
СЛАЙД 4, 5
Бобылём, особняком, сгрудятся, грезилось, дескать, на перелёте, божья птица.
(прочитаем по цепочке: второй ряд, третий ряд)
6. Первичное чтение произведения.
1) Чтение 1-й части (вслух учителем или хорошо читающим учеником)
- Вернёмся к вашим предположениям.
- Можно уже по первой части определить, о ком или о чём это произведение? (о лебеде)
- Почему автор назвал его Приёмышем? (ещё не понятно)
- Можно по первой части определить, к какому жанру мы отнесём это произведение? (рассказ)
- Почему? (описаны события, которые могли происходить в реальной жизни)
- А какова его тема? (о животных)
- Составим модель обложки этого рассказа. (заготовки-схемы лежат на ваших партах, дети уже знают, как обозначить жанр произведения и его тему, либо опираются на подсказку в конце рабочей тетради)
Проверяем ( на доске помещаю модель) СЛАЙД 6
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
- Почему прямоугольник? почему коричневого цвета?
- Физкультминутка (упражнения для глаз). СЛАЙД 7
2) Работа с иллюстрацией.
- А сейчас я вам предлагаю поработать с иллюстрацией. СЛАЙД 8
7. Итог урока. Рефлексия.
Прогнозирование.
- Как вы думаете, каким будет конец истории? Совпадёт ли ваше предположение с мнением писателя, вы узнаете дома, дочитав произведение дома. СЛАЙД 9
- А теперь попробуйте показать своё настроение с помощью сигнальных карточек:
* жёлтая – вам всё понравилось, всё понятно
* оранжевая – остались вопросы
* красная – было трудно на уроке
* зелёная – что-то удивило
- Дети очень любят поднимать зелёную карточку, бывает поднимают одновременно две. Нескольких ребят спрашиваю, почему именно такие карточки.
- И, подводя итог нашего занятия, я предлагаю вам закончить следующее предложение:
«Я хочу похвалить … за то, что…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк
Словарная работа Бобыль Особняком Сгрудятся одинокий человек отдельно от других объединятся в группу
Словарная работа Грезилось Дескать На перелёте Царская птица виделось то - есть во время перелёта важная птица
Д. Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш
Лебеди .
Прозвенел уже звонок. Значит, кончился урок. Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк Приемыш
Урок по творчесту Д. Мамина - Сибиряка.Включает в себя работу со словарями, прослушивание произведения П. И. Чайковского. К уроку прилагается презентация....
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
Презентация к уроку литературного чтения Д.Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Презентация к уроку по сказке Д.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....
Методическая разработка урока литературного чтения. Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка". Герой художественного текста. Его особенности.
Конспект урока литературного чтения по программе "Перспектива"....
Конспект урока литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выр...
Презентация к уроку чтения Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш"
В презентации отражены этапы урока чтения в 4 классе по теме Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш"....