А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Новомичуринская общеобразовательная школа № 3»
Конспект урока по литературному чтению
2 класс
Учитель: Черныш Г.Н.
ТЕМА: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели уроков : познакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; научить давать характеристику героям по плану, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, аудиозапись сказки.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Дети выразительно читают стихотворения о зиме.
III. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. (слайд 3) А угадать какое произведение мы будем сегодня читать, вам поможет иллюстрация.
Посмотрите на слайд 4.
- Догадались? Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк, которые должны знать дети. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом.
- Скажите, какие сказки Пушкина А.С вы знаете? Всего сказок у него пять. Какие? Посмотрите на следующие слайды и попробуйте отгадать. (слайды 5-8)
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
- Кто уже знаком со сказкой о рыбаке и рыбке?
- Можно по названию сказки рассказать, о каких героях пойдет речь?
- Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки - это новый рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.
IV. Изучение нового материала
1. (Учитель включает аудиозапись сказки.)
2. Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 1 часть (слайд 9)
ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле;
невод - большая рыболовная сеть;
откуп - плата;
простофиля - глупый, несообразительный человек.
Вопросы после чтения:
- Где жили старик со старухой?
- Сколько лет они жили?
- Какое чудо произошло?
- Как отнеслась старуха к рассказу старика?
- Какой вам представляется старуха?
- Каким вам представляется старик?
2-3 части
Чтение учащимися, по ходу чтения идет словарная работа.
корысть - выгода, польза;
кликать - звать;
пуще - больше;
бранится - ругается. Вопросы после чтения:
- Что теперь захотелось старухе?
- Как отнеслась к просьбе рыбка?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
4-5 части (слайд 10)
Читает учитель, дети следят по своим учебникам. По ходу чтения поясняются непонятные слова, читаются сноски. Вопросы после чтения:
- Успокоилась старуха?
- Что ей теперь хочется?
- Какой вы теперь представляете себе старуху?
- Изменилось ли отношение к ней?
Стала ли она добрее?
6-8 части
Читают ученики (про себя, затем вслух). Вопросы после чтения:
- Кем теперь захотела стать старуха?
- Почему это желание испугало старика?
- Выполнил ли он приказ старухи?
- Как изменилась старуха?
- А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?
- Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)
Самостоятельная работа . Тест по сказке.
1. Кто автор сказки «Золотая рыбка»
- Пушкин А.С.
- Токмакова И.
- народная
2. Какая сказка «Золотая рыбка»?
- волшебная
- бытовая
- о животных
3. Какой герой в сказке обладает волшебной силой?
- старик
- рыбка
- старуха
4. Чем старик поймал рыбку?
- сетью
- неводом
- удочкой
5.Сколько раз старик ходил к рыбке просить исполнить желания старухи?
3 5 7
6. Что попросил старик у рыбки 2 раз?
- корыто
- дом
- дворянство
7. Старик в сказке какой герой?
- положительный
- отрицательный
8. Сколько прожил старик со старухой?
- 50 лет
- 33 лет
- 100 лет
9. Что осталось у старухи из «подарков рыбки»
- дом
- корыто
- ничего
VII. Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?( учащиеся поднимают карточку )
Подведение итогов урока.
- С какой сказкой вы познакомились на уроке?
- Как бы вы поступили на месте старика?
- Какое ваше самое заветное желание?
Домашнее задание
Перечитать сказку, уметь находить нужный отрывок по вопросам, которые я завтра буду вам задавать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Содержит вопросы по содержанию сказки...
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс
Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...