Конспект урока по обучению граммоте в 1 классе (чтение)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Букварь - к мудрости ступенька.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_obucheniyu_grammote_v_1klasse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (чтение)

 

Составила и провела:

М.М. Горкуша

 учитель начальных классов

Горки 2016 год

Тема

Звук Л.

Тип урока

Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;
  • научить читать слоги, слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать  и развивать фонематический слух учащихся;
  • развивать артикуляционный аппарат учащихся;
  • развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко».

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование

Буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы, игрушки, пластилин.

Ход урока

1. Организация  начала  урока

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже  звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо,  улыбнёмся,
За работу все  возьмемся

2. Закрепление пройденного материала.

Презентация.

а) Артикуляционная гимнастика  

Игра «Молчанка»

Слайд1.- Показываю буквы и звуки, мимическими движениями лица   и губ дети  называют это звук. ( А, М, С, У. О, Н и др.)

- Я показываю мимикой выученные звуки и буквы,  дети поднимают соответствующую карточку с  буквой.

- На экране появляется буква (а, у, м, о, с, х,ш)

- Если звук гласный  дети хлопают в ладоши, если согласный не хлопают.

Слайд2. Азбука в картинках. Найди, покажи  и  назови  выученные буквы и звуки.

Слайд3. Набор разных картинок. Среди картинок  найдите слова, которые начинаются с выученных звуков и букв.

Задание4. Повторим стихи про выученные звуки и буквы.(а, у, м,о,с,х,ш)

А начало алфавита ,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко,

Ноги ставит широко.

Удобная буква!

Удобно в ней то,        

Что можно на букву

Повесить пальто!

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Что за буква светится

Ясным, ясным месяцем?

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С висит над домом. 

Маша по дрова ходила,

Два полешка уронила.

Друг на дружку, посмотри,

Получилась буква Х.

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

2. Изучение нового материала

Игра «Доскажи словечко».

Заставил плакать всех вокруг,

А он ведь  не драчун, он  (лук).

Тихо – тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе …(лопатой).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…(лису).

Лейся, дождик, веселей,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…( лужам).

Слайд4.

Демонстрация иллюстрации. (Лук, лопата, лиса, лужа).

б) Выделение нового звука из слов. Анализ звука.

  • Какой  звук слышим  в  начале этих  слов?
  • Какое место в слове он занимает?
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком Л.
  • Когда мы произносим этот звук, кончик языка поднимается за верхние зубы и прижимается к ним. Понаблюдайте за своим язычком
  • Произнесем звук Л хором, по одному, по рядам.
  • (Звук «Л»  не тянется, не поётся и трудно произносится, значит,  он гласный)
  • Звук Л обозначается  буквой Л, рассмотрим букву Л.
  • Построим букву Л из счётных палочек.
  • Вылепим букву Л из пластилина.

Фронтальная работа. На столе игрушки.  Дети выбирают игрушку, называют её, выделяют  звук  Л в слове и его место в слове,  дают характеристику звуку (звук Л трудно произносится, он согласный).(игрушку оставляют  на парте).

 Заучивание стихотворения про звук и букву  Л.

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» лесной шалаш.

  Физминутка

Поднимем руки столько раз,

Сколько лампочек у нас.

Наклонимся столько раз,

Сколько полочек у нас.

Мы присядем столько раз,

Сколько девочек у нас.

А подпрыгнем столько раз,

Сколько мальчиков у нас.

3. Закрепление материала

а) Игра «Услышав  Л,  все хлопаем», (читаю стихи)

Лает Лайка на лисицу:        

- Ты зачем в село пришла?

Любишь  лакомиться  птицей?

Уходи,  пока  цела!

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки  плела.

Работа с Букварем (стр. 40).

Разбор слова лыжи. Выделение и  характеристика звука Л, деление слова на слоги., определение количества слогов.

  • Как будем выделять букву « Л» на письме? Почему?

г) Работа с кассой букв.

Нахождение в кассе букв буквы Л, выкладывание буквы. Работа проводится индивидуально и фронтально.

д) Подготовка к чтению слогов. Речевая разминка (чистоговорки).

  • Ло-ло-ло на улице тепло.
  • Лу-лу-лу стол стоит в углу.
  • Ла - ла – ла во дворе лежит пила.
  • Ли – ли – ли быстро брёвнышко пили.
  • Ле – ле – ле весело пчеле.

е) Чтение слогов, слов  по Букварю.

    Физминутка: (показываю детям карточки с геометрическими  фигурами и линиями, дети считают и выполняют движения).

        - один -  подняться, потянуться,

        - два – согнуться, разогнуться,

        - три в ладоши 3 хлопка, головою  три кивка.

        - на четыре – руки шире,

        

              - пять руками помахать

              - на место тихо встать.

ё) Составление предложения по картинке Букваря. Работа со схемой предложения. Выделение слова с изучаемым звуком, деление слова на слоги, выделение слога с изучаемым звуком, характеристика звука.

4. Подведение итогов урока

  • Какой звук мы изучали на уроке?
  •  Посмотрите вокруг и назовите предметы, в названии  которых, есть      звук Л. (стол, стул, пол, потолок, стекло, лампа, люстра, ластик, полка, мальчики ).
  • Какой это звук? Почему?
  • Кружком, какого цвета мы будем его обозначать?

Всё ли вам было понятно?

Что показалось вам трудным.

Литература:

  1. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Изд- во «ЛИТУР», 1999.- 208с.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи: конспекты занятий.- М.:ТЦ»Сфера», 1999.- 112с.
  3. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224с.
  4. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. БУКВАРЬ для специальных( коррекционных образовательных учреждений   8 вида. Москва «Просвещение» 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала.  Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...

Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.

Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, пред­ложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."...

Конспект урока трудового обучения в 1 классе коррекционной школы. Тема урока: Составление по образцу сюжетной композиции «Лодочка»

Тема урока:  Составление по образцу сюжетной композиции  «Лодочка» Цель: создание аппликации «Лодочка» из геометрических фигур.Задачи: - Формировать умения учащихся а...