Урок чтения В.Белов "Малька провинилась"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
План-конспект урока чтения в 3 классе В.Белов "Малька провинилась" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malka_fgos.zip | 451.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с.Нижняя Пёша»
урок чтения в 3 классе
по программе «Школа России»
учитель Баландина М.А.
Тема: Василий Иванович Белов «Малька провинилась»
Цель урока: Учить наблюдать за животными и сопоставлять человеческие черты характера с чертами характера животных через произведения В.Белова используя художественные приемы.
- Ввести учащихся в художественный мир рассказа.
- Формировать у учащихся критическое мышление; умение предугадывать события; выражать свое мнение об увиденном и услышанном; обогащать словарный запас школьников.
- Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Ход урока:
1.Организационный момент:
2. Актуализация знаний: СЛАЙД 2
Посмотрите на портреты писателей. Какие из них вам знакомы?
Что их объединяет?
Как вы думаете, почему среди знакомых вам писателей, находится имя В.Белова?
Кто может назвать тему урока и сказать, что мы будем делать?
3. Объяснение нового материала:
- Знакомство с биографией В.Белова. СЛАЙД 3 - 4
Формирование познавательных УУД. Работа с информацией. Построение вопросов в устной форме.
Прочитайте текст, который лежит у вас на столах, о жизни В.Белова
(Приложение 1). Задайте по тексту вопрос однокласснику (старайтесь не повторяться).
Слово учителя, о жизни В.Белова.
Василий Иванович Белов родился в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.
Окончив сельскую семилетнюю школу, уехал в город Сокол, где получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.
Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтом Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная". В том же году была опубликована повесть "Деревня Бердяйка", с которой начался известный всем прозаик Белов.
Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству.
Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы. И сейчас в церкви открыт приход.
- Знакомство с рассказом «Малька провинилась» СЛАЙД 5
Сейчас вы будете слушать рассказ В.Белова «Малька провинилась». Читать будем с остановками. Во время чтения, постараемся перенестись в мир рассказа, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга.
Попробуйте предугадать, о чем пойдет речь в произведении.
Кого автор мог назвать Малькой?
Что значит провинилась? В чем могла провиниться Малька?
Сейчас мы прочитаем этот рассказ до первой остановки и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться.
(Читает учитель до слов «- Ладно, пускай живут»)
– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?
– От чьего имени написан рассказ? (от лица автора)
– Где происходили события, описанные в рассказе? ( В деревне.)
– Почему вы так решили? (Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.)
– Какой была речь хозяйки дома Лидии? (Грубой, сердитой.)
– Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку.
СЛАЙД 6
Формирование познавательных УУД. Работа с информацией. Обогащение словарного запаса.
(Дети называют слова, на экране появляются слова).
КРИВОНОГАЯ |
ШЕЛЬМА |
БЛУДНЯ |
БАТЯВКА |
БЕССОВЕСТНАЯ |
–Какие слова вам непонятны? Попытайтесь найти их значения в словаре. (Работа с толковым словарем Ожегова)
Шельма–мошенник, плут, обманщик. |
Блудня–ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний. Заречная деревня - деревня, находящаяся за рекой Деловито - толково, серьёзно, озабоченно Все впустую - ничего не достигая, зря |
– А вот значение слова батявка мы не найдем ни в одном словаре. В нашей местности оно не употребляется. Как вы думаете, оно ласкательное или ругательное? Какое слово по звучанию оно напоминает? (Батявка-тявка.)
– Какое из этих слов описывает внешность Мальки? (Кривоногая.)
– Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?
– Как вы думаете, понимала ли Малька, за что ее ругают? Прочитайте, как об этом написано в тексте. (Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка.) (Формирование личностных УУД. Нравственно-этетическая ориентация учащихся. Развитие этических чувств (совесть, стыд, вина)
– А за что же Лидия ругала Мальку, если то, что сделала Малька – это естественный закон жизни: деторождение, продолжение рода?(Лидии не хотелось лишних хлопот)
– А как Лидия обозвала щенят?
ШАРОМЫЖНИКИ |
– Что обозначает это слово?
– Прочитайте значение слова.
Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик. |
– Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?
(Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.)
– А пыталась ли маленькая ростом, неуклюжая, с кривыми лапками мама –Малька защитить своих щенят? Как? Подтвердите словами из текста.
– Какими качествами наделена Малька?
– Как вы думаете, как поступит Лидия со щенятами?
Сейчас мы будем читать рассказ до второй остановки и увидим, удалось ли нам с вами предугадать судьбу щенят.
III. Чтение до второй остановки до слов «Деревня, где я жил…»
– Удалось ли нам предугадать судьбу щенят?
– Как вы относитесь к поступку Лидии?
Почему она так поступила?
– Если бы Лидия оставила у себя щенят, кому пришлось бы заботиться о собаках? (Она понимала, что трех взрослых собак прокормить будет трудно, поэтому она их не выбросила, не утопила, а определила в надежные руки.)
– Какими качествами обладает Лидия? (С одной стороны, она жалостливая, заботливая, с другой стороны, она боится трудностей, ей не хочется брать на себя ответственность.)
– А что автор говорит о своих героях? («Лидия была довольна. Мальке не очень-то было приятно»)
IV.Физминутка.
V. Чтение до третьей остановки.
В рассказе, казалось бы, каждый определился со своей судьбой. Лидия довольна, щенята обрели себе дом, и у Мальки жизнь будет продолжаться привычным образом. Почему же на этом рассказ не заканчивается? На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?
( Встретится ли Малька со своими щенятами? Где она их найдет?)
Мы сейчас будем читать рассказ до последней, третьей остановки, и узнаем, удалось ли нам получить ответы на наши вопросы.
(Читают ученики.)
– Получили ли мы ответы на наши вопросы?
– Как Мальке удалось найти своего щенка? (По запаху, по следу Лидии.)
– Где произошла встреча рассказчика с Малькой? (На снежной тропе.)
– Что это была за снежная тропа? (Лава – это перекинутые два бревна, они соединяли два берега, две деревни.)
- Какой увидел автор Мальку при встрече с ней?
Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.
У. Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его. (“Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время”)
Вывод учителя: Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.
– Опасен ли путь был по этому самодельному мостику? (Да, ведь не было ограждения, а зимой было скользко.)
Но, несмотря на трудности и опасность, Малька ежедневно бегала в соседнюю деревню.
– Зачем она бегала туда каждый день в одно и то же время? (Кормить щенят.)
– Какой путь она проделывала? (2 километра)
– Как к этому относилась Лидия? (Весело, со смехом.)
– Почему же она тогда Мальку ругала, запирала? (Лидия беспокоилась о Мальке.)
– Изменилось ли у Лидии отношение к Мальке теперь? (Да. Лидия гордилась Малькой, она была рада проявлению материнских качеств у Мальки.)
– Как теперь она называет кутенка Мальки? (Дитятко.)
Какие качества характера Мальки показаны в рассказе? Формирование личностных УУД. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»
– В каких словах рассказчика дается оценка поступка Мальки? («Верная мамаша»)
– Верная – значит какая? (Любящая, заботливая, бесстрашная)
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого рассказа? (Я испытал чувства тревоги и сопереживания. Я боялся, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживал за Мальку и её беспомощных щенков!)
VI. Работа в группах.
Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы. (Приложение 2)
а) Всякой матери свое дитя мило.
б) Материнское сердце не знает покоя.
в) Отец и мать цены не имеют.
г) При солнышке тепло, при матери добро.
Прочтите собранные пословицы. СЛАЙД 8
– Что их объединяет? (Все пословицы о маме.)
– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?
–Какова главная мысль рассказа?
Обобщающее слово учителя:
Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете “равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги”, или собака, которая стремится покормить своего щенка, несмотря на трудности и преграды.
СЛАЙД 9
Нам живется легко и просто
Оттого, что своим теплом
Наши бабушки, наши мамы
Согревают наш милый дом.
Мир для нас защитить готова
Добрым сердцем любая мать!
Эти строки перекликаются с главной мыслью рассказа В.Белова.
VII. Рефлексия.
Нарисуйте смайлик к сегодняшнему уроку.
Домашнее задание:
Перечитать, (составить план или кроссворд).
Приложение 1.
Василий Белов родился в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина. Отец его в 1943 погиб на войне. Васе было 10 лет. Еще мальчишкой он начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Окончив сельскую семилетнюю школу, уехал в город Сокол, где получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.
Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2-м классе. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".
Приложение 2.
Всякой матери не знает покоя.
Материнское сердце при матери добро.
Отец и мать свое дитя мило.
При солнышке тепло цены не имеют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Урок чтения В.Белов "Малька провинилась"
Конспект урока...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...
Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»
Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...