Урок по литературному чтению "Устное народное творчество на Дону"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа, знать особенности чеченского фольклора. Воспитывать у учащихся художественную наблюдательность, культуру мышления, чувство доброты, сопереживания; любовь к родному краю, способность "видеть" и "слышать" красоту русского слова. Развивать творческое репродуктивное воображение к литературе, постлянное стремление к общению с книгой.
Пусть единство будет в мире,
Пусть границы будут шире
Для добра и единенья.
Для всеобщего терпенья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_na_donu.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха»
Цели:1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа, знать особенности фольклора чеченского народа
2. Воспитывать у учеников художественную наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть» и «слышать» красоту русского слова.
3.Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой.
Ход урока:
- Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.
Дети улыбаются друг другу.
1. Вступительное слово учителя:
-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной
на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха».
Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом
и второй родиной многим бедным и обездоленным людям.
Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками.
Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было
русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи,
свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие
условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и
песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились.
Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы
постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского
народа.
Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение
записанных на доске слов.
2. Словарная работа.
Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они
Затрудняются:
Корец, корчик –ковш.
Не убратая – не одетая.
Гутарить – говорить.
Кочет – петух.
Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в
конец девичьей косы.
3. Чтение сказки учителем и учащимися
4. Беседа по содержанию:
1) О чём эта сказка?
2) Понравилась вам она? Чем?
3) Назовите героев сказки?
4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему?
5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней.
5. Устное словесное рисование.
- Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке?
6. Защита рисунков.
Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и
мачеха?» ( « Морозко.»)
8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки донского края.
Задания классу:
- Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков.
1)Имеют зачин и концовку.
2) Цифра «3»
а) мачеха варит 3 яйца
б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями.
в) 3 раза лает собачка.
9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках (помощь уч-ся).
-В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.
Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их сказок.
Звучит песня « Кавказ»
Вед. 1- Кавказ… Ты удивляешь людей своей богатейшей природой.
Кто хотя бы раз был на Кавказе, тот не останется к нему равнодушен. Кавказ воспевают в своих стихах и песнях великие поэты и музыканты.
Вед. 2- Но самой главной и отличительной его чертой является необычайное гостеприимство.
А всё потому, что на территории Кавказа проживают люди разных национальностей, каждая из которых богата своей культурой и обычаями. Полиэтничность Кавказа продолжает расти, особенно быстрыми темпами в последние годы. Многонациональность обогащает этническую картину любого региона, делает его богаче, ибо каждый народ приносит яркие краски своей культуры, интересные особенности быта, веками накопленный производственный опыт и многое другое, что является ценным и для людей других национальностей.
Чеченцы, народ в России, основное население Чечни. В Чечне и Ингушетии проживают свыше 750 тысяч человек. Живут так же в Казахстане, Киргизии, на Украине и в других странах.
II. Основная часть.
1 чтец.
Любимый наш Кавказ,
Мы – дети твои
Любого языка и цвета!
Мы без твоей большой любви,-
Как листья без тепла и света.
2 чтец.
Все народы на Кавказе
Пусть живут в добре, тепле!
Будут дружными всегда,
Не воюют никогда!
3 чтец.
Пусть единство будет в мире,
Пусть границы будут шире
Для добра и единенья,
Для всеобщего терпенья!
- Страница « Приветствие»
Приветствие русских.
( На сцене появляются дети в национальных костюмах)
Реб.1- Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас в этом зале!
Русская история – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые мы - русские сохраняли и достоинство, и доброту.. В каждом русском доме , в каждой семье есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы, передаются рассказы о дедах, прадедах. Давайте будем ценить и беречь всё то, что передали нам наши предки! Будем любить свой народ, страну, природу, семью и друзей.
Стихотворение « Моя страна»
Страна моя, отчизна дорогая,
Люблю тебя как мать родную сын.
Люблю тебя, когда сияешь маем
И в блеске зимних снеговых седин,
Люблю леса твои, и реки, и озёра,
Люблю полей твоих бескрайние просторы:
Ты - самая прекрасная из стран.
Страна моя, Отчизна дорогая,
Ты всем народам служишь маяком.
Твоя звезда Кремлёвская сияет
Огнём надежды, дружеским огнём.
Приветствие чеченцев.
(Звучит чеченская музыка. На сцене появляются дети в национальных костюмах)
Приветствие на родном языке.
- Салам алейкум! Моаршал ду шуга, тха хьамхаса вежарий, йижарий, хьеший.
Нохчалла - это трудно переводимо.
«Нохчо» - значит «чеченец». Понятие «нохчалла» - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр норм жизни чеченца, это своеобразный кодекс чести.
Нохчалла – это умение строить свои отношения с людьми. Это неприятие любого принуждения, Чеченец с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином.
Нохчалла – это дружба. Дружба для горца понятие святое.
Стих-ие Абузара Айдамирова «Родной язык»
Те песни, что мне пела мать,
Учили мужеству и чести.
Я с песен начал познавать
Родной язык –
Язык чеченский.
Как отзвук хмурой старины,
Не испытавши в жизни страха,
Те песни были сложены
Дедами ратными вайнахов.
Мне в детстве песни пела мать
О горской доблести и чести.
Я с песен начал познавать
Родной язык –Язык чеченский.
«Единство народа – несокрушимая крепость» - гласит чеченская мудрость.
Так давайте же эти слова, сказанные нашими мудрыми предками, будем считать жизненным наказом.
Укрепим многовековую дружбу в нашем общем доме, который называется «Кавказ».
- Страница «Развлекательная »
1. В гости ходить- …(надо и к себе водить)
2. В тесноте да…( не в обиде)
3. Мир да лад -… (большой клад)
4. Где родился … (там и пригодился)
6. Нет ничего краше…(чем родина наша)
7. Коли в семье лад…(то не надо и клад)
8. Люби своих…(помни чужих)
Игра « Ручеёк»
- Страница «Кулинарная»
( Дети парами выходят на сцену и преподносят свои блюда гостям)
Вед.1 –Хороша земля Кавказа,
Как раздольна, широка,
Многонациональна, а в особом,
Гостеприимством славится она!
Вед.2- Встречайте, русские идут!
Пироги с собой несут!
Мальчик - пирогами угощайтесь!
Налетайте, не стесняйтесь!
Девочка- Кушайте на здоровье,
Приятного аппетита!
Вед.1 – Чеченцам тоже не устоять!
Будут национальными блюдами угощать!
Курсакас - сладкое тесто.
Мальчик- Хоза яила
- Заключение.
Вед.1-Вот и закончилась наша праздничная программа, посвященная Дню народного единства.
Вед.2- А на память, давайте сделаем , друзья, красивых голубей-символов свободы! И пусть они напоминают Вам о нашем сегодняшнем празднике!
Вед.1- Мы желаем всем Вам мира, добра, здоровья и благополучия.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Песня «Дружба крепкая не сломается»
Дружба крепкая не сломается, Не Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.2р.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг. 2р.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.2р
Вывод учителя. Обобщение.
. Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку;
сочинить свою сказку и записать её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество...
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ «ГОД НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ДОНУ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предметная неделя в начальной школе...
Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест..
Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест.....
Литературное чтение. Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество"
Урок обобщения и систематизации знаний....
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе: ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Презентация создана к уроку литературного чтения в третьем классе. В презентации ребята называют к какому жанру устного народного творчества относятся произведения....