Статья:" Регулятивные действия"
статья по чтению (4 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Проблема формирования умения планировать свою деятельность при работе с изложением и сочинением недостаточно освещена в методической литературе и требует изучения, как в теоретическом, так и практическом плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyativnye_deystviya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

              Регулятивные действия

Важней задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствовать их саморазвитию. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Одно из таких действий – планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Сформированность умений планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением позволит младшему школьнику овладеть связной письменной речью, воспринимать, воспроизводить и создавать текст. Проблема формирования умения планировать свою деятельность при работе с изложением и сочинением недостаточно освещена в методической литературе и требует изучения, как в теоретическом, так и практическом плане.

Одной из основополагающих идей стандарта начального образовании нового поколения является реализация деятельностного подхода в обучении. В частности, отражением данного подхода выступает формирование регулятивных универсальных учебных действий, связанных с организаций и самоорганизацией процесса обучения. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов научится и получит возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Щёголева Галина Сергеевна в своей статье « Организационно-деятельностный аспект формирования письменной речи младших школьников.» говорит: «Овладение  способами осуществления речевых действий реализуется путем применения таких методических приемов, как:   а)  составление плана действий перед выполнением того или иного задания (коллективно или самостоятельно); б) пооперационное осуществление действий с выделением выполняемых операций; в) составление итогового плана работы после выполнения задания; г ) составление памяток по выполнению того или иного вида работы с текстом».

Таким образом, в работе над развитием речи важно организовать работу с учетом всех компонентов учебной и речевой деятельности. Реализация деятельностного подхода в работе над развитием речи требует создания речевых ситуаций, приближающих условия урока  к естественным условиям общения, обусловливающих мотивацию речи, а также формирования действий и операций, входящих в состав осваиваемой учащимися деятельности.

Обучение изложению и сочинению предусматривает овладение учащимися комплексом речевых умений, теоретической основой для которых является ознакомление с текстом и его признаками. На начальном этапе обучения, как отмечает Г.С. Щеголева, объектом практических наблюдений учащихся становятся такие признаки текста, как тематическое единство предложений, основная мысль и средства ее выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений, наличие в тексте смысловых частей.

В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение такими сторонами текста, как  содержание, построение и речевое оформление. Для освоения письменной речи необходимы умения, связанные с совершенствованием текста. Соответственно, Г.С. Щеголева выделяет следующие группы умений:

  1. информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
  2. структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
  3. умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
  4. умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

     В ходе эксперимента работа будет строиться с использованием методических рекомендаций Г.С. Щеголевой, что позволит реализовать деятельностный подход в обучении изложению и сочинению, уделить особое внимание осознанию операционной стороны  формируемых умений, выделению операций, входящих в состав выполняемых действий. Осознанию своих действий в работе над изложением и сочинением будет способствовать составление плана работы, раскрытие его роли при написании текста, а также формирование умения работать по готовому плану.

Программа формирующего эксперимента

Этап

Тема

Цели

Виды упражнений

Подготовительный

1 урок

Подробное изложение по коллективно составленному плану текста «Медаль за отвагу».

1.Обобщение знаний о плане работы и его роли при написании текста.

2.Формирование умения работать по готовому плану работы (памятка)

3.Выяснение значения каждого действия в подготовке к изложению.

4. Различение понятий «план текста» и «план работы».

  • Определение типа текста;
  • запись опорных слов;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • коллективное составление плана текста.

2 урок

.

Сочинение по серии картинок «Рыбалка».

1.Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.

2.Формирование умения рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.

 3.Формирование умения выделять части в тексте.

  • Восстановление деформированного плана работы;
  • коллективное составление плана сочинения;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью.

Основной

3 урок

Подробное изложение

деформированного описательного текста «Свиристели» ( по Б. Павлову).

1.Формирование умения составлять план подготовки к изложению.

2.Формирование умения работать по составленному плану.

3.Формирование умения определять тему и главную мысль текста, соотносить их с заголовком;

4.Формировать умение раскрывать тему и главную мысль при передаче содержания текста.

  • Коллективное составление плана выполнения работы;
  • составление перечня опорных слов;
  • определение последовательности развития событий;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • выделение в тексте предложений, выражающих основную мысль.

4 урок

Сочинение по рисунку и данному началу «Помощь малышам».

1. Формирование умения составлять план подготовки к сочинению.

2.Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью;

3.Формирование умения описывать содержание рисунка, раскрывая замысел художника.

  • Составление плана работы в паре;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • составление вводной части из деформированных предложений.

5 урок

Выборочное изложение по диафильму «Как белки медвежат перехитрили» по Н. Лейкину.

1.Формирование умения составлять план работы над изложением с учетом его вида.

2.Формировать умения соотносить части текста с заголовками плана.

3.Формирование умения пользоваться планом текста при записи изложения. 4.Формирование умения раскрыть тему и главную мысль при передаче содержания текста.

  • Коллективное составление плана работы;
  • составление и запись перечня опорных слов в последовательности развития событий;
  • деление текста на части и составление плана изложения.

6 урок

Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»

1.Формирование умения составлять план работы над сочинением с учетом его вида.

2.Формирование умения передавать свое отношение к прослушанному произведению.

3.Формировать умения планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

  • Установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • Коллективное составление плана работы над сочинением;
  • самостоятельное составление плана сочинения.

7 урок

Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

1.Формирование умения планировать свою работу над изложением.

2.Формировать умения планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

  • Выделение действий, необходимых для подготовки к подробному изложению;
  • раскрытие значимости действий, связанных с определением темы и основной мысли;
  • деление текста на части и составление плана.

8 урок

Сочинение по картине 

«Подснежники»

1. Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению по картине.

2.Формирование умения раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

  • Самостоятельное составление плана выполнения работы с последующим обсуждением;
  • написание сочинения с опорой на план.

Контрольный

9 урок

Подробное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Как галчонок есть научился»

1.Определение уровня сформированности умения планировать свою деятельность при работе над изложением.

  • Самостоятельное составление плана работы над изложением;

10 урок

Сочинение

«Поездка на дачу»

1.Определение уровня сформированности умения планировать свою деятельность при работе над сочинением.

  • Самостоятельное составление плана работы над сочинением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками, как способ формирования регулятивных действий

Как исправлять ошибки, кому исправлять ошибки, способы исправления ошибок....

Регулятивные действия. Мониторинг.

Регулятивные действия. Мониторинг....

Формирование регулятивного действия целеполагания у младших школьников

Данная статья опубликована в сборнике: Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие / под ред. О. Н. Бершанской. – Ки...

Формирование регулятивных действий у младших школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением деятельности современного учителя. Особое место в группе образовательных результатов занимают регулятивные учебные ...

Статья "Формирование действий контроля и оценки у младших школьников"

В статье рассматриваются методические подходы к формированию на уроках и во внеурочной деятельности УУД, в частности регулятивных учебных умений: действий контроля и оценки у младших школьников....

Формирование регулятивного действия планирования на уроках русского языка в технологии деятельностного метода

В учебно-методических материалах раскрыта актуальность и сущность деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации деятельностного подхода в обучении. Использование технологии показано н...