Научная статья:" Сказки Х.К. Андерсена в современных вариативных программах"
статья по чтению (3 класс) на тему
Для выяснения того, в каком объеме изучаются сказки Х.К. Андерсена в начальной школе, какие примы работы рекомендуются мной были взяты для анализа 8 программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_h.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки Х.К. Андерсена в современных вариативных программах
Гуманизация образования способствовала появлению множества вариативных программ для начальной школы. Сохраняя базисное содержание начального образования, каждый из авторов программ отразил свою точку зрения на процесс чтения и литературного образования младших школьников. Исходя из этого, каждая программа реализует свои цели и задачи, опирается на определенные принципы в построении курса, предлагает приоритетные приемы работы, а также определенный круг произведений для чтения.
Для выяснения того, в каком объеме изучаются сказки Х.К. Андерсена в начальной школе, какие примы работы рекомендуются мной были взяты для анализа 8 программ.
Целью проводимого анализа было определение:
- Класса, в котором автор программы предлагает познакомить младших школьников со сказками Х.К. Андерсена.
- Объема сказок Х.К. Андерсена, предполагаемых для изучения в данной программе.
- Приемов и способов деятельности учащихся, которые помогут им воспринимать художественное произведение.
На основе анализа выбранных программ была составлена таблица.
Сказки Х.К. Андерсена, изучаемые в современных программах по литературному чтению для начальной школы
Название программы | Сказки Х.К. Андерсена, изучаемые в данной программе | Класс | Методические рекомендации | |
1 | Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. | «Принцесса на горошине» «Дикие лебеди» «Гадкий утенок» | 2 3 |
|
2 | Воюшина М.П. | «Дюймовочка» «Гадкий утенок» «Русалочка» «Соловей» «Стойкий оловянный солдатик» «Штопальная игла» | 3 3 4 4 4 4 |
(Обращение учащихся к тексту сказки и устное описание).
|
3 | Чтение и начальное литературное образование. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В | «Стойкий оловянный солдатик» | 3 |
|
4 | Литературное чтение Ефросинина Л.А. Оморокова М.И. | Стойкий оловянный солдатик» «Принцесса на горошине» «Пятеро из одного сундучка» «Снеговик» «Ель» «Самое невероятное» «Дети года» «Девочка со спичками» | 1 2 3 4 4 4 |
Х.К. Андерсена и народные сказки, определяют отношение автора к героям сказки, учатся пересказывать сжато по плану.
|
5 | Чтение и литература Джежелей О.В. | «Принцесса на горошине» «Русалочка» | 2 4 |
иллюстраций, помещенных в книге.
|
6 | Начальное литературное образование. Левин В.А. | «Новое платье короля» «Русалочка» | 2 4 |
|
7 | Литературное чтение. «Родное слово» Грехнева Г.М. Корепова К.Е. | «Огниво» «Оле-Лукойе» (гл. Понедельник, вторник, среда, воскресенье) | 3 4 |
главной мысли сказки.
|
8 | Литературное чтение. Кубасова О.В. | «Пятеро из одного сундучка» «Ель» «Ромашка» «Русалочка» «Эта басня сложена про тебя» | 3 4 |
Также имеет место составление плана, пересказ прочитанного разными способами, выделение непонятных слов и выражений, выяснение их значений. |
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что наиболее полно сказки Х.К. Андерсена представлены в программах М.П. Воюшиной,
Л.А. Ефросининой, О.В. Кубасовой.
В объяснительной записке к программе Л.Ф. Климановой и В.Г. Горецкого «Литературное чтение» говорится, что знания детей «должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера»[1]. Согласно программе, на протяжении трёх лет обучения школьники знакомятся на практическом уровне с двенадцатью понятиями: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, сказка, былина, рассказ, басня, стихотворение, абзац, подзаголовок, красная строка. Однако этот набор знаний не может в полной степени обеспечить реализацию литературоведческого принципа, который «нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция»[2].
Таким образом, если проследить соотношение знаний и умений, то очевидно, что между ними нет чёткой взаимосвязи. Программой не предусмотрено знакомство с понятиями тема, основная мысль, сюжет, композиция, значит, задания не отвечают тем особенностям сказок Андерсена, которые выделены в параграфе 1 и предложенная работа не ведёт к полноценному восприятию сказки, к выявлению её смысла, к постижению авторского видения, к пониманию героев.
В программе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» представлены «отдельные теоретико-литературные понятия»[3], с которыми дети должны познакомиться на практической основе. Последовательность их усвоения диктуется расположением материала, поэтому набор знаний не претендует на системность. В поле зрения младших школьников оказываются 26 понятий, но знаний, которые нужны детям для того, чтобы выполнить задание не хватает. Задания не отвечают тем особенностям сказок Андерсена, которые мы выделили в первом параграфе. Предложенная работа не ведёт к полноценному восприятию сказки, к постижению авторского видения.
Программа Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой предлагает ориентировку в следующих понятиях: тема, идея произведения: литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция[4]. В этом перечне видна определённая логика, но не всегда выдерживается научный принцип подачи материала. Связь между читательскими умениями, приведёнными в программе, приёмами работы и перечнем литературоведческих представлений прослеживается не всегда. Задания, заявленные в программе, не отвечают тем особенностям сказок Х.К. Андерсена, выделенным в первом параграфе. Предложенная работа не ведет к полноценному восприятию сказки.
Программа В.П. Воюшиной предполагает, что «ведущим элементом содержания литературного образования является система читательских и литературных умений»[5]. Одним из главных элементов содержания литературного образования - это формирование литературоведческих знаний у младших школьников. Отбор знаний и уровень их освоения определяются потребностью учащихся в данных знаниях для осуществления практической деятельности. Знания не должны преподноситься детям в готовом виде. Начальные литературоведческие и речевые знания формируются в процессе наблюдений за особенностями изучаемых произведений[6]. Связь между читательскими умениями, приёмами работы и перечнем литературоведческих представлений, приведённые в программе всегда прослеживается. Задания в программе
М.П. Воюшиной отвечают тем особенностям сказок Андерсена, которые выделены в первом параграфе. Предложенная работа ведет полноценному восприятию сказки, к выявлению ее смысла, к постижению авторского видения, к пониманию героев.
Литературоведческие знания, получаемые младшими школьниками при изучении сказок Х.К. Андерсена, различаются в зависимости от того, по какой программе обучаются учащиеся.
Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова: «Формирование у учащихся основных литературоведческих понятий, имеющие целью дать им систему знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае она рискует превратиться в пустой формализм».[7] Процесс овладения понятиями предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного, конкретно-действенного и эмоционального компонентов мышления. Нельзя забывать о взаимодействии мышления образного и понятийного, необходимо рано начинать с учащимися работу над понятийными категориями: «Чем конкретнее представление, тем полновеснее понятия; чем ярче образное мышление, тем больше даст оно и для мышления понятийного. Чем больше уточнят учащиеся понятий, тем ярче их конкретные образные представления».[8] Должно быть взаимодействие двух систем: системы анализа художественных произведений и системы изучения литературоведческих понятий. В основе системного изучения литературы лежит углубление связей между личностным восприятием произведения, его изучением и владением системой литературоведческих понятий. Выясняя составные части произведения и значение каждой части для понимания целого, учащийся ставит рядом и составляет характеры героев, следит за развитием действия, понимает авторскую позицию. Школьный анализ литературного произведения носит ярко выраженную воспитательную направленность. В ходе анализа учащиеся переходят от художественной конкретности произведения словесного искусства к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обобщениям теоретико-литературного плана. Иного пути формирования литературоведческих понятий в школьном образовании нет.[9]
[1] Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение//Программно - метод. материалы: Чтение. Нач. шк./Сост. Т.В. Игнатьева. -4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-С.34.
[2] Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение// Программно - метод. материалы: Чтение. Нач. шк./Сост. Т.В. Игнатьева. -4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-С.33.
[3] Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Чтение и начальное литературное образование// Программно - метод. материалы: Чтение. Нач. шк./Сост. Т.В. Игнатьева. -4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-С.49.
[4] Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/ Рук. проекта проф. Н.Ф. Виноградова. - М.: Вента-Графф, 2001.-С.56.
[5] М.П. Воюшина. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. 2-е изд., переб. - СПб: Папирус, 2003.-С.6.
[6] М.П. Воюшина. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. 2-е изд., переб. - СПб. :Папирус, 2003.-С.7.
[7] В.В. Голубков. Методика преподавания литературы. - М., 1962.- С. 202-203.
[8] О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. педвузов./Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-С.274.
[9] О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. педвузов. /Под ред. О.Ю. Богдановой.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. -С. 289.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»
В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями ...
Научная статья: Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена
Известный исследователь скандинавской сказки и творчества АндерсенаЛ.Ю. Брауде писала: «Литературная сказка Скандинавии выросла не на пустом месте. Подготовительной ее стадией была сказка народн...
Научная статья: " Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена"
Давая определение литературной сказки, необходимо учитывать различные тенденции ее понимания наукой, выявить наиболее характерные для этой сказки черты. Литературная сказка связана с фольклорным...
Статья "Сказка в работе учителя начальных классов."
В статье рассматривается сказка как средство воспитания и развития ребенка. Авторы делают вывод о необходимости использования сказок в работе с учащимися начальной школы....
Театрализованное представление «Путешествие по сказкам Андерсена» (К 210- летию со дня рождения Г.Х. Андерсена) Для учащихся 1-4 классов.
данный материал был использован в начальных классах для проведения внеклассного мероприятия к юбилею Г.Х.Андерсена....
Статья"Сказки- подсказки как средство познания математических понятий в игровой форме на уроках математики в начальной школе."
В статье я рассказываю о том, как с помощью придуманных мной образов- сказочных героев- жителей страны Математики, можно познакомить учащихся начальной школы со сложными математическими понятиями: зад...
Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....