Статья «Сказка как средство педагогического воздействия на сознание младших школьников»
статья (1 класс)
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
Вопрос, на который пытаются ответить ученые и педагоги уже много лет, звучит так: «Какой же наш современный младший школьник?». Действительно, портрет современного ученика составить довольно сложно, ведь все дети разные, каждый по-своему индивидуален, к каждому нужен определенный подход. Одни схватывают материал «на лету», другим нужны дополнительные занятия и разъяснения.
Мир глазами ребенка выглядит иначе, чем взрослого. Дети воспринимают все гораздо эмоциональнее и ярче. К сожалению, у всех случаются страхи, переезды, потери близких людей и другие события, которые еще сложно осознать правильно. Часто в стрессовых ситуациях требуется помощь, чтобы поменять восприятие текущих событий в разных жизненных ситуациях.
Первое «научное пособие», с которым ребенок знакомится в своей жизни – это сказка. Еще не научившись читать, он уже слышит от родителей сказки, и в его сознании запоминаются сказочные персонажи и способы их поведения. Сказка действует незаметно, на бессознательном уровне. В сказке можно найти несколько смысловых слоев, каждый из которых важен.
Сказка – это не просто литературное произведение, это инструмент развития фантазии, творчества, планирования своей деятельности в разных обстоятельствах. В сказках в метафорической форме можно найти все современные жизненные ситуации: битва Добра со Злом, где Добро закаляется в испытаниях, а Главный Герой развивается, обретает Силу и быстроту мышления.
Основываясь на этом, на уроках педагоги используют сказку как средство формирования определенных способов действия в учебной и повседневной жизни.
- Сущность понятия сказки
Сказка является одним из жанров фольклора. Существует множество трактовок данного понятия. Мы рассмотрим наиболее полное определение, которое дал составитель «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов [6]:
Сказка, -и, ж.
Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина.
Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.).
сказка. Тоже, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни в сказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. II уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.
Сказка существует в течение многих веков. Впервые слово «сказка» как термин встречается в XVII веке и обозначает виды вымышленной устной прозы. До середины XIX века сказку не воспринимали как серьезный литературный жанр, считалось, что сказки читают только низшие слои общества или дети. Позднее, лишь в XX веке, на основании исследований Б. Беттельхейма [1], К. Юнга [12] и филолога-фольклориста В. Проппа [7] была построена современное теоретическое построение работы над сказкой.
Не случайно и то, что в процессе коррекции поведения используется именно сказка, ведь произведения, входящие в мир детской литературы, написаны не только для детей, но и для взрослых. «Первые сказки также не являли своим адресатом ребенка, дети слушали их вместе со взрослыми, а впоследствии сказка видоизменялась и адаптировалась специально для юных слушателей». [5]
В настоящее время сказка, бесспорно, является самым популярным видом литературы для детей. Сказки нравятся детям потому, что суть истории всегда проста, понятна и наполнена житейской мудростью. После прочтения сказка оказывает полезное психологическое действие – освобождает от негативных эмоций и различных переживаний.
Работа со сказкой – «это открытие знаний и опыта, что скрыт внутри нашей души. Сказку можно представить огромным пирогом, каждый кусочек которого пропитан своим индивидуальным смыслом». [9] Волшебные истории часто используют педагоги начальной школы, преподнося их в игровой форме. Это объясняется тем, что у младших школьников в первые годы обучения еще преобладает ведущая игровая деятельность. Используя сказку, учитель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и последовательность выхода из проблемной ситуации. Сказки могут иметь несколько частей, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят различные приключения. Это удобно, потому, что ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, легче сравнивает себя с ними и накапливает опыт действия в различных жизненных ситуациях. Сказка также может использоваться «как форма сочинения, изложения с продолжением (вариациями текста), как форма работы над ошибками и т. п. на уроках русского языка (чтения). На уроках чтения упражнения по сочинению сказок могут стать хорошим упражнением на умение создать стилизацию, подражание тому или иному писателю, его манере (авторской сказке) или сказке народной». [11] Работу со сказкой можно использовать как метод эмоциональной разгрузки после тяжелой контрольной или, чтобы поднять мотивацию к учению и получению новых знаний.
Сказка эффективна при работе с детьми младшего школьного возраста, потому что, во-первых, ведущей деятельностью ребенка первые годы обучения остается игра. Как мы знаем, в процессе игры дети часто мечтают и фантазируют, во время восприятия сказки дети делают то же самое. Сказка становится для ученика не только выдумкой или фантазией, но и другой реальностью, которая позволяет глубже смотреть на явления обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной сказочной форме познавать мир взрослых.
Во-вторых, у младшего школьника в сильной степени развит механизм отождествления себя с другим человеком или положительным героем истории, положение которого более привлекательно по сравнению с другими. Он без труда присваивает правильные моральные нормы, ценности, образцы поведения любимого персонажа. В процессе восприятия сказки ученик сравнивает себя с героем. Это позволяет понять ребенку, что многие сталкиваются с такими же проблемами и переживаниями. При этом ему предлагаются разные способы выхода из сложившейся ситуации, пути решения ссор и эмоциональная поддержка.
«Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга». [3] Функции у полушарий в процессе восприятия сказки различны: левое извлекает из сюжета логический смысл, а с помощью правого ребенок фантазирует, мечтает и воображает. В процессе урока педагогу сложно отследить, каждый ли понял сказку целиком, однако, положительный эффект от работы остается на подсознательном уровне. Также стоит отметить, что одна и та же сказка по-разному влияет на детей – каждый находит разные смыслы, актуальные для него, созвучные его проблемам. Опытным путем выяснилось, что у детей без особых проблем целенаправленная работа со сказкой не находит чувственного отклика. Они воспринимают ее просто как интересную историю, которая не приводит к изменениям в их поведении.
Приемы работы со сказкой вполне могут освоить не только педагоги, но и родители младших школьников. Зачастую родители просто читают своим детям сказки перед сном, или потому что ребенок просит их, но они не всегда осознают, почему и зачем они это делают, поэтому не обсуждают прочитанный текст. Тем не менее, чтобы правильно использовать сказки и не навредить ребенку, им необходима помощь: помощь учителя, консультации или рекомендации. Освоив приемы работы со сказкой, родители смогут лучше понимать своего ребенка – через сказку можно узнать о таких переживаниях, которые дети не до конца осознают или о которых стесняются говорить напрямую. Это также прекрасный вид совместного досуга с ребенком, так как сказки можно сочинять, рассказывать и даже разыгрывать представления. Следовательно, сказка укрепляет доверие и улучшает взаимопонимание родителей и детей. Если родители будут использовать свою интуицию и наблюдательность, то сложные ситуации, с которыми сталкивается ребенок, можно будет решить в самом начале, не доводя это до проблемы.
Наша жизнь – большая сказка. Родители, общаясь с детьми сразу, не дожидаясь пока они вырастут, воспитывают их и сами меняются в лучшую сторону. Работа со сказкой в свою очередь помогает избежать скучного воспитания и учит правильно пользоваться всеми возможностями, которые дает каждый день, помогает раскрыть таланты и способности ребенка и взрослого.
- Виды сказок и их функции
Исследователи классифицировали народные сюжеты, чтобы было легче и удобнее работать со сказкой. Данная классификация совпадает с литературоведческой и включает в себя:
Бытовые сказки, сказки-басни, истории о жизни (например: «Каша из топора», «Заяц и черепаха» Эзопа);
Сказки про животных (например, «Лиса и Котофей Иванович» или басни про животных);
Волшебные сказки ("Двенадцать месяцев", "Летучий корабль", "Морозко").
Из всех перечисленных видов волшебные сказки чаще всего пробуждают воображение и надолго остаются в памяти младших школьников. Тем не менее, при работе со сказкой наиболее удобны для проекции бытовые истории и басни. Чем волшебнее, нереальнее текст, тем сложнее установить связь между историей и опытом ребенка.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева обобщила данную классификацию и создала собственную типологию сказок, которая сейчас хорошо известна каждому практикующему специалисту. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные [4].
Рассмотрим каждый вид по отдельности с педагогической точки зрения:
Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Эти сказки не имеют конкретных авторов, так как создавались веками. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
Психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неадекватного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Данные сказки эффективны в работе с детьми младшего школьного возраста;
Психотерапевтические сказки раскрывают смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны (например, сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена);
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений. Задачей таких сказок является создание в бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.
Всем видам сказок присуще определенные функции. Учителя чаще всего используют воспитательную функцию сказки на своих уроках. Сказка способна оказать воспитательное воздействие, так как не содержит руководящих указаний, обязательных для исполнения. Она позволяет в мягкой форме объяснить ребенку, как следует поступать, чтобы не нанести вреда себе и окружающим.
Также существуют еще две функции сказок – диагностическая и терапевтическая. Первая позволяет использовать сказку как методику, чтобы опытный педагог определил причину проблемы, с которой столкнулся ученик. Вторая психологически готовит ребенка к сложным эмоциональным ситуациям, учит не стесняться своих эмоциональных переживаний и предлагает способы действия в кризисных ситуациях.
- Знакомство младших школьников со сказкой. Направления работы со сказкой
Чтобы заинтересовать детей младшего школьного возраста, многие учителя придумывают разные формы работы со всеми видами сказок, основываясь на популярных направлениях:
Интерпретация сказки
Рассказывание сказки
Сочинение сказки
Переписывание сказки
Изготовление героев и постановка сказки
Рисование сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvo_valya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Сказка как средство педагогического воздействия на сознание младших школьников»
Введение
Вопрос, на который пытаются ответить ученые и педагоги уже много лет, звучит так: «Какой же наш современный младший школьник?». Действительно, портрет современного ученика составить довольно сложно, ведь все дети разные, каждый по-своему индивидуален, к каждому нужен определенный подход. Одни схватывают материал «на лету», другим нужны дополнительные занятия и разъяснения.
Мир глазами ребенка выглядит иначе, чем взрослого. Дети воспринимают все гораздо эмоциональнее и ярче. К сожалению, у всех случаются страхи, переезды, потери близких людей и другие события, которые еще сложно осознать правильно. Часто в стрессовых ситуациях требуется помощь, чтобы поменять восприятие текущих событий в разных жизненных ситуациях.
Первое «научное пособие», с которым ребенок знакомится в своей жизни – это сказка. Еще не научившись читать, он уже слышит от родителей сказки, и в его сознании запоминаются сказочные персонажи и способы их поведения. Сказка действует незаметно, на бессознательном уровне. В сказке можно найти несколько смысловых слоев, каждый из которых важен.
Сказка – это не просто литературное произведение, это инструмент развития фантазии, творчества, планирования своей деятельности в разных обстоятельствах. В сказках в метафорической форме можно найти все современные жизненные ситуации: битва Добра со Злом, где Добро закаляется в испытаниях, а Главный Герой развивается, обретает Силу и быстроту мышления.
Основываясь на этом, на уроках педагоги используют сказку как средство формирования определенных способов действия в учебной и повседневной жизни.
Сущность понятия сказки
Сказка является одним из жанров фольклора. Существует множество трактовок данного понятия. Мы рассмотрим наиболее полное определение, которое дал составитель «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов [6]:
Сказка, -и, ж.
Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина.
Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.).
сказка. Тоже, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни в сказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. II уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.
Сказка существует в течение многих веков. Впервые слово «сказка» как термин встречается в XVII веке и обозначает виды вымышленной устной прозы. До середины XIX века сказку не воспринимали как серьезный литературный жанр, считалось, что сказки читают только низшие слои общества или дети. Позднее, лишь в XX веке, на основании исследований Б. Беттельхейма [1], К. Юнга [12] и филолога-фольклориста В. Проппа [7] была построена современное теоретическое построение работы над сказкой.
Не случайно и то, что в процессе коррекции поведения используется именно сказка, ведь произведения, входящие в мир детской литературы, написаны не только для детей, но и для взрослых. «Первые сказки также не являли своим адресатом ребенка, дети слушали их вместе со взрослыми, а впоследствии сказка видоизменялась и адаптировалась специально для юных слушателей». [5]
В настоящее время сказка, бесспорно, является самым популярным видом литературы для детей. Сказки нравятся детям потому, что суть истории всегда проста, понятна и наполнена житейской мудростью. После прочтения сказка оказывает полезное психологическое действие – освобождает от негативных эмоций и различных переживаний.
Работа со сказкой – «это открытие знаний и опыта, что скрыт внутри нашей души. Сказку можно представить огромным пирогом, каждый кусочек которого пропитан своим индивидуальным смыслом». [9] Волшебные истории часто используют педагоги начальной школы, преподнося их в игровой форме. Это объясняется тем, что у младших школьников в первые годы обучения еще преобладает ведущая игровая деятельность. Используя сказку, учитель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и последовательность выхода из проблемной ситуации. Сказки могут иметь несколько частей, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят различные приключения. Это удобно, потому, что ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, легче сравнивает себя с ними и накапливает опыт действия в различных жизненных ситуациях. Сказка также может использоваться «как форма сочинения, изложения с продолжением (вариациями текста), как форма работы над ошибками и т. п. на уроках русского языка (чтения). На уроках чтения упражнения по сочинению сказок могут стать хорошим упражнением на умение создать стилизацию, подражание тому или иному писателю, его манере (авторской сказке) или сказке народной». [11] Работу со сказкой можно использовать как метод эмоциональной разгрузки после тяжелой контрольной или, чтобы поднять мотивацию к учению и получению новых знаний.
Сказка эффективна при работе с детьми младшего школьного возраста, потому что, во-первых, ведущей деятельностью ребенка первые годы обучения остается игра. Как мы знаем, в процессе игры дети часто мечтают и фантазируют, во время восприятия сказки дети делают то же самое. Сказка становится для ученика не только выдумкой или фантазией, но и другой реальностью, которая позволяет глубже смотреть на явления обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной сказочной форме познавать мир взрослых.
Во-вторых, у младшего школьника в сильной степени развит механизм отождествления себя с другим человеком или положительным героем истории, положение которого более привлекательно по сравнению с другими. Он без труда присваивает правильные моральные нормы, ценности, образцы поведения любимого персонажа. В процессе восприятия сказки ученик сравнивает себя с героем. Это позволяет понять ребенку, что многие сталкиваются с такими же проблемами и переживаниями. При этом ему предлагаются разные способы выхода из сложившейся ситуации, пути решения ссор и эмоциональная поддержка.
«Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга». [3] Функции у полушарий в процессе восприятия сказки различны: левое извлекает из сюжета логический смысл, а с помощью правого ребенок фантазирует, мечтает и воображает. В процессе урока педагогу сложно отследить, каждый ли понял сказку целиком, однако, положительный эффект от работы остается на подсознательном уровне. Также стоит отметить, что одна и та же сказка по-разному влияет на детей – каждый находит разные смыслы, актуальные для него, созвучные его проблемам. Опытным путем выяснилось, что у детей без особых проблем целенаправленная работа со сказкой не находит чувственного отклика. Они воспринимают ее просто как интересную историю, которая не приводит к изменениям в их поведении.
Приемы работы со сказкой вполне могут освоить не только педагоги, но и родители младших школьников. Зачастую родители просто читают своим детям сказки перед сном, или потому что ребенок просит их, но они не всегда осознают, почему и зачем они это делают, поэтому не обсуждают прочитанный текст. Тем не менее, чтобы правильно использовать сказки и не навредить ребенку, им необходима помощь: помощь учителя, консультации или рекомендации. Освоив приемы работы со сказкой, родители смогут лучше понимать своего ребенка – через сказку можно узнать о таких переживаниях, которые дети не до конца осознают или о которых стесняются говорить напрямую. Это также прекрасный вид совместного досуга с ребенком, так как сказки можно сочинять, рассказывать и даже разыгрывать представления. Следовательно, сказка укрепляет доверие и улучшает взаимопонимание родителей и детей. Если родители будут использовать свою интуицию и наблюдательность, то сложные ситуации, с которыми сталкивается ребенок, можно будет решить в самом начале, не доводя это до проблемы.
Наша жизнь – большая сказка. Родители, общаясь с детьми сразу, не дожидаясь пока они вырастут, воспитывают их и сами меняются в лучшую сторону. Работа со сказкой в свою очередь помогает избежать скучного воспитания и учит правильно пользоваться всеми возможностями, которые дает каждый день, помогает раскрыть таланты и способности ребенка и взрослого.
Виды сказок и их функции
Исследователи классифицировали народные сюжеты, чтобы было легче и удобнее работать со сказкой. Данная классификация совпадает с литературоведческой и включает в себя:
Бытовые сказки, сказки-басни, истории о жизни (например: «Каша из топора», «Заяц и черепаха» Эзопа);
Сказки про животных (например, «Лиса и Котофей Иванович» или басни про животных);
Волшебные сказки ("Двенадцать месяцев", "Летучий корабль", "Морозко").
Из всех перечисленных видов волшебные сказки чаще всего пробуждают воображение и надолго остаются в памяти младших школьников. Тем не менее, при работе со сказкой наиболее удобны для проекции бытовые истории и басни. Чем волшебнее, нереальнее текст, тем сложнее установить связь между историей и опытом ребенка.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева обобщила данную классификацию и создала собственную типологию сказок, которая сейчас хорошо известна каждому практикующему специалисту. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные [4].
Рассмотрим каждый вид по отдельности с педагогической точки зрения:
Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Эти сказки не имеют конкретных авторов, так как создавались веками. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
Психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неадекватного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Данные сказки эффективны в работе с детьми младшего школьного возраста;
Психотерапевтические сказки раскрывают смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны (например, сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена);
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений. Задачей таких сказок является создание в бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.
Всем видам сказок присуще определенные функции. Учителя чаще всего используют воспитательную функцию сказки на своих уроках. Сказка способна оказать воспитательное воздействие, так как не содержит руководящих указаний, обязательных для исполнения. Она позволяет в мягкой форме объяснить ребенку, как следует поступать, чтобы не нанести вреда себе и окружающим.
Также существуют еще две функции сказок – диагностическая и терапевтическая. Первая позволяет использовать сказку как методику, чтобы опытный педагог определил причину проблемы, с которой столкнулся ученик. Вторая психологически готовит ребенка к сложным эмоциональным ситуациям, учит не стесняться своих эмоциональных переживаний и предлагает способы действия в кризисных ситуациях.
Знакомство младших школьников со сказкой. Направления работы со сказкой
Чтобы заинтересовать детей младшего школьного возраста, многие учителя придумывают разные формы работы со всеми видами сказок, основываясь на популярных направлениях:
Интерпретация сказки
Рассказывание сказки
Сочинение сказки
Переписывание сказки
Изготовление героев и постановка сказки
Рисование сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».
« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника»....
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...
Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"
Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие когнитивного, эмоционального и мотивационн...
Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.
Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...
статья "Конструирование, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников".
формирование УУД младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности...
Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....