Статья"Сказки- подсказки как средство познания математических понятий в игровой форме на уроках математики в начальной школе."
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Ковалевская Яна Викторовна

В статье я рассказываю о том, как с помощью придуманных мной образов- сказочных героев- жителей страны Математики, можно познакомить учащихся начальной школы со сложными математическими понятиями: задачами в косвенной форме, периметром и площадью, различными величинами и т. Прилагается конспект  интегрированного урока математика+ окружающий мир 1 класс. тема:"Вычисление по числовому отрезку. Объёмные геометрические тела"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалевская Я.В.

Сказки-подсказки  как средство познания математических понятий в игровой форме на уроках  математики в     начальной  школе.

Руководящей  основой  нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода,  при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше крика, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

Я.А. Коменский

Проблема преемственности в обучении всегда была очень  актуальна. Педагоги начальной школы, принимая первоклассников, не всегда были удовлетворены качеством и содержанием дошкольной подготовки. Мне повезло уже много лет трудиться в особенном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №698 «Пансион».Собственно говоря, оно и было задумано  с целью создать оптимальные условия для бережного отношения к детям с точки зрения преемственности, непрерывности образования. В нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется важнейшему вопросу преемственности в обучении и воспитании наших питомцев.   Дошкольное отделение и отделение начальной школы образуют единый коллектив, имеющий общие цели, единую тему методической работы, единый подход к программам, формам и методам обучения и воспитании.  Мы имеем возможность проводить тесную совместную работу с коллегами- воспитателями детского сада и педагогами начальной школы . На совместных методических объединениях мы обсуждаем формы и методы работы с воспитанниками, вырабатываем единую стратегию в образовательном процессе. В прогимназии уже с дошкольного периода ведётся предметное преподавание, продолжается оно и в начальной школе. Каждый педагог ведёт свой предмет в нескольких классах. Преимущества предметного преподавания очевидны. Для педагога это возможность глубже изучить преподаваемую дисциплину, изготовить наглядные пособия, систематизировать методическую литературу, интернет-ресурсы. Для детей это возможность общения с разными людьми, формирования умения воспринимать информацию от людей разных темпераментов, разных характеров, использующих различный арсенал приёмов преподавания. Ученики начальной школы привыкают ходить по кабинетам, привыкают к большому количеству работающих с ними педагогов, и при переходе в среднюю школу избегают стресса. Но  в предметном преподавании могут таиться и «подводные камни». Ведь ребёнок-дошкольник и  ученик начальной школы в силу своих возрастных особенностей, воспринимает мир целостно.В детском саду на занятиях педагоги , в основном, используют игровые приёмы в обучении, что соответствует возрастным особенностям воспитанников. Но и в начальной школе игровые приёмы на уроках играют важную роль.

 Вот здесь  нам на помощь приходят сказки.

Удивление, окрыленность, любопытство, жажда познания в глазах учеников – вот что хочется видеть на уроках. Использование на уроках сказки - один из способов привлечения внимания детей к учебной деятельности и формирования их мотивации .

Если обратиться к толковому словарю, сказка – это народно-поэтическое или литературное повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказки любят и взрослые и дети. Сказка не только развлекает, но и воспитывает, учит, развивает.

В школе на уроках литературы подробно анализируются народные и авторские волшебные сказки, бытовые, сказки о животных. Но сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и воспитания добрых чувств.

Возможности сказки безграничны. Это позволяет использовать их не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка и даже математики.

Сказки, используемые на таких уроках, имеют свои особенности, которые выделяют их в отдельную группу.  Мы  назвали  их   сказки-подсказки

Сказки-подсказки позволяет в занимательной форме познакомить детей с новым учебным материалом. Их можно использовать при:

  • введении новых понятий, терминов;
  • закреплении пройденного материала;
  • на стадии рефлексии.

Сказка-подсказка позволяет активизировать познавательную деятельность детей, развивает фантазию, речевое творчество, логическое и пространственное мышление, учит детей сравнивать, сопоставлять, анализировать, формирует привычку доказывать своё мнение,  раскрывает потенциал личности ,и ,несомненно , воспитывает.

Образный мир сказки-подсказки учит ребенка воспринимать и создавать самому неожиданные ассоциации, работать с алгоритмами, усваивать новое через игру, через эмоционально-оценочную установку. Здесь не случайно возник вопрос об ассоциациях. По существу, все сказки-подсказки направлены на то, чтобы развивать в маленьком человеке естественный для него ассоциативный способ мышления, столь необходимый для успешного овладения любой творческой деятельностью и, прежде всего – учением.

Детям трудно осмыслить такие сложные вещи, как периметр, площадь, объём. Трудно научиться решать задачи, уравнения и находить закономерности.  Еще труднее научиться пользоваться абстрактными понятиями (например: величина, имена существительные – слова категории состояния и т.д.). Поэтому и теоретический и практический материал вплетен в сюжетные линии и диалоги героев.

И тогда ребенок и сам не замечает, как следя за развитием сюжета, усваивает теорию и, помогая героям, применяет на практике свои новые знания.

Известный врач и психолог Владимир Леви писал, что психика человека и ребенка в особенности, неизбежно сопротивляется всему обязательному. Помня об этом, хочется уйти от дидактизма: веселое и полное приключений повествование позволяет ребенку все время оставаться самим собой.

К героям сказок-подсказок дети привыкают, любят их. Они для них совсем живые, настоящие. Они наполняют уроки светом и предчувствием радости, которое так необходимо нашим детям.

 Сказка открывает перед ребенком возможность познавать, сопереживая, помогая сказочным героям.  Ребёнок- активный участник действия, ему предстоит много творить самому – фантазировать, сочинять, рассказывать.

Я преподаю математику по программе Л.Г.Петерсон, которая отличается высоким уровнем научности, сложности и строится на принципах развивающего обучения. В программе содержится большое количество абстрактных  понятий, которые нелегко освоить детям. Кроме того, мы не даём детям никаких готовых знаний. Сами дети в процессе участия в сказках-подсказках незаметно с интересом познают новое, усваивают трудный учебный материал, с удовольствием добывают новые знания,  делая ежедневные маленькие открытия . Роль же учителя- направить, помочь, поддержать.

 На мысль о создании сказочных героев-жителей страны- Математики меня натолкнули книги педагога Татьяны Рик. Раньше мы вели все предметы начальной школы, и я активно использовала  героев этих книг на уроках русского языка. Был там волшебник Имя  Существительное, фея –художница Имя Прилагательное, трудолюбивый дядюшка Глагол. То есть все герои были из области филологии. А на уроках математики по мере прохождения учебного материала, стали появляться мои « питомцы»: человечки Плюс и Минус, Мастера Умножитель и Делитель, Великан Больше и малыш Меньше, пёсик Равно, их друг  Сравнилкин, феи Закономерность и Задача, Цифроежка и мистер Икс, Периметр и Площадь,Объём  и многие другие. . Всех моих  сказочных героев можно условно разделить на группы:

  •  Знаки действий (Плюс, Минус, Умножитель. Делитель)

При знакомстве с новым арифметическим действием или понятием мы вместе с ребятами участвуем в увлекательной истории, в процессе которой дети знакомятся с героем, рассматривают его, по его внешнему виду, который , конечно, несёт на себе большую смысловую нагрузку,  догадываются, как зовут героя., кем он работает в Математике-стране. Они сами объясняют, почему Плюс толстенький, а Минус худенький, почему мастер Умножитель большой, а Мастер Делитель маленький и что означают волшебные шарики на посохе Делителя ( знак деления), почему плащи Умножителя и Делителя похожи, какие между знаками действий могут быть родственные отношения. Знаки- человечки понимают только математический язык, и дети привыкают к научной терминологии, грамотно называют компоненты и результаты арифметических действий.

  • Цифроежка, Буквоежка ( решение примеров с «окошечками», закономерности, числовой ряд),Мистер Икс (решение уравнений)

При изучении  нумерации Цифроежка «съедает» числа в числовом ряду, нарушает порядок чисел. При подготовке к решению уравнений дети учатся решать примеры с «окошечками», которые проделал в них прожорливый  Цифроежка. Его друг Буквоежка может работать в буквенных выражениях, нарушать закономерности, а дети их восстанавливают. При знакомстве с уравненим, с переменной, появляется таинственных мистер Икс. Дети сами объясняют, почему его лицо прячется под маской, пытаются догадаться, как можно разгадать его тайны.

  • Сравнилкин, великан Больше, малыш Меньше, большая и маленькая птички, пёсик Равно ( сравнение чисел и совокупностей)
  • При сравнении дети часто забывают значение знаков сравнения. Сначала они знакомяться с человечком Сравнилкиным, отыскивая разные знаки в его костюме. ( больше, меньше. Равно.неравно) Потом появляется Великан Больше и малыш Меньше, птички Сравнилки -каждый запоминает тот образ, который ему понятнее.
  • Фея Закономерность, Фея Задача, Косвенная форма, Фея Симметрия.

 Имена фей говорят сами за себя. Первая фея,с которой знакомятся дети, это Фея Закономерность. Её наряд помогает детям понять, что такое закономерность, запомнить трудное слово. У феи Задачи открытый и добрый нрав. Она старается помочь детям решить самые запутанные задачи. Для этого у неё есть волшебная книга, в которой спрятаны важные секреты( части задачи)  У её сестрицы-Феи Косвенной  формы , характер совсем другой.(дети видят это по её внешнему виду) Она старается ребят запутать, обхитрить. С ней нужно быть начеку, уметь её распознавать, хоть она и ловко прячется. Фея Симметрия помогает постичь понятие симметрии и её практическое применение.

  • Величины: Площадь, Периметр, Объём,

Тема «Величины» сложно даётся детям. Особенные трудности вызывают такие понятия ,как периметр и площадь. Поэтому на уроках сначала появился Периметр, и,глядя на него, дети запомнили, что он весь состоит из линий, что это линейная мера. Затем появился человечек Площадь, состоящий из квадратов ,и ребята запомнили,что площадь измеряется квадратными мерками, как самыми удобными. Позже появились 2 образа Объём- человечек и Объём-прозрачный кубик, которые познакомили детей с кубическими мерками .

  • Тройки величин Скорость, Время, Расстояние; Работа, Время, Производительность; Цена, Количество,Стоимость. (решение задач)

Эти жители страны Математики помогли понять и запомнить конкретный смысл математических одноимённых величин, узнать мерки, которыми данные величины измеряются, запомнить формулы нахождения этих величин.

  • Принц Десяток, Королева Сотня, Царица Тысяча ( нумерация) Король Гугол

При изучении нумерации их можно использовать для нахождения сходства и различий,в качестве счётных единиц.

  • Добрый Нуль и Злой Нуль ( умножение и деление круглых чисел)

При изучении вычислительных приёмов внетабличного  умножения и деления круглых чисел Добрый Нуль- помощник Мастера Умножителя, дарит нули произведению. Злой Нуль работает с мастером Делителем. Если есть нули в делителе, то оно нули-уничтожители (при делении на круглое число нули взаимноуничтожаются)

 Эти герои встречаются на наших уроках, взаимодействуют друг с другом, обогащая учеников математическим научным языком, раскрывая в взаимосвязи между  математическими понятиями. Знания прочно остаются в памяти, так как имеют положительную эмоциональную окраску и,  так называемые  «узелки на память». Например, если второклассники затрудняются в вычитании суммы из числа, стоит им лишь напомнить сказку о математических пирожках, и вычислительный приём всплывает в памяти.

  • Сказка о вкусных пирожках и добром числе.

          ( Вычитание суммы из числа.)

Однажды  знак Минус возвращался с далёкой  прогулки. Он очень устал и проголодался. « Хорошо бы сейчас чем- нибудь перекусить!»- подумал  Минус. И тут на лесной полянке   он увидел   весёлое толстенькое румяное число (какое?) 13. Число радостно улыбалось, а на травке рядом с ним стояла большая   прозрачная  сумка, в которой лежали  поджаристые аппетитные пирожки. «Здравствуй, число 13!Что это ты тут делаешь?»- сказал Минус.

«Здравствуй, Минус. Да вот, возвращаюсь от своей бабушки. Эх, она у меня такая мастерица- кулинарка, такие вкусные пирожки печёт. Уж так я наелось

у неё в гостях, а она мне ещё с собой дала. Слушай, Минус, ты, видно, издалека идёшь, устал, наверное, проголодался. Да и худенький ты какой! Давай-ка я тебя пирожками угощу!»-приветливо сказало доброе число.

«Бери сразу все, всю сумку!»-великодушно предложило число 13. Очень воспитанный знак Минус   застеснялся и скромно сказал: « Спасибо тебе, доброе число 13, но это неудобно- всю сумку забирать.» «Тогда возьми сначала часть»- число протянуло сумку Минусу и он скромно взял из сумки 3 пирожка. Пироги оказались такие вкусные, что Минус проглотил их в один миг.Число 13 весело засмеялось. « Что, вкусно? Я же говорило, что моя бабушка чемпион по пирожкам. Вот что, Минус. Идти тебе ещё далеко, бери-ка ты и оставшуюся    часть   пирожков с собой -они тоже очень вкусные, с математическим вареньем.» Минус поблагодарил доброе число, взял пирожки и пошёл дальше. По дороге он  встретил своего друга Математика и рассказал  ему о своей встрече.» Как хорошо, что числа такие добрые и щедрые, как удобно с ними работать-считать!»- воскликнул Математик.» Я ЗАПИШУ ЭТУ ИСТОРИЮ, И РАССКАЖУ ЕЁ ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ НАШЕЙ СТРАНЫ.»Он  записал её на математическом языке, с помощью цифр и знаков.(как?) 13-(3+5)= 13-3-5=5

Ученикам 3 класса сложно было усвоить правила деления круглых чисел с остатком.

На помощь пришла

                 Сказка о Злом Нуле и храбром маленьком Остатке.

В стране Математике все числа и знаки всегда жили мирно и дружно. Все занимались своим делом: сложением, вычитанием ,умножением и делением. Всем  жителям страны Математики очень нравилось работать с круглыми числами.( А вы знаете, что это за числа? Приведите пример) Как вы думаете, почему? Ну, конечно, потому что они такие симпатичные и вычисления с ними производить очень удобно. И складывать легко -(12000+35000=47000),и вычитать просто ( 9600-3400=6200) А при умножении с круглыми числами на помощь к Мастеру Умножителю всегда с радостью спешил Добрый Нуль.Он собирал кругленькие нули из обоих множителей и дарил их произведению.

          Всё было замечательно, пока мастер Делитель не решил попробовать деление с круглыми числами. Вдруг, откуда ни возьмись, из математического пространства появился Злой Нуль. «Ишь, добренькие тут какие собрались! Нули дарят!»- злобно завопил  Злой Нуль. « А я вот при делении их буду уничтожать !Отныне нули в делителе будут нули-уничтожители! Моё слово-закон!» Что же было делать? Математика-наука точная, и законы, как и в любой другой стране, нарушать нельзя.

          Так бы и радовался своей победе над круглыми числами Злой Ноль, так бы и продолжал толстеть, отбирая у круглых чисел нули, если бы однажды не встретился ему необычный пример   302900:60. Злой Нуль уже обрадовался новой добыче, потому что деление началось как обычно (как?) Нули взамноуничтожились. Но в конце деления, там, где под последней чертой должен был оказаться ноль. Вдруг оказалось число 2.  «Ты кто такой?Что ты тут делаешь?»-грозно спросил  Злой Нуль. «Я-Остаток .И я тебя вовсе не боюсь!»- ответило число 2. «А ну, сейчас же бойся! Ты же такой маленький, меньше делителя! Да я тебя…» - сдвинул брови Злой Нуль. «Я мал, да удал» -храбро ответил Остаток. «И ничего ты со мной не сделаешь. А я тебе приказываю -отныне и навсегда- сколько нулей ты при делении уничтожил, столько мне, Остатку ,и верни! Моё слово-закон!»

И  с тех давних пор при делении круглых чисел с остатком, Злой Нуль всегда возвращал Остатку столько нулей, сколько уничтожил вначале.

А  сказка « На Камышином озере» ,которая вплетается в урок приобретения новых знаний, помогла детям научиться считать по числовому ряду.

Объёмные  геометрические  тела:  конус, цилиндр, шар.

1 класс ( 1-4 )

Интегрированный урок математика + природоведение

Цели: Познакомить с понятием  « числовой отрезок»,  научить  решать  примеры  на сложение и вычитание с помощью  числового отрезка.

Познакомить  с объёмными геометрическими  телами - конусом, цилиндром, шаром.

Отрабатывать  вычислительные  навыки.                                                                                              

Познакомить с природным сообществом «болото», с его флорой и фауной.

1.  Мы продолжаем  путешествие по прекрасной  и загадочной стране  

Математике. Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, надо расставить числа  в порядке возрастания:

6 3  2  1 5 4              1 2 3 4  5 6

        б о л о  т о

2.Кто знает. Что такое  болото? Кто видел его, ходил по нему? Расскажите, как  оно выглядит, что растёт на болоте, каких животных , птиц, насекомых

можно встретить на болоте ?

О болоте  говорят: « Не  море, не земля , корабли не плавают  и  ходить  нельзя.» Чаще всего болота образуются в низинах  со стоячими  водоёмами. Представьте себе      лесное озеро, которое  не  имеет  стока. И в глубину земли  вода просочиться не может, т. к.  препятствует  водонепроницаемый слой-глина или скальный грунт. Вода  в таком озере  будет застаиваться, постепенно   зарастать водорослями, ряской, осокой,  мхами, самшитом, Так на поверхности  озера образуется  толстый  зыбкий, пружинящий и чавкающий под  ногами  растительный слой, ходить по которому  очень  

Опасно -  можно провалиться и увязнуть. Лишь над самыми глубокими местами и там , где со дна выбиваются ключи , видны ещё участки чистой воды – «окна». Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину.

И вот перед вами болото . На болотах своя растительность – мох, кукушкин

лен , камыш , тростник , осока ,клюква , морошка. Но больше всего мхов .

Свой на болотах  и животный мир: кабаны , лоси, болотные птицы , лягушки,

змеи, пиявки , стрекозы, мошкара ,комары .

Люди не любят болот, но значит ли это, что от болот нет никакой пользы?

Нет, не значит. Во- первых, болота, сохраняя в себе огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек. Во- вторых, остатки погибших растений, разлагаясь на дне  без доступа воздуха, превращаются в торф. А торф  очень ценен. Его используют как топливо, как удобрение, применяют в строительстве. Там, где болота полностью осушили ,- обмелели речки  ,

усохли дубравы ,появились сыпучие пески , исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе всё взаимосвязано. Поэтому решено сохранить в естественном состоянии, как заповедники, значительные площади болот и

Заболоченных лесов.

3.В стране  Математике  тоже есть  болота, и они  тоже приносят  пользу  тем, кто  внимателен и сообразителен. Прямо  по болоту  идти опасно, поэтому  будем пробираться по кочкам. Чтобы узнать, на какую кочку точно можно  ступить и не провалиться, надо  решить круговые примеры: ответ

предыдущего является началом  следующего примера.

4.Молодцы! Сумели перебраться через болото. Посмотрите, какую интересную форму имеют  кочки, по    которым мы прыгали.

Кто знает, как  называется   геометрическая фигура, на которую похожа

светло- зелёная  кочка? ( на конус ) Какие предметы в жизни  напоминают конус?  А тёмно- зелёная кочка? (  на цилиндр). Назовите, какие предметы

имеют форму  цилиндра. А кочка, на которой растёт камышинка?(  шар )

Что  имеет форму шара?

5.За  Математическим  болотом   есть  небольшая   пещера, где хранятся

 драгоценные  камни. Но пещера  на замке. Чтобы его открыть, надо  решить

числовую  цепочку:  5+1-1-1-1=3

Сколько новых  объёмных геометрических фигур  мы узнали?  ( 3)

Какие? ( конус, цилиндр, шар) Что общего есть у этих фигур? Назовите,

какую форму  имеют др. камни в пещере ( дети находят  среди  различных

объёмных фигур  конусы, шары, цилиндры.)

6.Скажите, легко ли вам было решать числовую  цепочку? (нет, много действий, можно ошибиться) Хотите  узнать  секрет, который поможет вам решить  самые сложные и длинные  числовые цепочки без  ошибок,

даже вот такие: 7+4+6-8-3? Тогда слушайте, сказка начинается

Жили- были  на берегу озера под названием  Камышовое  два друга -Лягушонок и Стрекозка. Всё у них  было  хорошо, и только одно их огорчало- они  почти  не умели  считать. Они даже не  могли сосчитать,

солько. камышинок  растёт на берегу  их родного озера. И  вот однажды  солнечным  деньком  Лягушонок   и Стрекозка  сидели, как обычно и

грустили. Вдруг на      тропинке  около озера послышались чьи-то  тихие

шаги. Друзья обернулись и увидели   незнакомца .Вот такого ( показываю человечка  Плюса.) А вы узнали его? Кто это?  Что  он умеет делать?

Расскажите о нём  Стрекозке и Лягушонку, познакомьте  их  с  Плюсом.

« Здравствуйте, Стрекоза и Лягушонок. Почему вы грустите  в такой чудесный  солнечный денёк ? « -спросил Плюс. Л. и С. поздоровались с

Плюсом и рассказали  ему  о своих  огорчениях.  « Я  готов помочь вашему горю»-  сказал  Плюс.

Как вы думаете, чем Плюс мог помочь? Конечно, он сам прекрасно  умеет складывать  и может  научить этому  искусству  наших друзей.

И вот  Плюс  взмахнул волшебной  палочкой, и на глазах  удивлённых друзей

Вдруг все камышинки  на берегу озера  выстроились  в ровный ряд, и над

каждой камышинкой появилась  цифра. « Вот ваш главный помощник» -сказал Плюс, указывая  на  ряд камышей  с числами. « Он поможет вам решить  любые примеры» . Посмотрели друзья на этот  ряд, но как  он может помочь в решении примеров, не догадались. А вы догадались? ( выслушиваем предположения детей) Плюс протянул  Стрекозке  маленький мячик, на котором был нарисован знак +. « Если  надо решить пример на сложение, встань  на  ту камышинку, над которой написано первое слагаемое, двигаясь  вправо, пройди столько  камышинок, сколько показывает второе  слагаемое. Мой  волшебный мячик  остановит  тебя там, где сумма.»-объяснил Плюс. Стрекозка  решила попробовать. Давайте ей поможем решить пример:  8+5.,  7+4 ,9+3, 7+6, 6+8 . «Как здорово!»- воскликнула Стрекоза. « Как же называется  этот  чудесный ряд?» - спросила она  Плюса.

« Это числовой  ряд. Видите, камыши стоят  на одинаковом   расстоянии

друг от друга, числа  над ними  идут по порядку. « Я тоже  могу  числовой ряд  нарисовать!»- квакнул  Лягушонок и нарисовал  вот что… ( три варианта числового ряда, из которых только один правильный)

Получился  ли у Лягушонка  числовой ряд? Почему? Как  надо было  сделать.

Помогите  Л. исправить  ошибки .Молодцы.

7.Вдруг  Лягушонок   обиженно надулся  и отвернулся. « Что  случилось?»-удивился  Плюс. «  Да-а, Стрекозке  мячик  волшебный подарили, складывать по числовому  ряду научили, а мне  ничего не подарили…»- пробурчал  Лягушонок.  « Не стоит  огорчаться, дружок,»- послышался сзади чей-то  голос.

Друзья обернулись и увидели  вот такого человечка.( человечек Минус)

А вы  его узнали? Ну, конечно, это Минус! Расскажите  о нём всё, что знаете.

( Что это за знак, что умеет делать,) « Я тоже  подарю  тебе мячик, вот такой.Что за  знак  на нём нарисован? ( минус) Этот мячик  научит тебя  решать примеры на вычитание  по числовому  ряду. А  как  это  делать, попробуй  догадаться  сам.»- промолвил Минус, и  оба  человечка исчезли. Думал-думал Лягушонок,  да так и не смог догадаться. А вы  догадались? ( дети высказывают  предположения  ) Конечно, вы правы. Давайте  научим Лягушонка  решать примеры на вычитание  по числовому ряду.

9-5,11-3, 12-6, 13-8,  12-7, 14-9  и т. д.

С тех  пор Лягушонок и Стрекоза не  грустили. Они  весело  играли  со

Своими  друзьями в волшебные  мячики и научились  считать лучше всех!

8.На  38  странице нашего  учебника  тоже есть отрезки. Определите, являются  ли они числовыми . Докажите. ( Работа по учебнику №1,2,4,7)  

9.Итог. Что нового  и полезного узнали, чему  научились?

10.Домашнее  задание: №6,3 на стр. 38-39, придумать  интересные примеры

для вычисления по числовому ряду.

Еще древние римляне говорили: ”Корень учения горек, а плод его сладок”. Но зачем учить детей с горькими слезами, если можно учиться с улыбкой, с радостью. Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и вызвать у детей вполне здоровый аппетит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское»...

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе...

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе

Статья об использовании игровых технологий на уроках математики в начальной школе с примерами заданий....

Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре

Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания...

Использование игровых технологий на уроке математике в начальной школе

ull;Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единств...

Статья "Игровые технологии на уроке математики в начальной школе"

Данная статья раскрывает значение игровых технологий на уроках математики и приводит примеры занятий....