Внеклассное мероприятие "Литературное ассорти" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Снигирёва Ирина Викторовна

Внеклассное мероприятие по литературному чтению 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_assorti_3_kl.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Снигирёва Ирина Викторовна

Литературное ассорти

(3 класс)

Цели:

          прививать интерес и любовь к литературе через игру, наглядность;

          расширить их литературный кругозор;

          развить внимание, речь, память;

          учить работать в коллективе, сообща принимать решения, проявлять личную инициативу, высказывать своё мнение.

Ход мероприятия.

  • Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на «Литературном ассорти»!
  • А что такое «ассорти»? ( Специально подобранный набор чего-либо).
  • И сегодня я вам подобрала набор литературных конфет, состоящие из разных заданий, по литературным произведениям. И мы с вами, выполняя эти задания, выявим самую начитанную команду.
  • А какая же команда да без названия?! Я вам предлагаю выбрать название, используя волшебный цветок. А какой, вы узнаете, отгадав загадку.

Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)

  • А кто эту сказку написал? (Валентин Катаев) (Выставка будет пополняться книгами)
  • Командиры команд выберите любой лепесток и прочитайте название вашей команды.
  • Итак, сегодня в литературном ассорти у нас участвуют команды ….....
  • А кто же будет выявлять самую начитанную команду? Конечно же это судьи.
  • И сегодня самую начитанную команду будут выявлять 3 судьи ….. (Взрослым предлагаются вытянуть карточки, если на карточке выпало изображение шляпы судьи, тот и занимает место в судействе. На остальных карточках написано «Зритель»)
  • Но и наши зрители не останутся без внимания. Каждой команде, затруднившейся в решении какого-либо ответа, будет дана одна подсказка от любого зрителя, какого вы пожелаете. Чтобы получить подсказку, вам просто нужно будет поднять сигнальную карточку «подсказка» и выбрать любого зрителя. Зритель к вам подойдёт и поможет решить вопрос, за который вы тоже сможете получить баллы от судей.
  • Итак, мы начинаем наше ассорти!
  • Для начала проведём небольшую разминку. Каждой команде я задам по 10 вопросов, на которые нужно отвечать очень быстро и правильно. Если вы затрудняетесь, то говорите «Дальше».
  • Первая команда:

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Назовите героя французской сказки, который получил своё прозвище благодаря головному убору? (Красная шапочка)

3. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

4. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

5. Назовите магическое число в русских народных сказках? (3)

6. Как звали старика в сказке «Серебряное копытце»? (Кокованя)

7. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

8. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники»)

9. Лиса — спутница кота Базилио? (Алиса)

10. Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н. Носов)

  • Вторая команда:

1. Назовите героиню французской сказки, которая чистила печки и убирала в доме? (Золушка)

2. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)

3. Кем стал гадкий утёнок? (Лебедем)

4. Найдя денежку, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей? (Муха-цокотуха)

5. Кто написал сказку «Теремок»? (Русский народ)

6. Какой герой очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)Кто такой дядя Фёдор? (Мальчик)

7. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и Волк»? (Хвостом)

8. Птица, которая спасла Дюймовочку? (Ласточка)

9. Чем угощала лиса журавля? (Кашей)

10. Герой сказки, который жил на крыше? (Карлсон)

  • Третья команда:

!. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)

2. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)

3. Назовите произведение, в названии которого содержится число? («Три поросёнка» и т.д.)

4. Как звали черепаху в сказке «Приключения Буратино» (Тортилла)

5. Что в сказках всегда наказывается? (Зло)

6. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)

7. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

8. Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька? (Старик Хоттабыч)

9. Кто носил сковороду на голове? (Человек рассеянный с улицы Бассейной)

10. Грызун, похожий на зайца, приятель Винни-Пуха? (Кролик)

  • Молодцы, с разминкой справились!
  • У меня в коробке есть такие необычные литературные конфетки, мы по-очереди будем выбирать понравившиеся, распечатывать, читать названия заданий и выполнять их. Таким образом, в конце нашего мероприятия мы с вами «съедим» всю коробку конфет, а может быть и нет.
  • Команда … выбирает первую конфету.

Задание «Детективы» (3 балла)

  • А знаете ли вы, что такое детектив? Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера.
  • Я попрошу каждую команду узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав эпизод из его жизни.

1 команда:

1) Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране.... (Алиса.  «Алиса в стране чудес»)   (Выставить книги)

2) Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Он хоть роста небольшого, да сменит коня другого. “Как пущусь да побегу, так и беса настигну” - говорит о себе. (Конёк-Горбунок. П.П. Ершов “Конёк-Горбунок”)

3)  Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сёстры. Его мама считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или станет со временем поменьше. Его долго все обижали, он перенёс много горя и бед. И в конце концов он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает гордости. (Гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”)

2 команда:

1) Героине этой сказки сделали колыбельку из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца — лепесток розы. В эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе.... (Дюймовочка)

2) Это весёлый пёсик, у него чёрная шерсть, остренькие уши и маленькие, забавно блестящие глазки. Из-за него его хозяйка попала в Волшебную страну. (Тотошка. А.М. Волков “Волшебник Изумрудного города”)

3) Этот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. В каком месте топнет правой передней ножкой – там и появится дорогой камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. (Серебряное копытце. П.П. Бажов “Серебряное копытце”)

3 команда:

1) Однажды этот герой намазал вареньем кусок хлеба и положил на стол. На запах варенья слетелись мухи. Тогда разгневанный герой замахнулся на них тряпкой и семь дохлых мух упали на пол. А на своём кожаном ремне сделал надпись: «Одним махом семерых побивахом». (Портняжка. «Храбрый портняжка»)

2) Это страшный великан. Он рыжий, усатый, рычит и кричит, может шевелить усами. Его боятся все звери и разбегаются по лесам, по полям, лишь завидев его. Сидят и дрожат под кусточками, прячутся за болотными кочками. (Тараканище. К.И. Чуковский “Тараканище”)

3) Это маленький, но храбрый зверёк. В ночь, когда луна была полной и светлой, мама первый раз в жизни послала его к быстрому ручью за раками. Ему надо было перейти через большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Но ему кто-то мешал. Не помог ни большой камень, ни палка, ни страшные рожи, а помогла выполнить поручение...улыбка. (Крошка Енот. Л.Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”.)

Задание «Торги». (10 баллов)

  • Я буду с вами торговаться. Буду называть каждой команде по одному слову из сказки, а вы должны угадать из наименьшего числа слов название этой сказки и автора. Я могу назвать не более 10 слов. Если вы угадаете сказку с первого слова, то получите 10 баллов. С каждым последующим словом баллы будут уменьшаться на 1.

1 команда:

«Жил старик со своею старухою у самого синего моря; они....» («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)      (Выставить книги)

2 команда:

«Жил-был поп, толоконный лоб. Пошёл поп по базару посмотреть.....» («Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин)

3 команда:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была...» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А. С. Пушкин)

Задание «Сочинитель» (3 балла)

  • Чем поэты  пользуются, когда сочиняют стихотворения? (Рифмой)
  • А что такое рифма? (Рифма — это созвучие конца стихотворных строк.)
  • Каждой команде я дам рифмы, а вы попробуете сочинить небольшое стихотворение.

1 команда

ветер

светит

тает

прилетает                 (Например, Дует ветер,

                                                      Солнце светит.

                                                      Сосулька тает,

                                                      Грач прилетает.)

2команда

не обижаю

приглашаю

играю

угощаю                  (Например,   Я друзей не обижаю,

                                                      Их я в гости приглашаю.

                                                      С ними весело играю,

                                                      Сладким тортом угощаю!)

3 команда

погремушка

подружка

старушка

хохотушка                   (Например, У меня в руках погремушка,

                                                          А рядом идёт подружка.

                                                          Впереди бежит старушка,

                                                          Наверное, хохотушка.)

Задание «Корзина с потерянными вещами» (3 балла)

  • У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес её полпуда.

Угадайте поскорей, что в ней и откуда!

  • Каждой команде я буду показывать предмет, а вы должны угадать , из какого он произведения и кто автор.
  1. Веретено. (Ш. Перро “Спящая красавица”.)
  2. Скалка. («Лисичка со скалочкой», русская народная сказка.)
  3. Монетка. (К.Чуковский “Муха-Цокотуха”, А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
  4. Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
  5. Верёвка. (А.Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”.)
  6. Ложка. («Три медведя», русская народная сказка)
  7. Яйцо (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Кощей Бессметрный»)
  8. Мыло. («Мойдодыр». К. Чуковский)
  9. Клубок. («Поди туда — не знаю куда», «Кощей Бессмертный», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», русские народные сказки)
  10.  Ключик. («Золотой ключик, или приключения Буратино», А. Толстой)
  11.  Воздушный шарик. (А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”.)
  12. Часы. («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц)

     Задание “Сказочный алфавит” (баллы по количеству персонажей)

  • Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.

Примеры:

А – Алёнушка, Айболит, Алиса;

Б – Буратино, Базилио

В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;

Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;

Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;

Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;

Ж – Жучка;

З – Золушка;

И – Иванушка;

К – Колобок, Кай;

Л – лягушка-путешественница;

М – Мауги, Машенька;

Н – Незнайка;

О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;

П – Пятачок;

Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;

С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;

Т – Том Сойер, тараканище;

У – Урфин Джюс;

Ф – Финист, Федора;

Х – Хаврошечка, Хоттабыч;

Ц – Царевна-лягушка;

Ч – Чиполлино, Черномор;

Ш – Шапокляк;

Щ – щука;

Э – Элли, эльфы;

Я – баба Яга.

Задание «Писатели» (3 балла)

  • Сейчас я  каждой команде дам конверт с напутствиями, по которым вы должны догадаться, о каком писателе идёт речь. За правильный ответ команда получит 3 балла.

1 команда:

  • Литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.
  • Действующими лицами являются как люди, так и животные.
  • Произведение состоит из основной части и морали.
  • Названия его произведений «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица» и многие другие.
  • О ком идёт речь? (Иван Андреевич Крылов) (портрет)

2 команда:

  • Он известен не только как поэт, но и как писатель.
  • Родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства.
  • В Москве есть памятник этому поэту.
  • Автор стихотворения «Зимний вечер».
  • О ком идёт речь? (Александр Сергеевич Пушкин) (портрет)

3 команда:

  • Первый его рассказ был напечатан в 1938 году в журнале «Мурзилка»..
  • Равнодушно читать его рассказы невозможно! Его книги дарят радость.
  • Основное его произведение состоит из трёх повестей.
  • Его герой жил в Цветочном городе, был в Солнечном городе и даже летал на Луну.
  • О каком писателе идёт речь? (Николай Николаевич Носов) (портрет)

Задание «Телеграмма» (по 1 баллу за отгаданного героя)

  • К нам пришли телеграммы, но имена отправителей стёрлись. Попробуйте вы догадаться, кто их отправил.

1 команда:

  • Не могу выполнить задание. Потеряла отравленное яблоко.  (Чернавка)
  • Помогите вылечить склероз. Не помню, сколько лет рыбачу. (Старик. 30 лет и 3 года)
  • Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк. (Красная шапочка)

2 команда:

  • Охота на серых уток не состоится. Пропала собака по кличке Соколко. (7 богатырей)
  • Кто-то срубил ветви на дубе. Не на чем сидеть.   (Русалка)
  • Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать  (Заяц. Из «Заюшкина избушка»)

3 команда:

  • Я не люблю один торт и восемь свечей, я люблю наоборот! (Карлсон)
  • Помогите, никак не могу сложить слово «вечность». (Кай)
  • Очень расстроена, нечаянно разбила яичко. (Мышка)

Задание «Перевёртыши» (по 1 баллу за правильный ответ)

  • Каждой команде буду называть названия сказок, но только запутанно, а вы попробуйте их угадать.

1 команда:

  • «Зелёный беретик»  - «Красная шапочка»
  • «Мышь босиком»  - «Кот в сапогах»
  • «Девочка с ладошку»  - «Мальчик с пальчик»

2 команда:

  • «Петушок бесцветный» - «Курочка Ряба»
  • «Квадратик»  - «Колобок»
  • «Вундеркинд на Марсе»  - «Незнайка на Луне»

3 команда:

  • «Больной Ойздоров! - «Доктор Айболит»
  • «Щенок по кличке Мяу» - «Котёнок по имени Гав»
  • «Собака босиком» - «Кот в сапогах»

Задание «Устами младенца»  по сказкам А.С. Пушкина»

  • Следующее задание будет посвящёно сказкам А.С. Пушкина, которые любят и знают дети. Оно будет называться “Устами младенца”, так как по детским словам вы должны будете определить героя или название сказки А.С. Пушкина.

1 команда:

  1. Это такой предмет, он не волшебный, но если б его не было, то не было бы и сказки.
  2. Эта вещь длинная и крепкая.
  3. Но она как бы вся рваная.
  4. Ею можно кого-то поймать.            (Невод  в “Сказке о рыбаке и рыбке”)

2 команда:

  1. Это предмет. Он деревянный, но может, и не совсем.
  2. Он может плыть, но может и утонуть, если есть щели.
  3. В нём много человек поместится.
  4. А в сказке там были двое.
  5. Они не утонули, а выбрались на берег.               (Бочка. “Сказка о царе Салтане”)

3 команда:

  1. Он очень волшебный. Может, в него превратился волшебник.
  2. Но вообще-то это не человек
  3. В сказке он приносит пользу для страны.
  4. В конце сказки он сильно наказывает царя.
  5. Это птица такая.                                        (Петушок. “Сказка о золотом петушке”)

Задание «Актёрское мастерство» (3 балла)

  • Каждой команде я раздам карточки с известными стихотворениями. А ваша задача будет такой — вы должны одно и то же стихотворение прочитать по-разному: сердито, очень радостно и грустно. Чья команда это сделает мастерски, та и получит наивысшие баллы.

1 команда:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

2 команда:

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

  • Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

3 команда:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Итог.

  • Пришло время узнать с какими результатами мы заканчиваем наше «Литературное ассорти». Я поздравляю вас всех, ребята! Вы настоящие читатели!
  • Слово судьям.

Мы сегодня не скучали,

а с удовольствием играли.

И пусть была остра борьба,

сильней соревнования.

Успех решила не судьба,

а только ваши знания.

  • Читайте больше,

Читайте чаще,

И жизнь станет лучше,

И жизнь станет слаще!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Математика + внеклассное чтение. 2 класс

Соединение диафильма со сказкой "Про лису Лариску и зайку Коську" с повторением пройденного на уроках математики за первую четверть 2 класса: числовые выражения, действия со скобками, периметр, величи...

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

Внеклассное мероприятие(1 класс) С днем рождения

Внеклассное мероприяти в первом классе.Цель: формирование коллектива, развитие умения договариваться через познавательные задания в нестандартной ситуации, воспитание внимательного отношения к товарищ...

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс

Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...