Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе . УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Рабочая прорамма и календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе . УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_.-1_klass.doc | 346.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
______/ Мубаракзянова Э.Ф./ директора по УР «Гимназия № 155»
Ф. И. О. МБОУ «Гимназия №155» ____/_Фазылов Н.Р. /
Протокол № ______ от ______/Ганиева Р.И. _/ Ф. И. О.
«_____»_________20__г. Ф. И. О. Приказ № ________от
«____» ____________20__г. «____»________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета (курса )
Литературное чтение
Ганиевой Райхон Ильгизовны
учителя высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» г.Казани
4А класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________от
«_____»____________20___г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 года №273- ФЗ,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной программы начального общего образования;
-Образовательной программы НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения»;
- Федерального перечня учебников допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Гимназия №155 с татарским языком обучения» г. Казани.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно- нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Цели и задачи учебного курса.
Цели:
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Перспектива»:
1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М.: «Просвещение», 2015.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2015.
Учебники включены в федеральный перечень на 2015-2016 учебный год.
Уровень программы: базовый
Место предмета в учебном плане.
По базисному плану РФ на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. Из них на обучение грамоте – 92 часа, на литературное чтение – 40 часов. Программа составлена из расчета 2 часа в неделю по модели 4, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, № 7699/12 от 3.06.2012 г., 66 часов в год (33 учебные недели). Из них на обучение грамоте – 47 часов, на литературное чтение – 19 часов.
Уплотнена программа следующим образом: объединены произведения одного автора, рекомендованы для самостоятельного чтения, объединены произведения близкие по тематике.
№ | Раздел | По программеКлиманова Л. Ф., МакееваС. Г. Азбука. 1 класс | По плану рабочей программы |
1 | Обучение грамоте | 92ч | 47 ч |
2 | «Давайте знакомиться» | 20ч | 10 ч |
3 | «Страна АБВГДейка» | 64ч | 29 ч |
4 | «Про всё на свете» | 8ч | 8 ч |
5 | Литературное чтение | 40ч | 19 ч |
6 | «Книги – мои друзья» | 3ч | 2ч |
7 | «Радуга-дуга» | 4ч | 2 ч |
8 | «Здравствуй, сказка!» | 5ч | 3 ч |
9 | «Люблю всё живое» | 6ч | 3 ч |
10 | «Хорошие соседи» | 7ч | 4 ч |
11 | «Край родной, навек любимый» | 9ч | 4 ч |
12 | «Сто фантазий» | 1ч | 1ч |
13 | Резервное время | 5ч | |
Итого | 132ч | 66 ч |
Форма контроля: итоговая диагностическая работа
Формы организации образовательного процесса: урок, урок – игра, урок – путешествие
Содержание программы
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению; целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различие, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения являются:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия с учителем и одноклассниками;
- высказывать своё предположение, пытаться предлагать способ её проверки;
- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки;
- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределёнными условиями («ловушки») в один «шаг»;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выделать в тексте ключевые слова для ответов на вопросы;
- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;
- работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами обучения являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
В результате обучения будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей;
понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2015.
2.Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2015.
3.Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. Рабочая программа по литературному чтению – М.: «Просвещение», 2015.
4.Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс. – М.: «Просвещение», 2015.
5.Климанова Л. Ф. Обучение грамоте: методическое пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: «Просвещение», 2015.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km. ru/ education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование темы | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Срок прохождения | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | план | факт | |||
Добукварный период (10 ч.) «Давайте знакомиться» | |||||||
1. | Мир общения. Мы теперь ученики. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | Введение понятия «общение», практическое освоение его содержания. Нормы речевого этикета при знакомстве. Беседы по картинкам. Знакомство со значками на полях учебника. | ||
2. | Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать. Мы пришли в театр | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первоначальных представлений о значении интонации для успешного результата общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осмысление правил взаимоотношения в семье. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | Составление рассказа по серии рисунков. Представление о нравственных ценностях миролюбия, дружелюбия. Беседа о театре. Определение настроения героя по мимике, жестам, позе. Разыгрывание сценок из спектакля. | ||
3. | Общение без слов. Как понять животных? | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | Культура общения. Описывание животных, их поведения, действий. Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках. Составление рассказов. Разыгрывание сценки. | ||
4. | Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации, - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром | Понятия: «слово», «предмет». Игровые ситуации на использование предметов в общении вместо слов. Знаки-рисунки. Подбор наименования предмета по его описанию. Коммуникативно-ролевая игра «В магазине». | ||
5. | Как найти дорогу. Дорожные знаки. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первоначальных представлений о значении интонации для успешного результата общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | Ориентировочная функция знаков. Роль предметов как возможных ориентиров в пространстве. Способы обозначения ориентиров (словесно, жестами, графически). Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | ||
6. | Загадочное письмо. Мир полон звуков. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | Средства, способы письменного общения. Структурные части рассказа. Запись высказывания с помощью рисунков и условных знаков. | ||
7. | Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов. | Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами. | Осознание значимости мира звуков для человека. | Регулятивные: - освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: - осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать. | Способы записи высказывания с помощью рисунков и условных знаков. Звуковые способы передачи сообщений. Сопоставление звуков природы со звуками человеческой речи. Речевой аппарат, органы речи. Установление последовательности звуков в слове на основе их условных обозначений. | ||
8. | Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов. | Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами. | Осознание значимости мира звуков для человека. | Регулятивные: - освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: - осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать. | Понятия «гласный звук», «согласный звук», особенности произнесения звуков. Звуковой анализ слов. Способы обозначения звуков устной речи. | ||
9. | Звучание и значение слова. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком информации. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | Соотнесение звучания и значения слова. Звуковой анализ слов. Классификация слов. | ||
10. | Слово и предложение. | Умение произносить слова по слогам, определять место ударения в слове. | Совершенствование культуры речи: произношение слов с правильным ударением. | Регулятивные: - осознание способа деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: - осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: - использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе. | Предложение и его функции. Умение различать слово и предложение. Выделение предложений в речи. Текст. | ||
«Страна АБВГДейка» (29ч.) | |||||||
11. | Звук [а], буква Аа. Звук [о]; буква Оо. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит; что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам. | ||
12. | Звук [у], буква Уу. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний». | ||
13. | Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами. | ||
14. | Звук [э], буква Ээ. Звуки [м] — [м`]. Буква Мм. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | Звуковой анализ слов со звуком [э]. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений. | ||
15. | Звуки [с] — [с`], буква Сс. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | ||
16. | Звуки [н] — [н`], буква Нн. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами». | ||
17. | Звуки [л] — [л`], буква Лл. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений. | ||
18. | Звуки [т] — [т`], буква Тт. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов. | ||
19. | Звуки [к] — [к`], буква Кк. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | ||
20. | Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Чтение слов с новой буквой. Устные рассказы. Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | ||
21. | Звуки [п] — [п`], буква Пп. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | ||
22. | Звуки [г] — [г`], буква Гг. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ слов. Упражнение в различении звуков [г] — [г`]. Чтение текстов слогами и словами. Логические упражнения на обобщение. | ||
23.
| Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ, - умение работать в паре. | Правила чтения букв Ее и Ёё. Слова-омонимы. Составление слов из букв. Чтение текста. Пересказ. | ||
24.
| Звуки [б] — [б`], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п]. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п]. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук. | ||
25. | Звуки [з] — [з`], буква Зз. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Составление описаний по опорным словам. Деление текста на части. | ||
26. | Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т]. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Подбор заголовка к тексту. Деление текста на части. | ||
27. | Звук [ж], буква Жж. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Лексическая работа над значением слов. | ||
28. | Буква Я в начале слова и после гласных. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ, - умение работать в паре. | Правила чтения буквы Яя с учётом её позиции в слове. Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов. | ||
29. | Звуки [х] — [х`], буква Хх. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Пересказ прослушанного текста по опорным словам. | ||
30. | Мягкий знак — показатель мягкости согласных. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука. Чтение слов с «ь». Чтение в парах. | ||
31. | Звук [й], буква Йй. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Звуковой анализ. Чтение слов и предложений. | ||
32. | Буква Ю в начале слова и после гласных. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. Воспитание дружелюбного отношения к окружающим. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ, - умение работать в паре. | Правила чтения буквы Юю в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложений. | ||
33. | Звук [ш], буква Шш. | Умение выделять новый звук в словах, давать характеристику изучаемому звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. Воспитание дружелюбного отношения к окружающим. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Чтение слов и предложений с новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Чтение небольшого текста с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. | ||
34. | Звук [ч`], буква Чч. | Умение выделять новый звук в словах, давать характеристику изучаемому звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. | ||
35. | Звук [щ`]. Буква Щщ. Буквосочетания ча-ща, чу-щу. | Умение выделять новый звук в словах, давать характеристику изучаемому звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Упражнение в темповом чтении слов и предложений. | ||
36. | Звук [ц], буква Цц. | Умение выделять новый звук в словах, давать характеристику изучаемому звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Чтение текста по слогам и целыми словами. | ||
37. | Звуки [ф] — [ф`], буква Фф. | Умение выделять новый звук в словах, давать характеристику изучаемому звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Сравнение звуков [в] — [ф]. Классификация слов. | ||
38. | Разделительные ь и ъ. | Умение обозначать мягкость согласного с помощью буквы ь, выполнять звуковой анализ слова. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (угол – уголь). Функция разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. Сравнение слов семя — семья; сел – съел и др. Чтение небольшого текста с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. | ||
39. | «Узелки на память». Алфавит. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | Классификация изученных звуков и букв. Правописание буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу». Упражнение в чтении слов с разделительными ь и ъ. Культура общения. | ||
Про всё на свете (послебукварный период) (8 ч.) | |||||||
40. | Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Упражнение в плавном чтении слов и предложений. Книга – источник знаний. Детские научно-популярные книги. Культура общения. | ||
41. | Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Сравнение рассказов о временах года. Текст научный и художественный. Выразительное чтение произведений. | ||
42 | Книга природы. Сравни и подумай. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Наблюдение над текстами (художественными и научно-популярными). | ||
43. | Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Выразительное чтение художественных произведений. | ||
44 | Считалочки в стране Считалия. Сказки. Присказки. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Выразительное чтение художественных произведений. | ||
45. | Загадки. Читаем загадки выразительно. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Выразительное чтение художественных произведений. | ||
46 | Семейное чтение. Чтение текстов. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Выразительное чтение художественных произведений. | ||
47. | Из старинных книг для чтения. | Умение классифицировать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слова; осознанное чтение художественных произведений. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать, работать в паре. | Выразительное чтение художественных произведений. |
Литературное чтение-19ч.
Книги – мои друзья (2 ч.) | |||||||
48. | Вводный урок. С.Маршак «Кто говорит молча?» Загадки о книге. Пословицы о книге. Возникновение письменности. Сочинение своего письма с помощью рисунков. | Сформировать представление о том, что такое книга в жизни человека, уметь обращаться с книгой. | Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Познавательные: - совершенствовать навык чтения, отбирать нужную информацию, работать с текстом, строить высказывания с элементами рассуждения. Регулятивные: - осваивать способы выбора книг, выбирать нужный источник информации. Коммуникативные: - формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой; принимать разные мнения. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать слова с противоположным значением. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, автор книги, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы мы жили без книг?» | ||
49 | В. Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Нравственный смысл произведений Ушинского. Наш театр. К. Чуковский «Айболит». Инсценирование. Контроль и проверка результатов обучения. | Сформировать представление о том, что такое книга в жизни человека, уметь обращаться с книгой. | Нравственно- этическое оценивание. | Познавательные: - смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы, построение рассуждения. Регулятивные: - контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Читать вслух и воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Читать, представляя себя в роли героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. | ||
Радуга-дуга (2ч.) | |||||||
50. | Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. | Сформировать понятие о малых фольклорных жанрах, об устном народном творчестве. | Формировать позитивное отношение к чтению. | Познавательные: - различать пословицы и поговорки, формировать навык выразительного чтения. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Соотносить загадку и отгадку. | ||
51. | Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки». Подготовка спектакля по произведению. | Сформировать понятие о малых фольклорных жанрах, об устном народном творчестве. | Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладеть способом чтения целыми словами. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | Анализировать содержание текста; называть героев произведения, определять особенности характера героев. Инсценировать произведения. | ||
Здравствуй, сказка! (3 ч.) | |||||||
52. | Вводный урок. Рассказывание сказок по рисунку. Г. Юдин «Почему «А» первая?» Т. Коти «Катя и буквы». И.Гамазкова «Живая азбука». | Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. | Формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. | Познавательные: - отличать сказку от других литературных произведений, совершенствовать навыки чтения, отбирать нужную информацию. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия. Коммуникативные: - формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказать о своём отношении к сказкам. Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. | ||
53. | Л. Пантелеев «Две лягушки». | Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. | Формирование позитивного отношения к чтению, к книге; умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. | Познавательные: - отличать сказку от других литературных произведений, совершенствовать навык чтения, отбирать нужную информацию. Регулятивные: - осваивать способ выбора книг, выбрать нужный источник информации. Коммуникативные: - формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой. | Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. | ||
54. | Сравнение русских сказок со сказками народов России. С.Михалков «Сами виноваты». Инсценирование сказки. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. | Проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Называть 1-2 сказки народов России. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказках. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. | ||
Люблю всё живое (3 ч.) | |||||||
55. | Основные понятия раздела: общение, диалог. В.Лунин «Никого не обижай». Е.Благинина «Котёнок». И.Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В.Бианки «Разговор птиц в конце лета». | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. | Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Проявлять интерес к изучению темы. | Познавательные: - осознать произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного; предлагать способы решения проблем творческого характера. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. | Определять нравственный смысл содержания раздела «Люблю всё живое». Рассказывать своё отношение к животным и растениям. Высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. | ||
56. | Л.Толстой. Книги о природе и животных. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. | Формировать умение представлять своё творчество. | Познавательные: - анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Регулятивные: - контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: - формировать умение работать в парах и группах. | Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания газеты, плаката в соответствии с темой. Читать выразительно стихотворения, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Освоить приём звукозаписи, как средство создания образа. Находить слова, которые поэты используют для передачи звуков природы. Находить в прозаическом и стихотворном текстах слова, характеризующие героев. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли, инсценировать произведение. | ||
57. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Берестов «Лягушата». Контроль и проверка результатов обучения. | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. | Проявлять интерес к изучению темы, желание создавать собственные тексты о животных; составлять рассказ о значимости художественных и познавательных текстов. | Познавательные: - формулировать ответы на вопросы; овладевать техникой чтения. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Сравнивать научный и художественный тексты. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. | ||
Хорошие соседи, счастливые друзья (4 ч.) | |||||||
58. | Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка». | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей. | Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать приемами понимания прочитанного. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстника. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. | Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. | ||
59. | Э. Шим «Брат и младшая сестра». Мы идём в библиотеку. Книги о детях. | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей. | Представлять своё творчество. | Познавательные: - анализировать художественный текст, формулировать ответы на вопросы, выразительно читать произведение. Регулятивные: - контролировать и объективно оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников. Коммуникативные: - работать в парах и группах, продуктивно взаимодействовать со сверстниками. | Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения. | ||
60. | Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!» | Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях. | Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Познавательные: - осознавать произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать приемами понимания прочитанного. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. | Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. | ||
61. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей. | Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Познавательные: - анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия. Регулятивные: - контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: - развивать монологическую речь. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | ||
Край родной, навек любимый (4 ч.) | |||||||
62. | Основные понятия раздела: стихи, рифма. П.Воронько «Лучше нет родного края». | Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. | Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Познавательные: - совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного. Регулятивные: - планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о своей Родине, о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос. Знать название города, в котором живёшь. | ||
63. | И.Суриков «Лето». Н.Греков «Летом». А.Пушкин «За весной, красой природы». А.Плещеев «Миновало лето». И.Суриков «Зима». | Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. | Проявлять интерес к стихотворениям русских поэтов; желание читать стихи о природе русских поэтов; понимать успешность при изучении темы. | Познавательные: - анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия. Регулятивные: - контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: - развивать монологическую речь. | Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей; выразить радость, печаль. | ||
64. | Образ природы в литературной сказке. В.Сухомлинский «Четыре сестры». | Учить чувствовать настроение, выраженное в литературной сказке. | Проявлять интерес к литературной сказке; желание читать литературные сказки русских писателей; желание инсценировать литературную сказку. | Познавательные: - совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного. Регулятивные: - планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстника. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображённому. Объяснять смысл прочитанных произведений. | ||
65. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | Развивать умение сравнивать произведения и объяснять их смысл. | Представлять своё творчество. | Познавательные: - анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия. Регулятивные: - контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: - развивать монологическую речь. | Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | ||
Сто фантазий (1 ч.) | |||||||
66 | Г. Цыферов «Про меня и про цыплёнка». Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов. | Чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. | Проявлять интерес к изучению темы; желание читать юмористические стихотворения. | Познавательные: - выразительно читать стихи. Регулятивные: - контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: - формировать умение работать в парах. | Сочинять свои собственные истории. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное пл...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс УМК "Школа России"
развернутое...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК "Планета знаний" на год ( 102 часа, 3 часа в неделю)...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс
"Начальная школа XXI века"Программа "Литературное чтение"3 класс, 2011-2012 уч.годАвторы: Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И....
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....