Урок по рассказу Л.Н. Толстого "Лебеди"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок способствует развитию читательской компетентности на основе подробного анализа, ведущего к интерпретации произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_l._n._tolstogo_lebedi.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу Л. Н. Толстого «Лебеди»
Цель урока: развитие читательской компетентности обучающихся через анализ произведения.
Предметные результаты: развивать способность эмоционально реагировать на художественное произведение; воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в тексте; развивать умение составлять план рассказа; создать условия для развития творческих способностей учащихся при иллюстрировании литературного произведения.
Метапредметные результаты: развивать речевые умения - умение слушать, высказывать свои впечатления, свое мнение, вычленять главное в тексте; интеллектуальные умения – обобщать, систематизировать.
Личностные результаты: способствовать воспитанию эмоциональной культуры (умение преодолевать страх, не поддаваться панике) и культуры чтения.
Ход урока.
1. Опрос домашнего задания: инсценировка басни «Белка и волк» (выслушиваются те дети, кто не выступал на прошлом уроке, кому требовалась дополнительная подготовка дома)
- Актуализация знаний, антиципация:
С какими жанрами произведений Толстого мы познакомились на прошлых уроках? (Сказка, басня). А как вы думаете, в каких еще жанрах писал Толстой?(…) Вспомните рассказы Толстого. (...) А теперь прочитайте название рассказа, с которым мы познакомимся сегодня, посмотрите иллюстрацию и предположите, о ком или о чем пойдет речь в этом рассказе. (…)
- Первичное восприятие произведения в ходе выразительного чтения учителем.
- Проверка первичного восприятия:
- Поделитесь своими впечатлениями. Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ? Совпали ли ваши предположения о содержании рассказа? (Дети отвечают, что в рассказе, в основном, говорится об одном лебеде).
5.Чтение по фрагментам, анализ.
А теперь мы еще раз внимательно прочитаем рассказ, чтобы понять, только ли о лебеде рассказал нам великий писатель. Прочитаем по абзацам, составим план, проанализируем, о чем еще хотел сказать нам автор.
Чтение первого абзаца.
- Куда летели лебеди? В какое время они летят? Какие слова повторяются в этом абзаце? (летели, день и ночь) Как выдумаете, для чего автор повторяет эти слова? (Чтобы показать длительность и утомительность полета лебедей)
Как озаглавим эту часть? (Полет в теплые земли. Длительный перелет.)
Чтение второго абзаца.
- Как они совершают перелет? Как они себя чувствуют в это время? Какое слово использует автор, чтобы передать сильную усталость лебедей?
- Как озаглавим? (Лебеди уморились.)
Чтение третьего абзаца.
- Какое событие происходит? На что решился молодой лебедь? Какими противоположными словами передает автор бесповоротность этого события? (ближе и ближе, дальше и дальше)
- Как озаглавим? (Лебедь не может лететь дальше.)
Чтение четвертого абзаца.
- Что чувствовал лебедь? Как море приняло лебедя? О чем говорит нам выражение «Море всколыхнулось под ним и покачало его»? ( Как будто море жалеет лебедя и дает ему возможность отдохнуть на его волнах.) Какие мысли и чувства вызывает у вас предложение «Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза»?
Как озаглавим? (Одиночество)
Чтение последнего абзаца.
Что изменилось в природе? «Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескалась в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза, на востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее». О чем говорят эти изменения? (Наступило утро. Лебедь отдохнул. Ветер и море как будто нежно и заботливо разбудили лебедя. Силы природы на стороне лебедя)
− Лебедь находится в трудной ситуации. Сумеет ли он собраться с силами, перебороть себя и продолжить полет? Найдите противоположные слова, помогающие изобразить ситуацию неопределенности (поднимало – опускало, месяц и звезды – заря, полетел – цепляя)
− Какие слова вселяют надежду, что лебедь все же догонит свою стаю? (краснела заря, месяц и звезды стали бледнее, выше и выше)
Как озаглавим? (На заре. Пробуждение и полет.)
- Интерпретация.
Писатель своим рассказом вызвал в нас, читателях, сочувствие, желание поддержать героя рассказа в беде. Это художественный рассказ (в отличие от научно-популярного рассказа «Зайцы».
Как вы думаете, а человек может оказаться в похожем состоянии – в одиночестве, в трудной ситуации? Что хотел сказать автор людям, оказавшимся в подобной ситуации? (Обобщая ответы детей, учитель может высказать свое мнение: наверное, он хотел сказать, что нужно собраться с силами и преодолевать себя. И еще: обязательно найдутся те, кто поддержит в трудной ситуации, как говорится, мир не без добрых людей.)
- Творческая работа
Понравился вам рассказ? А теперь попробуйте сделать иллюстрацию к особенно запомнившемуся вам эпизоду. А чтобы ваше воображение лучше работало, сначала послушайте музыку (К. Сен-Санс. «Лебедь»).
- Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди»; закончить творческую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу Л.Толстого "Прыжок".
Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Прыжок" для 2 класса, УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....
Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»
Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....
Презентация к тематическому уроку "9 мая-День Победы!", также может быть использована и при проведении урока, посвященного рассказу о блокаде Ленинграда
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация, которая может быть использована при проведении уроков, посвященных рассказам о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Презентация ...
Урок чтения. Рассказ «Сова» В.В.Бианки.
открытый урок чтения, цели которого:1.Развивать личную позицию учеников опираясь на их знания темы. 2. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней....
Конспект урока чтения "Рассказы К.Д. Ушинского для детей" 1 класс.
Конспект и самоанализ урока чтения в 1 классе. Тема:"Рассказы К.Д. Ушинского для детей"...
Открытый урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Урок внекласнного чтения в 4 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...