Презентация к тематическому уроку "9 мая-День Победы!", также может быть использована и при проведении урока, посвященного рассказу о блокаде Ленинграда
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация, которая может быть использована при проведении уроков, посвященных рассказам о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Презентация построена на воспоминаниях детей о блокаде Ленинграда. Использованные источники перечислены в предпоследнем слайде презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_maya_-_den_pobedy.pptx | 1001.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
9 мая- День Победы! Ленинград 900 дней и ночей находился в блокаде ( 8 сентября 1941 — 27 января 1944) Во всемирной истории известны многие осады городов и крепостей, в которых укрывались и мирные жители. Но, о том, что во время такой осады в этих городах и крепостях работали школы, такого история еще не знала. Неизвестный автор. Житель Ленинграда возле булочной после получения хлебного пайка. Зима 1941 – 1942 © Центральный государственный архив кино-, фото-, фоно- документов Санкт-Петербурга
Вчитаемся в строки воспоминаний детей блокадного Ленинграда. 1. Дорога в школу была опасной. Немцы обстреливали улицы города . «Недалеко от нашей школы были заводы, по которым стреляли немецкие орудия, - рассказывал Свет Борисович Тихвинский, доктор медицинских наук. - Бывали дни, когда мы улицу к школе переползали по-пластунски. Мы знали, как надо улучить момент между взрывами, пробежать от одного угла до другого, спрятаться в подворотне. Ходить было опасно». 9 мая- День Победы!
« Каждое утро мы с мамой прощались, - говорила мне Ольга Николаевна Тюлева. - Мама шла на работу, я - в школу. Не знали, увидимся ли, останемся ли живы». Помнится, я спросила Ольгу Николаевну: «А надо ли было ходить в школу, если дорога была такой опасной?» «Понимаете, мы уже знали, что смерть может настигнуть тебя в любом месте – в собственной комнате, в очереди за хлебом, во дворе, - ответила она. – С этой мыслью и жили. Конечно, нас никто не мог бы заставить ходить в школу. Мы просто хотели учиться». 9 мая- День Победы! Дети играют на одной из улиц г. Ленинграда. 1942 год. http ://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/83351_detstvo-opalennoe-voynoy
2. Первые бомбежки обрушились на Ленинград 70 лет назад, в начале сентября 1941 года, когда дети только пошли в школы. «В нашей школе, помещавшейся в старинном здании, были большие подвальные помещения, - рассказывала мне Валентина Ивановна Полякова, будущий врач. - Педагоги оборудовали в них классы. Повесили на стены школьные доски. Как только по радио раздавались сигналы воздушной тревоги, бежали в подвалы. 9 мая- День Победы!
Поскольку света не было, прибегали к стародавнему способу, о котором знали только по книгам – жгли лучины. С лучиной встречал нас учитель у входа в подвал. Мы рассаживались по своим местам. У дежурного по классу были теперь такие обязанности: он заранее заготавливал лучины и стоял с зажженной палочкой, освещая школьную доску, на которой учитель писал задачи и стихи. В полутьме писать ученикам было трудно, поэтому уроки заучивали наизусть, часто под грохот взрывов». Это типичная картинка для блокадного Ленинграда. 9 мая- День Победы!
3. Во время бомбежек подростки и дети вместе с бойцами МПВО поднимались на крыши домов и школ, чтобы спасти их от зажигательных бомб, которые немецкие самолеты снопами сбрасывали на ленинградские здания. «Когда я впервые поднялся на крышу своего дома во время бомбежки, то увидел зрелище грозное и незабываемое, - вспоминал Юрий Васильевич Маретин , ученый-востоковед. – По небу ходили лучи прожекторов . Казалось, что все улицы вокруг сдвинулись с места, и дома качаются из стороны в сторону. Хлопки зениток. Осколки барабанят по крышам. Каждый из ребят старался не показывать виду, как ему страшно . 9 мая- День Победы!
4. Мы наблюдали – не упадет ли на крышу «зажигалка», чтобы быстро потушить ее, сунув в ящик с песком. У нас в доме жили подростки – братья Ершовы, которые спасли наш дом от многих зажигательных бомб. Потом оба брата умерли от голода в 1942 году». «Чтобы справиться с немецкими «зажигалками», мы обрели особую сноровку, - вспоминал ученый-химик Юрий Иванович Колосов. – Прежде всего, надо было научиться быстро двигаться по покатой, скользкой крыше. Зажигательная бомба воспламенялась мгновенно. Нельзя было упустить ни секунды. Мы держали в руках длинные щипцы. Когда зажигательная бомба падала на крышу, она шипела и вспыхивала, разлетались вокруг термитные брызги. Надо было не растеряться и сбросить «зажигалку» вниз, на землю». Вот строки из журнала штаба МПВО Куйбышевского района Ленинграда: «16 сентября 1941 г. 206-я школа: 3 зажигательные бомбы сброшены во двор школы. Потушены силами учителей и учеников. 13 октября. 206-я школа: потушено 17 «зажигалок». Угроза пожара ликвидирована». 9 мая- День Победы!
Фронтовая полоса железной дугой опоясала город. С каждым днем блокада становилась беспощадней. В городе не хватало самого главного – продовольствия. Постоянно снижались нормы выдачи хлеба . С 20-го ноября 1941 года начались самые трагические дни. Были установлены критические для жизнеобеспечения нормы: рабочим в сутки стали выдавать 250 граммов хлеба, служащим, иждивенцам и детям – 125 грамм. И даже эти кусочки хлеба были неполноценными. Рецепт ленинградского хлеба тех дней: мука ржаная, дефектная – 50%, жмых – 10%, соевая мука – 5%, отруби – 5%, солод – 10%, целлюлоза – 15%. В Ленинграде наступил голод. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей, несли домой землю, в которой осели частицы муки из разбомбленных немцами продовольственных складов. В ноябре ударили морозы. В дома не подавали тепло. В квартирах на стенах выступал иней, обледенели потолки. Не было воды, электричества. В те дни закрылись почти все ленинградские школы. Начался блокадный ад . 9 мая- День Победы!
6. А.В . Молчанов, инженер: «Когда вспоминаешь зиму 1941-42-х годов, то кажется, что не было дня, дневного света. А продолжалась только бесконечная, холодная ночь. Мне было десять лет. Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице в доме, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Было очень скользко, ступеньки обледенели. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю . 9 мая- День Победы!
Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или за водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз, его занесло снегом. Сестра стала его искать, но не нашла. Никто не знал, что с ним случилось. Весной, когда растаял снег, мальчика нашли. В его сумке лежал хлеб и хлебные карточки». 9 мая- День Победы!
7. Даже редкие радостные события были с тенью блокады . «Неожиданно мне вручили билет на Новогоднюю елку. Это был в январе 1942 года, - рассказывал Л.Л. Пак. – Мы жили тогда на Невском проспекте. Идти мне было недалеко. Но дорога казалась бесконечной. Так я ослаб. Наш прекрасный Невский проспект был завален сугробами, среди которых были протоптаны тропинки . Наконец, я добрался в театр имени Пушкина, где поставили праздничную елку. В фойе театра увидел много настольных игр. До войны мы бы бросились к этим играм. А теперь дети не обращали на них внимания. Стояли около стен – тихие, молчаливые. 9 мая- День Победы!
В билете было указано, что нас накормят обедом. Теперь все наши мысли вертелись вокруг этого предстоящего обеда: что нам дадут поесть? Начался спектакль Театра оперетты «Свадьба в Малиновке». В театре было очень холодно. Помещение не отапливалось. Мы сидели в пальто и шапках. А артисты выступали в обычных театральных костюмах. Как они только выдерживали такой холод. Умом я понимал, что на сцене говорят что-то смешное. Но смеяться не мог. 9 мая- День Победы!
Видел и рядом – только печаль в глазах детей. После спектакля нас повели в ресторан «Метрополь». На красивых тарелках нам подали по небольшой порции каши и маленькую котлетку, которую я просто проглотил. Когда я подошел к своему дому, то увидел воронку, вошел в комнату – никого нет. Окна выбиты. Пока я был на елке, перед домом взорвался снаряд. Все жители коммунальной квартиры перешли в одну комнату, окна которой выходили во двор. Некоторое время так и жили. Потом забили окна фанерой, досками и вернулись в свою комнату». 9 мая- День Победы!
12 января 1943 года началась операция по прорыву блокады 9 мая- День Победы!
27 января блокада Ленинграда была прорвана и город начал возвращаться к мирной жизни, хотя до конца войны было еще далеко. 9 мая- День Победы!
Использованные источники http:// crop.rewalls.com/images/201205/reWalls.com_65438.jpg (08.05.14) http://www.rosizo.ru/news/news_rosizo/631 / (08.05.14) http:// www.stoletie.ru/territoriya_istorii/kazhdoje_utro_my_s_mamoj_proshhalis_2011-09-27.htm (08.05.14) http:// bel.rs.gov.ru/ru/node/468 (08.05.14) http:// cccp-foto.livejournal.com/436249.html (08.05.14) http:// s4.uploads.ru/MkmX7.jpg (08.05.14) http:// www.stihi.ru/pics/2011/05/06/7645.jpg (08.05.14) http://blog.fontanka.ru/? page=5 (08.05.14) http:// schu1415sv.mskobr.ru/files/images (08.05.14) http:// voennie-uristi.ucoz.ru/publ/analiticheskie_stati/den_polnogo_osvobozhdenija_leningrada_ot_blokady/7-1-0-55 (08.05.14) http:// lesorubb.livejournal.com/271497.html (08.05.14) http:// www.tovievich.ru/news/27.01.2009/0948.htm (08.05.14) http://xn--80acgga2aurlbcpcr1i.xn-- p1ai/272-proryv.html (08.05.14)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 9 мая- День Победы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу, посвященному 70-летию Блокады Ленинграда
Классный час: "Блокада Ленинграда" в Великой Отечественной войнеЦель:1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:1....
Сценарий праздника, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.
Пояснительная записка. В классе была проведена предварительная работа. Мы готовили сценарий, учили стихи и песни на тему «Блокада Ленинграда». Сходили в район...
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...
2024 г. Урок мужества, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда, "Зоосад блокадного Ленинграда"
Материал предназначен для детей школьного возраста...
Презентация «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением» предназначена для проведения урока по русскому языку в 1 классе. Она может быть использована как при изучении новой темы, так и при ее закреплении
Мои публикацииПрезентация к уроку по русскому языку 1 класс. Презентация «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением» предназначена для проведения урока по рус...