урок чтения. Тема: В.Бианки "Сова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Серпан Людмила Владимировна

Урок чтения 2 класс по программе "Школа России". Урок в соответствии с ФГОС. Самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya._v.bianki._sova.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Бианки «Сова»

Цели. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; развивать навыки выразительного, беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать умение анализировать характер и поступки героев; учить выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к прочитанному; прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: карточки по чтению, мультимедийная презентация-сопровождение, значки с моделями литературных жанров, фигурки персонажей сказки на магнитах.

                                                      Ход урока.

1. Организационный момент.

- Каждый день мы с вами совершаем трудное, но очень увлекательное путешествие.

Что же это за путь, по которому мы идем все вместе? (Путь познания, открытий).

-Каждый день мы берем с собой в дорогу багаж знаний, который становится все тяжелее. Интересно, приобретенный груз знаний облегчает вам путь или осложняет? (Чем больше знаний, тем легче идти по дороге открытий).

- Вот и сегодня я предлагаю отправиться за новыми открытиями. Вы готовы?

А для этого, как всегда, нам необходимо потренироваться в умении быстро и правильно читать.

2. Работа по формированию и автоматизации технических навыков чтения.

-Прочитайте словосочетания.

-Подчеркните те, которые имеют отношение к обеду.

-Сверьте свои ответы с ответами соседа по парте.

- Прочитайте словосочетания, добавляя в каждое одно слово, подходящее по смыслу. Чтение вслух.

Карточка по чтению 1.
Пятнышко на рубашке. Картошка с луком. Обложка журнала. Хмурый день. Наливное яблочко. Лист бумаги. Кормушка на дереве. Полковник Романов. Тормозной путь. Чесночный соус. Заплечный мешок.

-Прочитайте предложения самостоятельно. Какие слова встретились впервые и были непонятны? (Словарная работа). Чтение предложений несколькими учениками.

Чтение предложений с диктором. (Для неуверенных в себе детей).

- Подчеркните названия профессий, о которых говориться в тексте. Проверьте себя.

На доске: гончар, кузнец, булочник.

Карточка по чтению 2.
Шумит людный базар. Раннее утро, а народу полно. Гончар нахваливает пузатый горшок и тонкий кувшин. Кузнец показывает подковы и кованую утварь. Булочник положил в ажурные сухарницы булки, пирожки и калачи. В полдень базар затихнет. Уйдут отдыхать мастеровые люди.

-Какие задания понравилось выполнять?

3. Формирование новых знаний.

1. Определение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

-А кто является автором произведения, вы сможете узнать, если из предложенных мною фамилий, выделите одну, которую вы считаете лишней в данной группе

На доске: Пушкин, Пришвин, Бианки, Плещеев, Паустовский.

-Объясните, почему вы сделали такой выбор.

- Действительно, сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством В.В. Бианки.

-Теперь попробуем определить название произведения.

На доске фотографии животных: медведь, жираф, собака, белка, лев, олень, пантера.

-Посмотрите на фотографии. Прочитайте слова на карточке (у каждого ученика на парте карточка). Соотнесите прочитанное с увиденным и определите лишнее слово по двум признакам. Оно и будет названием произведения. (Сова).

-Объясните, почему вы сделали такой выбор.

Карточка 3.
Белка, медведь, собака, сова, жираф, олень, пантера, лев.

-Сформулируйте тему нашего урока.

На доске: Виталий Валентинович Бианки. «Сова».

- Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Познакомиться с произведением…….

Учиться правильно….

Проанализировать…..

2. Подготовительная работа.

- Что вы знаете о сове?

-Символом чего является сова?

- В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16.

-Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о самых крупных совах.

-Что нового узнали?

3 .Открытие нового. Чтение сказки В.В. Бианки «Сова».

1). Словарная работа.

-Посмотрите, есть ли в тексте слова из словарика. Прочитайте их значение.

2). Чтение текста подготовленными учениками. (1 и 2 часть).

3). Смысловое прогнозирование.

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

-Давайте послушаем, что об этом говорит Бианки.

Чтение 3 части.

4). Обмен впечатлениями.

- Понравилось ли вам произведение Бианки?

-Почему в жизни старика возникла сложная ситуация? (Он нарушил порядок вещей, закон целостности мира).

4. Релаксация.

- В.В. Бианки любил наблюдать за живой природой. Я вас тоже приглашаю в зоопарк понаблюдать за « братьями нашими меньшими».

(Дети встают и подходят к доске).

На доске фотографии животных: крокодил, обезьяна, медведь, носорог, лев.

Фотографии закрыты. Дети открывают по одной.

- Составьте предложения о понравившихся животных.

-Назад возвращаемся на лошадях. Имитируем стук копыт лошади

5. Продолжение работы с текстом.

1. Самостоятельное чтение с выполнением заданий.

-Прочитайте текст еще раз и запомните всех действующих лиц сказки.

- Приготовьтесь ответить на вопрос, к какому литературному жанру относится данное произведение. Самостоятельное чтение сказки.

- К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью модели. (На партах у детей модели литературных жанров).

На доске:

          Литературные жанры          

рассказ □

сказка http://festival.1september.ru/articles/562821/01.gif

стихи O

басня http://festival.1september.ru/articles/562821/02.gif

Почему вы так решили?

- Назовите героев сказки.

По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску.

2. Чтение-обсуждение.

- Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

-. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

-. Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются.

Чтение отрывка

-.Что произошло дальше? (Вышли мыши).

Почему?

Чтение отрывка

-.Что произошло дальше? (Улетели шмели).

Почему?

Чтение отрывка

-.Что произошло дальше? (Не стало клевера).

Почему?

Чтение отрывка.

-.Что произошло дальше? (Корова отощала). (Заменить фигурку сытой коровы, на фигурку тощей).

Почему?

- Как изменилась жизнь старика?

Почему?

-От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

-. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

. 3. Анализ настроения и поступков героев

-. Давайте посмотрим, как менялось настроение старика. Расположите карточки в нужном порядке.

На доске:

Задиристое, насмешливое. (Красная карточка).
Сердитое, растерянное. (Коричневая карточка).
Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).

-. Покажите, как менялось настроение совы. Расположите карточки в нужном порядке.

На доске:

Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).
Обиженное, сердитое. (Фиолетовая карточка).
Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).

- Когда настроение у старика и совы совпало?

-. Что для этого сделал старик? (Попросил у совы прощения).

-. Что сделала сова? (Простила старика).

6. Рефлексия.

-Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.

Нужно уметь прощать.

-Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни?

7. Домашнее задание.

У. Оцените свои силы правильно и выберите себе то домашнее задание, которое вы сможете сделать.

  1. Инсценировать любой диалог из сказки.
  2. Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы.
  3. Пересказ сказки.

                                                 

                             

                                              Самоанализ урока по чтению

Урок проведен  учителем Серпан Людмилой Владимировной

Тема урока: В.Бианки «Сова»

На уроке решались следующие задачи:

Обучающие:

         - на примере изученного материала проследить за влиянием  поступка на эволюцию развития образов героев сказки;

         - анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка: умения определять тему и идею произведения;  

Воспитательные:

             - установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

            - воспитывать ответственность за свои поступки;

            - воспитание уважительное отношение к братьям нашим меньшим;

 Развивающие:

             - развивать умение  работать с текстом;

             - анализировать рассматриваемый поступок и выражать результат анализа в   устной  речи.

Формирование УУД.

Личностные : формирование нравственных убеждениях через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев,

Регулятивные : менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развитие  способности сохранять доброжелательное отношение друг другу;  контролировать действия партнёра.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

              Раздел «О братьях наших меньших», произведение  В.Бианки «Сова»Всего на раздел отводится 10 часов, на данное произведение – 2 часа. Этот урок – вводный. Тип урока – комбинированный урок, т.е. совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. 

  В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1. Этап самоопределения. Мотивация. Цель: привлечь внимание учащихся , определиться, для чего нам нужны уроки литературного чтения.

 2. Работа по формированию и автоматизации технических навыков чтения.

 Цель: развивать речь учащихся, автоматизировать навыки чтения

      3. Формирование новых знаний

      - Определение темы урока.

-Знакомство со сказкой. Смысловое прогнозирование.

-Самостоятельное чтение с выполнением заданий

4.Релаксация

5. Продолжение работы

-Обсуждение сказки

-Анализ настроения и поступков героев.

- Соотнесение карточек настроения(красная, зелёная, коричневая, фиолетовая)

    6.    Рефлексия.

               - Метод незаконченного предложения

    7. Домашнее задание.

На уроке были использованы

методы  по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения,  при подготовке к активизации познавательной деятельности, при анализе эпизодов,  на этапе  рефлексии, когда делали выводы, чему учит нас  рассказ)

     наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности,  при выводах  урока, на основном этапе)

практические ( словарь чувств, работа над проблемой)

по виду учебной деятельности (восприятие и передача информации, самостоятельность мышления)

Был использован проблемно-поисковый, исследовательский метод ( при   характеристике героев, соотнесение карточек настроения)

   Использовался метод контроля ( при работе с карточками) и самоконтроля (при соотнесение  образа героя, при работе с текстом)

  Формы познавательной деятельности:  коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Были использованы задания, направленные на детей разного уровня      подготовки

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровье - сберегающие технологии: физкультурная пауза.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений, воспитанию любви и бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Проект урока чтения. Тема: «Просто старушка» - В.Осеева.

Проект урока чтения во 2 классе по программе «Гармония». Тип урока: урок изучения нового и повторения полученных ранее знаний и умений Пеагогические задачи;- совершенствовать навык вдумчивого чте...

Урок чтения.Тема. В. Драгунский «Друг детства». 1-й класс.

Цели: 1)познакомиться с рассказом В. Драгунского «Друг детства»,           формировать умение работать с текстом; показать ценность и          необход...

Урок чтения . Тема урока: Владимир Леонидович Дуров. «Наша Жучка».

Разработка открытого урока чтения по теме "Наша Жучка". В.Л.Дуров...