урок чтения. Тема: В.Бианки "Сова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок чтения 2 класс по программе "Школа России". Урок в соответствии с ФГОС. Самоанализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya._v.bianki._sova.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Бианки «Сова»
Цели. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; развивать навыки выразительного, беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать умение анализировать характер и поступки героев; учить выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к прочитанному; прививать любовь к чтению художественной литературы.
Оборудование: карточки по чтению, мультимедийная презентация-сопровождение, значки с моделями литературных жанров, фигурки персонажей сказки на магнитах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Каждый день мы с вами совершаем трудное, но очень увлекательное путешествие.
Что же это за путь, по которому мы идем все вместе? (Путь познания, открытий).
-Каждый день мы берем с собой в дорогу багаж знаний, который становится все тяжелее. Интересно, приобретенный груз знаний облегчает вам путь или осложняет? (Чем больше знаний, тем легче идти по дороге открытий).
- Вот и сегодня я предлагаю отправиться за новыми открытиями. Вы готовы?
А для этого, как всегда, нам необходимо потренироваться в умении быстро и правильно читать.
2. Работа по формированию и автоматизации технических навыков чтения.
-Прочитайте словосочетания.
-Подчеркните те, которые имеют отношение к обеду.
-Сверьте свои ответы с ответами соседа по парте.
- Прочитайте словосочетания, добавляя в каждое одно слово, подходящее по смыслу. Чтение вслух.
Карточка по чтению 1.
Пятнышко на рубашке. Картошка с луком. Обложка журнала. Хмурый день. Наливное яблочко. Лист бумаги. Кормушка на дереве. Полковник Романов. Тормозной путь. Чесночный соус. Заплечный мешок.
-Прочитайте предложения самостоятельно. Какие слова встретились впервые и были непонятны? (Словарная работа). Чтение предложений несколькими учениками.
Чтение предложений с диктором. (Для неуверенных в себе детей).
- Подчеркните названия профессий, о которых говориться в тексте. Проверьте себя.
На доске: гончар, кузнец, булочник.
Карточка по чтению 2.
Шумит людный базар. Раннее утро, а народу полно. Гончар нахваливает пузатый горшок и тонкий кувшин. Кузнец показывает подковы и кованую утварь. Булочник положил в ажурные сухарницы булки, пирожки и калачи. В полдень базар затихнет. Уйдут отдыхать мастеровые люди.
-Какие задания понравилось выполнять?
3. Формирование новых знаний.
1. Определение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.
-А кто является автором произведения, вы сможете узнать, если из предложенных мною фамилий, выделите одну, которую вы считаете лишней в данной группе
На доске: Пушкин, Пришвин, Бианки, Плещеев, Паустовский.
-Объясните, почему вы сделали такой выбор.
- Действительно, сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством В.В. Бианки.
-Теперь попробуем определить название произведения.
На доске фотографии животных: медведь, жираф, собака, белка, лев, олень, пантера.
-Посмотрите на фотографии. Прочитайте слова на карточке (у каждого ученика на парте карточка). Соотнесите прочитанное с увиденным и определите лишнее слово по двум признакам. Оно и будет названием произведения. (Сова).
-Объясните, почему вы сделали такой выбор.
Карточка 3.
Белка, медведь, собака, сова, жираф, олень, пантера, лев.
-Сформулируйте тему нашего урока.
На доске: Виталий Валентинович Бианки. «Сова».
- Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.
На доске:
Познакомиться с произведением…….
Учиться правильно….
Проанализировать…..
2. Подготовительная работа.
- Что вы знаете о сове?
-Символом чего является сова?
- В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16.
-Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о самых крупных совах.
-Что нового узнали?
3 .Открытие нового. Чтение сказки В.В. Бианки «Сова».
1). Словарная работа.
-Посмотрите, есть ли в тексте слова из словарика. Прочитайте их значение.
2). Чтение текста подготовленными учениками. (1 и 2 часть).
3). Смысловое прогнозирование.
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
-Давайте послушаем, что об этом говорит Бианки.
Чтение 3 части.
4). Обмен впечатлениями.
- Понравилось ли вам произведение Бианки?
-Почему в жизни старика возникла сложная ситуация? (Он нарушил порядок вещей, закон целостности мира).
4. Релаксация.
- В.В. Бианки любил наблюдать за живой природой. Я вас тоже приглашаю в зоопарк понаблюдать за « братьями нашими меньшими».
(Дети встают и подходят к доске).
На доске фотографии животных: крокодил, обезьяна, медведь, носорог, лев.
Фотографии закрыты. Дети открывают по одной.
- Составьте предложения о понравившихся животных.
-Назад возвращаемся на лошадях. Имитируем стук копыт лошади
5. Продолжение работы с текстом.
1. Самостоятельное чтение с выполнением заданий.
-Прочитайте текст еще раз и запомните всех действующих лиц сказки.
- Приготовьтесь ответить на вопрос, к какому литературному жанру относится данное произведение. Самостоятельное чтение сказки.
- К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью модели. (На партах у детей модели литературных жанров).
На доске:
Литературные жанры | |
рассказ □ | сказка |
стихи O | басня |
Почему вы так решили?
- Назовите героев сказки.
По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску.
2. Чтение-обсуждение.
- Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.
-. Как начинается сказка? Чтение отрывка.
-. Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются.
Чтение отрывка
-.Что произошло дальше? (Вышли мыши).
Почему?
Чтение отрывка
-.Что произошло дальше? (Улетели шмели).
Почему?
Чтение отрывка
-.Что произошло дальше? (Не стало клевера).
Почему?
Чтение отрывка.
-.Что произошло дальше? (Корова отощала). (Заменить фигурку сытой коровы, на фигурку тощей).
Почему?
- Как изменилась жизнь старика?
Почему?
-От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).
-. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.
. 3. Анализ настроения и поступков героев
-. Давайте посмотрим, как менялось настроение старика. Расположите карточки в нужном порядке.
На доске:
Задиристое, насмешливое. (Красная карточка).
Сердитое, растерянное. (Коричневая карточка).
Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).
-. Покажите, как менялось настроение совы. Расположите карточки в нужном порядке.
На доске:
Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).
Обиженное, сердитое. (Фиолетовая карточка).
Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).
- Когда настроение у старика и совы совпало?
-. Что для этого сделал старик? (Попросил у совы прощения).
-. Что сделала сова? (Простила старика).
6. Рефлексия.
-Какое «открытие» сделали для себя сегодня?
На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.
Нужно уметь прощать.
-Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни?
7. Домашнее задание.
У. Оцените свои силы правильно и выберите себе то домашнее задание, которое вы сможете сделать.
- Инсценировать любой диалог из сказки.
- Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы.
- Пересказ сказки.
Самоанализ урока по чтению
Урок проведен учителем Серпан Людмилой Владимировной
Тема урока: В.Бианки «Сова»
На уроке решались следующие задачи:
Обучающие:
- на примере изученного материала проследить за влиянием поступка на эволюцию развития образов героев сказки;
- анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка: умения определять тему и идею произведения;
Воспитательные:
- установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
- воспитывать ответственность за свои поступки;
- воспитание уважительное отношение к братьям нашим меньшим;
Развивающие:
- развивать умение работать с текстом;
- анализировать рассматриваемый поступок и выражать результат анализа в устной речи.
Формирование УУД.
Личностные : формирование нравственных убеждениях через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев,
Регулятивные : менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг другу; контролировать действия партнёра.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Раздел «О братьях наших меньших», произведение В.Бианки «Сова»Всего на раздел отводится 10 часов, на данное произведение – 2 часа. Этот урок – вводный. Тип урока – комбинированный урок, т.е. совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1. Этап самоопределения. Мотивация. Цель: привлечь внимание учащихся , определиться, для чего нам нужны уроки литературного чтения.
2. Работа по формированию и автоматизации технических навыков чтения.
Цель: развивать речь учащихся, автоматизировать навыки чтения
3. Формирование новых знаний
- Определение темы урока.
-Знакомство со сказкой. Смысловое прогнозирование.
-Самостоятельное чтение с выполнением заданий
4.Релаксация
5. Продолжение работы
-Обсуждение сказки
-Анализ настроения и поступков героев.
- Соотнесение карточек настроения(красная, зелёная, коричневая, фиолетовая)
6. Рефлексия.
- Метод незаконченного предложения
7. Домашнее задание.
На уроке были использованы
методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы, чему учит нас рассказ)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе)
практические ( словарь чувств, работа над проблемой)
по виду учебной деятельности (восприятие и передача информации, самостоятельность мышления)
Был использован проблемно-поисковый, исследовательский метод ( при характеристике героев, соотнесение карточек настроения)
Использовался метод контроля ( при работе с карточками) и самоконтроля (при соотнесение образа героя, при работе с текстом)
Формы познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровье - сберегающие технологии: физкультурная пауза.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений, воспитанию любви и бережного отношения к братьям нашим меньшим.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.
К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...
Проект урока чтения. Тема: «Просто старушка» - В.Осеева.
Проект урока чтения во 2 классе по программе «Гармония». Тип урока: урок изучения нового и повторения полученных ранее знаний и умений Пеагогические задачи;- совершенствовать навык вдумчивого чте...
Урок чтения.Тема. В. Драгунский «Друг детства». 1-й класс.
Цели: 1)познакомиться с рассказом В. Драгунского «Друг детства», формировать умение работать с текстом; показать ценность и необход...
Урок чтения . Тема урока: Владимир Леонидович Дуров. «Наша Жучка».
Разработка открытого урока чтения по теме "Наша Жучка". В.Л.Дуров...
Урок чтения.Тема:Дифференциация звуков Д-Т. Чтение небольших текстов из 2-4 предложений.
Урок основан на требованиях ФГОС НОО....
Конспект урока чтения. Тема: Чтение небольших текстов. Разучивание с голоса учителя четверостишия.
Материал будет полезен для учителей, работающих с детьми с ОВЗ....