Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласная буква Е,е"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Евстратова Марина Викторовна

Урок обучения грамоте в1 классе по теме "Гласная буква Е,е"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_urok_e_e.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гласные буквы Е,е»

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Е, е, развития речи 

Задачи: познакомить учащихся с буквой «е»-заглавной и строчной, с её звуками; выполнять последовательность действий, оценивать результаты своей работы на уроке

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты(предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о букве Е, как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии и о том,что буква е дает два звука.

Личностные результаты: Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность буквы Е.

Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать друг друга

Основное содержание темы, понятия и термины: Особенность буквы Е (обозначать целый слог-слияние – два звука); заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Е, е; слого-звуковой анализ слова, предложение

Ресурсы: учебник «Азбука», электронное приложение к учебнику, картинки с изображением леса, ели, схемы слов ,опорные схемы , лента букв, клей-карандаш, карточки с буквами Е,е.

Ход урока:

1.Организация класса (0,5 мин)

Прозвенел уже звонок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

2.Мотивация учебной деятельности (0,5мин)

-Послушайте стихотворение, подумайте, какова тема нашего урока?

Азбука-начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

Если буквы будешь знать,

Сможешь книжку прочитать.

- Какова тема нашего урока?(знакомство с новой буквой и звуком)

 3.Включение в учебную деятельность(2 мин.)

-Чтобы познакомиться с новым звуком мы отправимся в путешествие.

-В любом деле, даже в путешествии должен быть план. Что нужно сделать, чтобы найти и узнать новый звук и букву? (произносить, слушать, узнать новый звук и букву)

Учитель выставляет соответствующие картинки (план работы)

 -А чтобы наше путешествие было удачным мы возьмем с собой в дорогу наши знания и разомнем свой речевой аппарат.

 - На какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)

-Какие звуки называются гласными? (те, которые произносим свободно, выдыхаемый воздух не встречает преграды)

-Какие гласные мы уже знаем? (называют по ленте букв)

-Какие звуки называют согласными? (те, которые произносим с трудом, выдыхаемый воздух встречает преграды)

-Какие согласные вы уже знаете? (называют по ленте букв)

3.Выявление места и причины затруднения (3 мин.)

-Куда мы отправимся  путешествовать, вы узнаете из загадки.

Дом открыт со всех сторон.

В доме тысяча колонн.

Над колоннами шатры.

Под колоннами ковры. (ЛЕС)

Учитель вывешивает картинку.

-Как нужно вести себя в лесу? (Не шуметь, не мусорить, не разжигать костер)

-Составьте самостоятельно схему слова «ЛЕС» (Один человек работает за доской)

Проверка выполнения работы.

- Какой новый звук услышали в слове «ЛЕС»? (звук «Э»)

-Задайте этому звуку вопрос? (Гласный звук или согласный?)

-Как будем определять, гласный он или согласный? (Будем произносить и слушать)

-Какой буквой мы обозначим звук «Э» в слове «ЛЕС»? (Буква «Э»)

-Но тогда согласный мы будем произносить твердо - ЛЭС, а на схеме – звук «л»-мягкий.

4.Построение действий выхода из затруднения.(1,5мин.)

Определение места буквы на ленте букв.

-Посмотрите на ленту букв. Вспомните, с какими гласными в слоге-слиянии согласные читаются мягко? (С гласной «и»)

-Нам тоже нужна такая буква, с которой в слоге-слиянии согласный звук будет читаться мягко. Но этот звук должен быть очень похож на звук [э].

-Это гласная буква «Е» (окрыть гласную  на ленте букв) .

-С какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

-Какие буквы «Е» есть в русском языке?(4 буквы-2 печатные,2 письменные)

-С письменными буквами мы познакомимся на уроке письма ,напечатайте заглавную печатную «Е» на ладошке соседа ,строчную «Е» правой ножкой на полу.

5.Открытие новых знаний(1 мин.)

-Для чего же нужна гласная буква «Е»? (показывать на мягкость предшествующего согласного)

Учитель вывешивает опорную схему №1

-Но это не вся работа буквы «Е». Эту букву называют труженицей.

-Что значит слово «труженица»? (Тот , кто много работает)

-Верно, и мы узнаем еще много интересного о букве «Е». Отправляемся дальше.

6.Физминутка (1 мин.)

Петя шел, шел, шел

Белый гриб нашел,

Раз грибок, два грибок, три грибок

Вот и полный кузовок.

7.Выявление нового затруднения (5 мин.)

-Мы прибыли с вами на опушку, где нас встречает лесная красавица. Отгадайте, кто это и доскажите словечко.

 -Зелена я и свежа,

И похожа на ежа

И в жару, и в метель

Называют меня… (ЕЛЬ)

-А как сказать, если таких деревьев несколько? (ЕЛИ)

Учитель вывешивает картинку.

-А про что еще можно сказать – ЕЛИ (Ребята ели в столовой)

-Поработайте в парах и составьте схему слова «Ели».

Учитель вывешивает на доску все варианты полученных схем.

-Как же нам выяснить, какая схема правильная? (Произнести слово медленно)

-Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный?

-В каком слоге было затруднение?

-Произнесём его медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем. Сколько звуков услышали? Какие звуки слышите? ([й’] и [э].)

-Если нам нужно написать это слово, какой вопрос мы звукам зададим? ( Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой?)

- Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносим слово ЕЛИ.)

- Какая буква просится для обозначения звуков ([й’] и [э])? (Буква е, она может обозначать сразу два звука [й’] и [э].)

-В каких случаях это происходит?» (Когда буква е стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й’э] и [э].

Учитель вывешивает опорную схему №2

-Приведите примеры ( ерши, ежи.)

-Опишите ели, какие они?(Ели зеленые, высокие, красивые, стройные)

Учитель вывешивает слова ВЫСОКИЕ КРАСИВЫЕ

-Где стоит буква «е»? (в конце слова)

-Сколько она дает звуков один или два?

-Почему? (стоит после гласных)

-Вот и еще одна работа буквы «Е» - дает два звука после гласных.

Учитель вывешивает опорную схему №3

8.Физминутка(2 мин.)

Если буква «Е» обозначает звук «Э» после мягкого согласного-1 раз подпрыгнуть,

Если буква «Е» обозначает два звука «й э»-хлопнуть в ладоши 2 раза

Слова: небо, поезд, ежи, белка, Петя , доел ,верные

9.Первичное закрепление и применение нового знания (14 мин.)

а) Чтение слогов с «е»- Электронное приложение

-Поиграем с буквой «Е»

[не][ре][се][ле][ве][те] –повышая голос

[ен] [ер] [ес] [ел] [ев] [ет] – понижая голос

б) нахождение по иллюстрации слов, в которых встречается звук[й,э],[э](приложение 1)

в) Чтение и анализ слов Азбука с.73

в) Самостоятельная работа в парах: чтение рассказа про лису (Азбука с.73).Определение случаев обозначения буквой е двух звуков. Подчеркнуть эти места

Около ели лиса.

Она роет нору.

(Взаимопроверка)

10.Итог урока (1,5мин.)

-С какой новой буквой познакомились?

-Почему букву «Е» называют труженицей?

11.Рефлексия(3мин.)

-В память о нашем путешествии буква «Е» дарит нам свой портрет, только портрет не закончен. У вас на парте три кружка. Выберите из них один. Красный - испытывал затруднения, желтый - понимал все, но немного ошибался, зеленый - все понял, не ошибался, активно работал на уроке. Давайте наклеим тот кружок, который вы выбрали и закончим портрет буквы «Е».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)

Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....

Урок обучение грамоте,1 класс "Знакомство с буквой М"

Конспект урока обучения грамоте по УМК "Школа 2100", можно использовать и  другими УМК....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме : "Буква н."

Конспект урока разработан мною в этом году. Я старалась подобрать материал по данной теме. Я не вносола туда обычные вопросы по работе с текстом. это и так всем известно. Я не указала слова, разбор ко...

Урок обучения грамоте_1 класс_«Знакомство с буквой Оо и звуком [o]»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой О и звуком [o], развития речи, памяти, логического мышления....