РП литературное чтение 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41»
Рассмотрено на заседании предметно- методической кафедры МБОУ «СОШ №41» Протокол №_______ От «___»_________201__г. Руководитель кафедры: ________/_______________ подпись/Ф.И.О. | Согласовано: Заместитель директора _______/_______________ подпись/Ф.И.О. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №41» ____________Власова Е.В. Приказ №____ от «____»___________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
УМК «Школа России»
для учащихся 3 класса
(базовый уровень)
Образовательная область: филология
Разработала
Татарникова А.С.
учитель первой квалификационной
категории МБОУ «СОШ №41»
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 3-го класса составлена на основе Программы: Литературное чтение. 1-4 классы /сост. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., изд. М.: « Просвещение», 2011г.; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №41» (протокол педсовета Протокол №16 от 31.08.2015г. приказ директора школы №265/1 от 31 августа 2015 г.). Содержание образования соотнесено с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку (УМК «Школа России).
Цели обучения:
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Примерная авторская программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной авторской программой. Изменений нет.
Учебно-методический комплект:
1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Учебник для 3 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2013 г.
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 136 часов, в том числе на проведение:
контрольных работ – 4, уроков, на проверку техники чтения – 5 часов
Формы организации учебного процесса: коллективный способ обучения - урок (урок – изложения нового материала, урок – повторение, систематизации и обобщения изученного материала, урок – закрепление, урок проверки и оценки ЗУН, комбинированные уроки, нестандартные уроки (урок- игра, урок – соревнование, урок – концерт, театрализованный урок, урок – конкурс, урок - путешествие).
Формы контроля уровня знаний учащихся
устный, контроль, самоконтроль., индивидуальный и фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в паре, в группе (взаимо и самооценка), выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ текста, творческие работы (сочинения, изложения) и проектные работы, тесты.
Содержание учебного предмета
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)
Самое великое чудо на свете (4ч.) Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество(14ч.)Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (11ч.)
Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И.З.Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24ч.)
А.С.Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И.А.Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л.Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6ч.)
Н.А.Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч.)
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца— Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10ч.)
М.Горький. «Случай с Евсейкой»; К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей»; А.И.Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1(6ч.)
С.Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А.Есенин. «Черемуха».
Люби живое(16 ч.)
М.М.Пришвин. «Моя Родина»; И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В.Бианки. «Мышонок Пик»; Б.С.Житков. «Про обезьянку»; В.П.Астафьев. «Капалуха»; В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.)
С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С.В.Михалков. «Если...»; Е.А.Благинина. «Кукушка», «Котёнок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч.)
Б.В.Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю.Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (8 ч.)
Ю.И.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р.Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч.)
«Храбрый Персей» Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 544 ч. В 3 классе — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Учащиеся научатся:
бегло, выразительно читать текст;
выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80—90 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему.
Результаты освоения учащимися курса «Литературное чтение»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; -понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; -составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Техника чтения
На момент завершения 3 класса достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
Эмоционально и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища;
речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
Творческая деятельность учащихся. Развитие устной и письменной речи
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных
эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
Материально-техническое обеспечение:
1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник с приложением на электронном носителе для 3 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2013 г.
2.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник с приложением на электронном носителе для 3 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2013 г.
3.Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2013 г.
4. Контрольно – измерительные материалы «Литературное чтение» В.А. Синякова, Москва «Вако»2013 г.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (136ч.)
№ уро-ка | Тема урока | Кол- во часов | Задание | Дата | ||||
планир. | факт. | |||||||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1. | Любимые книги | 02.09 | ||||
2 | Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете» | 1 | С.4 Пересказ текста | 03.09 | ||||
3 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | Составить сообщение на тему «Рукопи-ные книги Древней Руси» | 04.09 | ||||
4. | Первопечатник Иван Федоров | 1 | С.12 № 1-2 | 07.09 | ||||
5. | Урок - путешествие в прошлое. | 1 | С. 12 № 1-4 | 09.09 | ||||
6. | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество» | 1 | Принести книги по теме раздела | 10.09 | ||||
7. | Русские народные песни | 1 | С.14-17 Чтение наизусть одной из песен | 11.09 | ||||
8. | Докучные сказки | 1 | С.18-19 № 1-3 | 14.09 | ||||
9. | Сочинение докучных сказок | 1 | Сочинить свою докучную сказку | 16.09 | ||||
10. | Произведения прикладного искусства | 1 | С.20-21 Пересказ текста | 17.09 | ||||
11. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец» | 1 | С.22-27 № 1-4 | 18.09 | ||||
12. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец» | 1 | С.22-27 №7-9 | 21.09 | ||||
13. | Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк» | 1 | С.28-38 № 1-5 | 23.09 | ||||
14. | Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк» | 1 | С. 28-38 №12-15 | 24.09 | ||||
15. | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | С.40-50 № 1-5 | 25.09 | ||||
16. | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | С. 40-50 № 6-8 | 28.09 | ||||
17. | Художники –иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин | 1 | С.38 № 1 С.57 №21 | 30.09 | ||||
18. | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | Сочинить свою волшеб-ную сказку с.58 | 01.10 | ||||
19. | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | С.51-52 № 15-19 | 02.10 | ||||
20. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» | 1 | Принести книги по теме раздел | 05.10 | ||||
21. | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | С.59-61 № 1 | 07.10 | ||||
22. | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | С.62 № 1-4 | 08.10 | ||||
23. | Ф.И. Тютчев «Листья» | 1 | С.63 № 1-4 | 09.10 | ||||
24. | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка ...», «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 1 | С.64-65 № 1-3 | 12.10 | ||||
25. | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро» | 1 | С.66 -67 № 1-4 | 14.10 | ||||
26. | И.С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | С. 68-71 № 4-6 | 15.10 | ||||
27. | И.З. Суриков «Детство» | 1 | С.72-75 № 1-4 | 16.10 | ||||
28. | И.З. Суриков «Зима» | 1 | С. 76-77 № 1-5 | 19.10 | ||||
29. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | С.78 № 1-5 | 21.10 | ||||
30. | Урок-викторина «Поэтический сундучок» | 1 | С.79-80 №8-10 | 22.10 | ||||
31. | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели» | 1 | Принести книги по теме раздела | 23.10 | ||||
32. | Сообщения «Что я узнал о жизни А. С. Пушкина» | 1 | С.81-85 Подгото-вить сообщение | 02.11 | ||||
33. | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дыша-ло…»,«За весной красой природы», «В тот год осенняя погода…» | 1 | С. 86-87 № 1-2 | 04.11 | ||||
34. | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро». | 1 | С. 87 № 1-4 С.88-89 № 1-3 | 05.11 | ||||
35. | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | С.90-91 № 1-4 | 06.11 | ||||
36. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 1 | С.92-128 Прочи-тать сказку | 09.11 | ||||
37. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 1 | С.102-118 Разде-лить на части проил-люстри-ровать | 11.11 | ||||
38. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 1 | С.118-128 Разде-лить на части проил-люстри-ровать. Выучить отрывок | 12.11 | ||||
39. | Басни И. А. Крылова. Мораль басен | 1 | С.130-133 № 1-2 | 13.11 | ||||
40. | И.А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | С.134-135 № 4-7 | 16.11 | ||||
41. | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 | С.136-137 № 4-7 | 18.11 | ||||
42. | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | С.137-139 № 4-7 | 19.11 | ||||
43. | Инсценирование басни | 1 | Инсцени-рование басни | 20.11 | ||||
44. | М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова | 1 | С.140-143 Пересказ текста | 23.11 | ||||
45. | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | С.144 № 1-3 | 25.11 | ||||
46. | М.Ю. Лермонтов «Утес» | 1 | С.146 -147 № 1-2 | 26.11 | ||||
47. | М.Ю. Лермонтов «Осень» | 1 | С. 147 № 1-4 | 27.11 | ||||
48. | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 1 | С.148-151 № 1-2 | 30.11 | ||||
49. | Л.Н.Толстой «Акула» | 1 | С.152-156 № 4-6 | 02..12 | ||||
50. | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 | С.156-159 № 4-6 | 03.12 | ||||
51. | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» (быль) | 1 | С.160-162 Пересказ текста | 04.12 | ||||
52. | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?» | 1 | С.162-163 № 1-5 | 07.12 | ||||
53. | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | 1 | С.164 № 1-4 | 09.12 | ||||
54. | Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» | 1 | С. 165-166 №12-17 | 10.12 | ||||
55. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | С.168 -170 № 1-3 | 11.12 | ||||
56. | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | С.170-172 № 1-3 | 14.12 | ||||
57. | К. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | С.173 № 1-2 | 16.12 | ||||
58. | И. Бунин «Детство» | 1 | С.174-175 № 1-4 | 17.12. | ||||
59. | И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | С.175-177 № 1-5 | 18.12 | ||||
60. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | С.178 № 4-8 | 21.12 | ||||
61. | Знакомство с названием раздела «Литера-турные сказки» | 1 | С.179-181 Принести книги по теме раздела | 23.12 | ||||
62. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 | С.182 Найти «Алёнуш-кины сказки» | 24.12 | ||||
63. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» | 1 | С.183-187 № 3-6 | 25.12 | ||||
64. | В. М. Гаршин «Лягушка-путешествен-ница» | 1 | С.188-195 Чтение сказки № 1-3 | 11.01 | ||||
65. | В. М. Гаршин «Лягушка-путешествен-ница» | 1 | С.188-195 № 4-7 | 113.01 | ||||
66. | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | С.196-207 Чтение сказки | 14.01 | ||||
67. | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | С.196-207 № 7-10 | 15.01 | ||||
68. | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | 1 | С.209-210 № 1-6 | 18.01 | ||||
69. | Знакомство с названием раздела «Были-небылицы» | 1 | Принести книги по теме раздела | 20.01 | ||||
70. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | С.4-11 № 1-2 | 21.01 | ||||
71. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | С. 4-11 № 3-6 | 22.01 | ||||
72. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | С.12-19 чтение текста | 25.01 | ||||
73. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | С.19-24 № 1-3 | 27.01 | ||||
74. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | С.12-24 № 4-7 | 28.01 | ||||
75. | А. Куприн «Слон» | 1 | С.25-40 № 1 | 29.01 | ||||
76. | А. Куприн «Слон» | 1 | С.25-40 № 4-7 | 01.02 | ||||
77. | А. Куприн «Слон» | 1 | Придумать свою не-вероят ную историю | 03.02 | ||||
78. | Обобщение по разделу «Были-небылицы» КВН | 1 | С.42-43 № 1-5 | 04.02 | ||||
79. | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» С.Чёрный Стихи о животных | 1 | Принести книги по теме раздела | 05.02 | ||||
80. | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон» | 1 | С.46-48 Выучить одно из стихотво-рений | 08.02 | ||||
81. | А. Блок. Картины зимних забав. «Ветхая избушка» | 1 | С.50-51 № 1-4 | 10.02 | ||||
82. | А. Блок «Сны», «Ворона» | 1 | С.51-54 №1-7 | 11.02 | ||||
83. | С. Есенин «Черёмуха» | 1 | С.55 -56 № 1-6 | 12.02 | ||||
84. | Обобщение по разделу раздела «Поэтическая тетрадь» Урок –викторина. | 1 | С.56 № 1-2 | 15.02 | ||||
85. | Знакомство с названием раздела «Люби живое» | 1 | Принести книги по теме раздела | 17.02 | ||||
86. | М. Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний) | 1 | С.57-59 № 1-6 | 18.02 | ||||
87. | И.Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | С.60-67 № 1-4 | 19.02 | ||||
88. | И.Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | С. 60-67 № 6-11 | 22.02 | ||||
89. | В. Белов «Малька провинилась | 1 | С.68-70 № 1-4 | 24.02 | ||||
90. | В. Белов «Ещё про Мальку» | 1 | С. 70-72 №1-5 | 25.02 | ||||
91. | В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | С.73-76 № 1-2 | 26.02 | ||||
92. | В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | С.76-81 № 3-6 | 29.02 | ||||
93. | В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | С.73-81 № 7-8 | 02.03 | ||||
94. | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 1 | Прочи-тать весь рассказ | 03.03 | ||||
95. | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 1 | С. 83-96 № 1-7 | 04.03 | ||||
96. | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 1 | С. 83-96 № 7-9 | 07.03 | ||||
97. | В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 | С.98-100 №4-6 | 09.03 | ||||
98. | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1 | С.102-106 №1-2 | 10.03 | ||||
99. | Урок–конференция «Земля – наш дом родной» | 1 | С.107 № 6-8 Принести книги по теме раздела | 11.03 | ||||
100. | Обобщение по разделу «Люби живое» | 1 | С.106-107 № 1-5 | 14.03 | ||||
101. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» | 1 | Принести книги по теме раздела | 16.03 | ||||
102. | С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» | 1 | С.109-111 № 1-4 | 17.03 | ||||
103 | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | С.112-113 № 1-3 | 18.03 | ||||
104. | А.Л. Барто «В театре» | 1 | С.113-115 № 1-5 | 30.03 | ||||
105. | С.В. Михалков «Если» | 1 | С.116-117 № 1-3 | 31.03 | ||||
106. | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1 | С. 118-119 № 1-4 | 01.04 | ||||
107. | Проект: «Праздник поэзии». | 1 | С.120-121 | 04.04 | ||||
108 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | С.122 № 1-6 | 06.04 | ||||
109. | Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | Принести книги по теме раздела | 07.04 | ||||
110. | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке наберёшь кузовок» | 1 | С.124-128 № 5-7 | 08.04 | ||||
111. | А.П. Платонов «Цветок на земле» | 1(3) | С. 129-135 № 1-3 | 11.04 | ||||
112. | А.П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | С.129-135 № 4-8 | 13.04 | ||||
113. | А.П. Платонов «Еще мама» | 1 | Выразительное чтение рассказа | 14.04 | ||||
114. | А.П. Платонов «Еще мама» | 1 | С.137-143 № 2-8 | 15.04 | ||||
115. | М.М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | С.144-153 № 5-8 | 18.04 | ||||
116. | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | С.154-164 № 5-7 | 20.04 | ||||
117. | Н.Н. Носов «Федина задача» | 1 | С.164-169 № 1-5 | 21.04 | ||||
118. | Н.Н. Носов «Телефон» | 1 | С.170-172 № 1 | 22.04 | ||||
119. | В.Ю.Драгунский «Друг детства» | 1 | Чтение и пересказ | 25.04 | ||||
120. | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | С.172 № 1-3 | 27.04 | ||||
121. | Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов» | 1 | С.172-174 Принести детские журналы | 28.04 | ||||
122. | По страницам детских журналов | 1 | С.175-178 № 1-2 | 29.04 | ||||
123. | Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | С.179-181 № 1-3 | 02.05 | ||||
124. | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | С.181-183 № 1 | 04.05 | ||||
125. | Г.Б. Остер «Вредные советы» | 1 | С.183-184 № 1 | 05.05. | ||||
126. | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | 1 | С.184-186 № 1-3 | 06.05 | ||||
127. | Р.Сеф «Весёлые стихи» | 1 | С.186-188 № 1 | 09.05 | ||||
128. | Обобщение по разделу: «По страницам детских журналов» | 1 | С.188 № 1-5 | 11.05 | ||||
129. | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература» | 1 | Принести книги по теме раздела | 12.05 | ||||
130. | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» Древнегреческий миф | 1 | С.190-199 № 1 | 13.05 | ||||
131. | «Храбрый Персей» Древнегреческий миф | 1 | С.190-199 № 2-3 | 16.05 | ||||
132. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 1 | Чтение сказки | 18.05 | ||||
133. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 1 | Соста-вить картин-ный план | 19.05 | ||||
134. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 1 | С.215 № 6-7 | 20.05 | ||||
135. | Обобщение по разделу: «Зару-бежная литература» | 1 | С.215 | 23.05 | ||||
136. | Игра-конкурс «Зарубежные заморочки» | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Календарно тематическое планирование по литературному чтению ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа России"
Работа содержит таблицу, котораясоответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....