конспект урока литературного чтения. С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Раиса Тихоновна Нарыкова

Продолжить знакомство с автором произведения. Чтение и анализ сказки-пьесы "Двенадцать месяцев".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur._lit_chteniya._12_mesyatsev.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Тема.  С.Я.Маршак.  Двенадцать месяцев.

Цель урока:  Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока:

образовательные:

• раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;

• развивать умение работать со словарём;

• развивать навыки выразительного чтения, выборочного чтения;

развивающие:

• учить обобщать и делать выводы,

• развивать умение рассуждать ;

воспитательные:

• расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

УУД, формируемые во время урока:

Личностные действия:

• умение выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные действия:

• вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу.

Познавательные действия:

• учить  формулировать познавательную цель,

учить поиску информации, структурировать свои знания. Коммуникативные действия:

• вырабатывать умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.

Тип урока: Знакомство с новым материалом

Оборудование: портрет С.Я.Маршака, выставка книг.

1.Организационная часть. Проверка готовности к уроку./Целеполагание/.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, я думаю, ребята, вы продолжили знакомство, а также вспомнили ранее изученные произведения С.Я.Маршака.

2.Артикуляционная подготовка.

- Прочитайте строки известного произведения С. Маршака. (Глазками ,базаром, выразительно, скороговоркой).

Дама сдавала багаж:

Диван, Чемодан, Саквояж,

Картину, Корзину, Картонку

И маленькую собачонку.

3. Введение в тему. Проблемная ситуация.

-С.Я.Маршак один из самых известных детских поэтов. Его стихи сопровождают нас изо дня в день. Только мы не всегда думаем об этом, не замечаем. Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.

-Мама качает малыша и напевает колыбельную. Какие это могут быть строки, принадлежащие перу Самуила Яковлевича? /Сказка о глупом мышонке/

-Мы немного подрастаем, выходим играть во двор и вспоминаем считалки. /Мяч/

-Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. /Жираф/

-Чем являются эти знакомые строчки? /Загадка/

-Какие ещё загадки вы знаете? /Дети читают загадки /

-Несколько лет тому назад вы пришли на занятия в школу.

-С какими произведения Маршака знакомится каждый ребёнок, переступая порог школы? / Весёлый счёт. Путешествие от А до Я. /

-Какие ещё произведения С.Я.Маршака вы знаете, можете рассказать? /Дети наизусть читают знакомые отрывки из произведений Маршака/

5.Знакомство с биографией автора

С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”. Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным:  добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором журнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта. Сегодня мы говорим о нём как о поэте и о драматурге. Он писал пьесы для театра. Какие пьесы Маршака вы знаете?

-Это «Двенадцать месяцев».

Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа. Поставлена  в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии  Союзмультфильм  (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов Иван Петрович.

-Давайте откроем учебник «Литературного чтения».

Попробуйте доказать, что «12 месяцев» это пьеса.

-Найдите толкование, что такое пьеса? Пьеса - 1. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления.

 6.Словарная работа.

-В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:

КАНЦЛЕР

РЕЗОЛЮЦИЯ

ГЛАШАТАЙ

ХОДАТАЙСТВО

МАНТИЯ

МАСЛЕНИЧНЫЕ БАЛАГАНЫ

РЕСКРИПТ

ФАНФАРЫ

АСТРОЛОГ

КВАШНЯ

7. Проверка восприятия пьесы – сказки.

/Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»/

-Какую картину можно представить, слушая эту музыку? - Какие чувства навеяла она? /Иллюстрация картины Краева «Зима»,  Шишкина «Зимний лес» /

-Как вы думаете, почему мы сейчас обратились к произведениям этих великих авторов?

- Где происходит действие? Наш лес, который мы только что нарисовали, подойдет?

- Кто оказался на поляне? - Зачем пришла падчерица в лес?

- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?

1 группа: - Кто помог падчерице? а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок. На доске написаны пословицы. …

2 группа: год кончает, зиму начинает. …

году начало, а зиме середина.

Вьюги да метели, под … полетели.

б) Определите, какая пословица о каком зимнем месяце? –

3 группа: Найдите в тексте пьесы и прочитайте.

Какой цветок распустился? - Для кого он распустился в этой сказке? - Какой мы видим падчерицу? - Как она одета? Прочитайте словами текста. - Каким трудом она занималась? - Почему братья – месяцы помогли падчерице? За что? Какой вы себе её представляете? - А кому симпатизируете? Почему?

8.Физминутка.

9. Работа с текстом  Чтение сказки .  / Дети выразительно читают сказку по ролям /

10.Подведение итога урока.

Произведения какого автора мы с вами читали? -Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор? -Какое у вас настроение? Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, любви к природе. Его творчество всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, точно птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы.

11. Рефлексия. Самооценка. -Ребята, а сейчас сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке.

12. Домашнее задание.  Сделать  рисунки для  составления диафильма.  Выучить волшебные слова Апреля.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения "Двенадцать месяцев" Перспектива

Конспект урока литературного чтения "Двенадцать месяцев" Перспектива...

План-конспект по литературному чтению 2 класс "12 месяцев" Перспектива

Тема: «С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»»          Цели деятельности учителя: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев»". УМК "Перспектива"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев»". УМК "Перспектива"...