конспект урока литературного чтения. С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Продолжить знакомство с автором произведения. Чтение и анализ сказки-пьесы "Двенадцать месяцев".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._lit_chteniya._12_mesyatsev.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев.
Цель урока: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи урока:
образовательные:
• раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
• развивать умение работать со словарём;
• развивать навыки выразительного чтения, выборочного чтения;
развивающие:
• учить обобщать и делать выводы,
• развивать умение рассуждать ;
воспитательные:
• расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
УУД, формируемые во время урока:
Личностные действия:
• умение выделять нравственный аспект поведения
Регулятивные действия:
• вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу.
Познавательные действия:
• учить формулировать познавательную цель,
учить поиску информации, структурировать свои знания. Коммуникативные действия:
• вырабатывать умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.
Тип урока: Знакомство с новым материалом
Оборудование: портрет С.Я.Маршака, выставка книг.
1.Организационная часть. Проверка готовности к уроку./Целеполагание/.
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я думаю, ребята, вы продолжили знакомство, а также вспомнили ранее изученные произведения С.Я.Маршака.
2.Артикуляционная подготовка.
- Прочитайте строки известного произведения С. Маршака. (Глазками ,базаром, выразительно, скороговоркой).
Дама сдавала багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, Корзину, Картонку
И маленькую собачонку.
3. Введение в тему. Проблемная ситуация.
-С.Я.Маршак один из самых известных детских поэтов. Его стихи сопровождают нас изо дня в день. Только мы не всегда думаем об этом, не замечаем. Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.
-Мама качает малыша и напевает колыбельную. Какие это могут быть строки, принадлежащие перу Самуила Яковлевича? /Сказка о глупом мышонке/
-Мы немного подрастаем, выходим играть во двор и вспоминаем считалки. /Мяч/
-Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. /Жираф/
-Чем являются эти знакомые строчки? /Загадка/
-Какие ещё загадки вы знаете? /Дети читают загадки /
-Несколько лет тому назад вы пришли на занятия в школу.
-С какими произведения Маршака знакомится каждый ребёнок, переступая порог школы? / Весёлый счёт. Путешествие от А до Я. /
-Какие ещё произведения С.Я.Маршака вы знаете, можете рассказать? /Дети наизусть читают знакомые отрывки из произведений Маршака/
5.Знакомство с биографией автора
С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”. Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором журнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта. Сегодня мы говорим о нём как о поэте и о драматурге. Он писал пьесы для театра. Какие пьесы Маршака вы знаете?
-Это «Двенадцать месяцев».
Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов Иван Петрович.
-Давайте откроем учебник «Литературного чтения».
Попробуйте доказать, что «12 месяцев» это пьеса.
-Найдите толкование, что такое пьеса? Пьеса - 1. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления.
6.Словарная работа.
-В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:
КАНЦЛЕР
РЕЗОЛЮЦИЯ
ГЛАШАТАЙ
ХОДАТАЙСТВО
МАНТИЯ
МАСЛЕНИЧНЫЕ БАЛАГАНЫ
РЕСКРИПТ
ФАНФАРЫ
АСТРОЛОГ
КВАШНЯ
7. Проверка восприятия пьесы – сказки.
/Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»/
-Какую картину можно представить, слушая эту музыку? - Какие чувства навеяла она? /Иллюстрация картины Краева «Зима», Шишкина «Зимний лес» /
-Как вы думаете, почему мы сейчас обратились к произведениям этих великих авторов?
- Где происходит действие? Наш лес, который мы только что нарисовали, подойдет?
- Кто оказался на поляне? - Зачем пришла падчерица в лес?
- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?
1 группа: - Кто помог падчерице? а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок. На доске написаны пословицы. …
2 группа: год кончает, зиму начинает. …
году начало, а зиме середина.
Вьюги да метели, под … полетели.
б) Определите, какая пословица о каком зимнем месяце? –
3 группа: Найдите в тексте пьесы и прочитайте.
Какой цветок распустился? - Для кого он распустился в этой сказке? - Какой мы видим падчерицу? - Как она одета? Прочитайте словами текста. - Каким трудом она занималась? - Почему братья – месяцы помогли падчерице? За что? Какой вы себе её представляете? - А кому симпатизируете? Почему?
8.Физминутка.
9. Работа с текстом Чтение сказки . / Дети выразительно читают сказку по ролям /
10.Подведение итога урока.
Произведения какого автора мы с вами читали? -Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор? -Какое у вас настроение? Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, любви к природе. Его творчество всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, точно птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы.
11. Рефлексия. Самооценка. -Ребята, а сейчас сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке.
12. Домашнее задание. Сделать рисунки для составления диафильма. Выучить волшебные слова Апреля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения "Двенадцать месяцев" Перспектива
Конспект урока литературного чтения "Двенадцать месяцев" Перспектива...
План-конспект по литературному чтению 2 класс "12 месяцев" Перспектива
Тема: «С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»» Цели деятельности учителя: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев»". УМК "Перспектива"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев»". УМК "Перспектива"...