Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Разные виды работ на уроке позволяют учащимся глубже проанализировать стихотворение А. С. Пушкина "Зимнее утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_doroga.rar1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Карточки для домашней работы (проверка) по группам

 

1. Определи рифму в потешке

Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт, 
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

________________  рифма

2. Определи рифму в считалке

Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
И зелёные лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!

___________________  рифма

3.  Запиши 4 строки стихотворения и определи рифму:  __________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

4. Вспомни первые 4 строки текстов  6 – в, 10 – г,   2 – в из таблицы «И.Б». Запиши жанр текстов

_________________________

 

  1. 1. Определи рифму в стихотворении
  2. А Прокофьева

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!

_________________________  рифма

  1. 2. Определи рифму
  2. в      стихотворении С. Маршака

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

             Вы, проворные ткачи -
            Вихри и метели,
            Дайте радужной парчи
            Для косматой ели.

_________________ рифма

 

3.  Запиши 4 строки стихотворения и определи рифму:  __________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

4. Вспомни первые 4 строки текстов  6 – в, 10 – г,   2 – в из таблицы «И.Б». Запиши жанр текстов

_________________________

  1. Определи рифму в отрывке из

поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…

          Пред ними стелется равнина,
          Где ели изредка взошли;
          И грозного холма вдали
          Чернеет круглая вершина.

____________________  рифма

1.Определи рифму в отрывке из сказки в стихах П. Ершова «Конёк – Горбунок»

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе…

              Братья сеяли пшеницу
              Да возили в град-столицу:
              Знать, столица та была
               Недалече от села.

____________________  рифма

   3.  Запиши 4 строки стихотворения и определи рифму:  __________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

 4. Вспомни первые 4 строки текстов  6 – в, 10 – г,   2 – в из таблицы «И.Б». Запиши жанр текстов

_________________________

Карточки для парной работы

Словарно – лексическая работа

Соедини старинные слова и значения слов

Вёрсты                                 крестьянский бедный дом, изба

Ямщик                                  веселье, весёлое времяпрепровождение

Борзая                                   древнерусская мера длины чуть больше 1 км

Разгулье                                бойкая, проворная, скорая, резвая

Хата                                      человек, управляющий лошадьми для                                

                                              почтовых перевозок и перевозок людей

Карточки для групповой работы

1 группа. Биографы

Это стихотворение поэт написал под впечатлением поездки из _______ в ____________ .  А. С. Пушкину приходилось много ездить и дальние переезды совершались чаще всего на ____________, т.е. в упряжке из трёх лошадей. А лошадей обычно брали на _______________________.    Однообразно позвякивал __________________ .  Медленно тянулась упряжка от одного _________________  столба к другому.  

Поездка на _______________  очень утомляла,  но Пушкин любил её, и особенно любил  ________________  дорогу.  

2 группа. Историки

Найдите в тексте слова, подтверждающие, что стихотворения написано около 200 лет назад

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа. Художники

 Сколько картин можно нарисовать к стихотворению?

__________________________________________________________

Какие краски нужны для каждого рисунка?

___________________________________________________________________________________________________________________

4 группа. Литераторы

 Какие яркие слова, словосочетания использует автор?

____________________________________________________________________________________________________________________

Эпитеты __________________________________________________              

Олицетворения____________________________________________

4 группа. Музыканты

 Какую мелодия можно исполнить к стихотворению?

____________________________________________________________________________________________________________________

Какие музыкальные инструменты будут звучать?

____________________________________________________________________________________________________________________                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft  Office PowerPoint 2003  к уроку  по стихотворению А.С. Пушкина «Зимняя дорога»....

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Урок литературного чтения 4 класс. Тема.   А.С.Пушкин.  Анализ стихотворения «Зимняя дорога»....

А. С. Пушкин "Зимняя дорога" Мастерская по литературе.

Цели:1. Помочь учащимся увидеть своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина, понять, как пейзаж помогает выразить чувства лирического героя.2. Развивать воображение, речь учащихся....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин «Зимняя дорога».

Цели : учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором;определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;учить выразител...

«Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Цели:Формировать представление о Пушкине – пейзажисте;Знакомство с новыми словами: тройка борзая, ямщик, чёрная хата;Формирование понимания настроения лирического героя;Развивать навык выразител...