Урок по литературному чтению в 3 классе "Страна берёзового ситца"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Работа на уроке по стихотворениям С.Есенина в 3 классе. Программа "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_liter._chteniyu_na_temuberyoza-s.esenin.doc | 784.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с детскими годами его жизни, с его пейзажной лирикой
- Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, уметь обнаруживать изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте, уметь определить их роль в художественном произведении.
- Развивать образное и эстетическое мышление, творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения стихотворений;
- Воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация, пейзажи русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений на тему природы, романсы на стихи Есенина, книжная выставка.
Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихотворение поэта и к нему сделать рисунок.
I. Орг.момент:
-сегодня на уроке будем продолжать изучать творчество С.Есенина
I I. Определение темы урока
1.Работа в группах
-Чтобы узнать тему урока вы должны поработать в группах – перед вами портрет русского поэта (у каждой группы разные), и отрывки из стихотворений. Необходимо указать Ф.И.О. поэта, и какие из данных отрывков принадлежат ему.
Повторение ранее изученных стихотворений русских поэтов (работа в группах)
(Во время работы звучит мелодия 1)
- Представители групп указать на доске ответы.
- Что объединяет все эти стихотворения, о чём они? (о природе)
(СЛАЙД 1)
2.Ребус (берёза)
-Какова тема нашего урока?
(образ берёзы в творчестве С.Есенина)
(СЛАЙД 2)
На уроке будем совершенствовать и закреплять навыки анализа стихотворного текста на примере стихотворения «Берёза»
III. Знакомство с биографией
-Чтобы вам стало ближе и понятнее творчество поэта, мы познакомимся с некоторыми эпизодами из детства Есенина и с его лирикой о родной природе.
(СЛАЙД 3)
( звучит мелодия 2)
1.Краткий рассказ учителя, основанный на материалах его биографических статей.
-С.А. Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константиново.В самом центре села стоит обычный деревянный домик.ветви берёз склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин»
(СЛАЙД4)
Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Берег был холмистый, и с него открывался прекрасный вид на величавую реку, несущую свои воды среди приокского раздолья.
Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу впечатлительного ребенка.
И кто знает, может быть, это и было основой того, что С. Есенин стал поэтом. О детстве Есенина мы с вами узнаем из его собственных воспоминаний.
2.Чтение фрагментов из статьи Есенина “О себе” учеником
(СЛАЙД 5)
чтец: “С двух лет был отдан на воспитание … деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей и с ними прошло всё мое детство”.
Учитель: Дядья очень любили маленького Сергея и воспитывали его по-своему. Вот что он вспоминает:
(СЛАЙД 6)
чтец: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
(Объяснение лексического значение слова галоп, холка.)
ХОЛКА, участок спины над лопатками. Холка образована остистыми отростками пяти первых грудных позвонков, верхними краями лопаток и мощной мускулатурой. ГАЛОП (франц. galop), быстрый аллюр, при котором животное перемещается бросками. Для галопа характерны стадия зависания и приземление сначала передними конечностями, потом задними; причем задние ноги собаки в момент приземления оказываются позади передних.
чтец: “Лет восьми другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками”.
чтец: “Бабушка любила меня до бесконечности. По субботам меня мыли, стригли ногти, расчесывали… ни один гребень не брал кудрявых волос. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе”.
(СЛАЙД 7)
Учитель: Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми-девяти. По его признанию, к этому дала толчок его бабка: она рассказывала ему сказки. Некоторые сказки были с плохим концом, ему не нравились они, и он переделывал их на свой лад.
-А дед пел ему старинные, тягучие, грустные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению стихов.
чтец: “Так протекало мое детство, – пишет Есенин. – В 9 лет я поступил в Константиновское четырёхгодичное училище, которое окончил с похвальным листом.
Из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую получил свидетельство о присвоении звания «Учитель школы грамоты». Я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось”.
Учитель: Есенин стал поэтом, о чем так мечтал. Поэтом, чьи стихи вливаются к нам в душу и заполняют ее чем-то светлым и чистым.
I V. Чтение и анализ стихотворений С. Есенина
Давайте посмотрим, какой увидел берёзу в разное время года замечательный русский поэт С.Есенин.
(СЛАЙД 8)
-О каком времени года говориться в этом отрывке?
(Почему?)
1. Чтение учителем 1 отрывка и анализ
-О каком времени года говориться в этом отрывке?
(Почему?)
-Как вы понимаете слово «холщёвый» (холст – льняная ткань)
(СЛАЙД 9)
Найдите слово, которым называет поэт героиню стихотворения (берёзКа)
Что использует автор чтобы выразить своё отношение (уменьшительно - ласкательный суффикс К)
2.Чтение учителем 2 отрывка и анализ.
- О каком времени года говориться в этом отрывке?
- Почему вы так решили?
(СЛАЙД 10)
-О чём это стихотворение? (вернулся на родину, в родимый дом)
3.Чтение детьми
- прочитайте и найдите описание берёзы.
- на что сразу обратил внимание поэт? (берёзу, она как будто встречает его)
-Т.Е. образ берёзы тесно связан со словом РОДИНА
4.физкультминутка
V. Чтение учителем стихотворения «Берёза» и анализ.
-Послушайте, какую увидел берёзу в зимнее время.
-Какие цвета использует поэт, чтобы описать берёзу? (белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок)
Чтение 1 строфы
(СЛАЙД 11)
-Почему автор использует слово «принакрылась», а не «накрылась»
-какой образ, с кем сравнивает? (с девушкой, которая набросила на плечи шаль или платок)
(СЛАЙД 12)
Какое изобразительно- художественное средство помогает превратить берёзу в девушку?
(олицетворение)
(СЛАЙД 13)
- что такое олицетворение?
Чтение 2 строфы
- Особенно интересно описание инея.
- Прочитайте самостоятельно. Найдите это описание. (Вслух зачитывается 2 строфа)
- Какое время дня рисует поэт? (утро)
Почему вы так думаете (сонная тишина, заря, иней ещё не растаял после морозной ночи)
Чтение 3 строфы
Учитель – Налюбовавшись кроной березы, поэт словно бы окидывает взглядом все дерево. И березу мы теперь воспринимает как живую, перед нами образ березы-женщины. А выражение, “стоит береза” воспринимается как олицетворение.
И не только береза в стихотворении одухотворяется, весь мир природы вокруг нее тоже одушевляется.
Учитель – Давайте найдем примеры в стихотворении: “Сонная тишина, горят снежинки”
Учитель – Почему тишина сонная? “И горят снежинки
В золотом огне…”)
Учитель – Как вы понимаете это выражение? (“горят” – значит, сверкают; “золотой огонь” – солнечный свет)
Чтение и анализ 4-й строфы.
(СЛАЙД 15)
1) Чтение строфы учителем.
2) Аналитическая беседа по тексту стихотворения
Учитель – Как вы понимаете выражение: “А заря, лениво обходя кругом…” (Меняется время суток, приближается вечерняя заря.)
Учитель – На что становятся похожим снег на ветках березы от вечерней зари? (на серебро)
VI.Работа в парах:
( звучит мелодия 3)
Найти в тексте ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
Учитель – Делаем вывод: в стихотворении происходит олицетворение не только берёзы, но и зари.
В стихотворении образ березы постоянно меняется: в первой строфе снег на ветках уподобляется серебру, а во второй похож на золото, а в третьей вновь превращается в серебро.
Учитель – Почему? (Обратитесь к тексту стихотворения).
(Есенин описал березу в течение всего солнечного морозного дня.)
Учитель – Это говорит о том, что поэт часто и подолгу смотрел на нее.
- Каково его отношение к деревцу березы? (Поэт любовался березой, восхищался ее красотой.)
Учитель – Как вы думаете, какие чувства выражает поэт через эту любовь к березе?
(Любовь к русской природе, а значит и к Родине).
(СЛАЙД 16)
VII. Выразительное чтение
. Учитель – Понравилось ли вам, ребята, стихотворение С. Есенина?
-Какое настроение оно у вас вызвало?
(Выразительное чтение стихотворения “Береза” учениками)
VII.Итог:
-Какие слова поэта доказывают, что он очень любит свою Родину. (Не надо рая - дайте Родину мою!)
- что нового узнали?
(СЛАЙД 17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...