Конспект урока Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Комсолева Валерия Дмитриевна

Предмет: русский язык

Класс: 3-7

Тема урока: Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.

Цели урока:

Планируемые результаты:

ü  Предметные - Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе 1 и 2 склонения, определять склонение, число, падеж.

ü  Личностные - развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник; презентация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 3-7

Тема урока: Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.

Цели урока:

Планируемые результаты:

  • Предметные - Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе 1 и 2 склонения, определять склонение, число, падеж.
  • Личностные - развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник; презентация

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Мотивационный этап

приём:

фронтальная беседа;

Словесный метод

эвристический подход:

структурное планирование учебной деятельности (постановка целей);

1 мин.

Откройте тетради и запишите число классная работа.

Минутка чистописания.

Работа по карточкам

Ф. И.________________

с_л_ма        м_л_ток      д_р_га    с_л_вей    

м_г_зин      п_года         _гурец    м_тро     П_нгвин

Килогра(м/мм), ми(л/лл)ион,  то(н/нн)а, Гра(м/мм)тика, то(н/нн)а,  телегра(м/ма)а.

 Как вы думаете какое из этих слов было лишним? (Пингвин) Почему? (Мы его не изучали)О чем будем говорить на уроке? (О пингвинах).Откройте Ч. 2 на С. 76 прочитайте тему урока. Сформулируйте цели.

Отвечают на вопросы

Вставляют проп. буквы, определяют склонение

Ставят цели на урок

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Изучение нового материала

методы: репродуктивный,

беседа,

научный метод       познания;

практический:

выполнение упражнения

практический:

выполнение упражнения

25 мин

Откройте С. 79 и прочитайте задание к упр. 33 (Ч.2)
(работают с текстом Г. Снегирёва К морю).
Какой автор человек? (Наблюдательный)

Докажите свою точку зрения?(подтверждается тем, как подробно он описывает движения пингвинов, их возгласы, манеру нырять за пищей. то есть практически любой фрагмент текста говорит о наблюдательности автора.) а еще какой автор? Я подобрала такие слова. Cл.(Любознательный, творческий, трудолюбивый)

Найдите в тексте как выглядят пингвины? (Не указано)

А представьте, где они живут?

Понятно ли из текста, чем питаются пингвины? (из этого текста нельзя узнать, как выглядят пингвины, но можно представить, где они живут, и понять, чем питаются).

Какой это текст?
(в этом тексте сведений для научного доклада недостаточно, это текст художественный, а не научный). Найдите выражения, которых не может быть в научном тексте? ( Молча идут они, все в ногу, серьёзные ; Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно!; Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

Как автор относится к пингвинам? (автор относится к пингвинам почти как к людям). Где заключается тема текста? (Тема выражена в его названии)

Докажите почему это текст-повествование? (в нем нет подробного описания пингвинов, а есть последовательный рассказ об их действиях). Молодцы!

Теперь найдите упр. 34, что нужно сделать?

Что заметили из текста? (что текст содержит всю главную информацию о пингвинах (где обитают, как выглядят, чем питаются) зачитайте нужные фрагменты.

Найдите и прочитайте те выражения в тексте, которые представляют собой научные сведения о пингвинах. (Пингвины – крупные птицы. Они весят примерно 40–45 кг ; Передние конечности видоизменены в эластичные ласты, которые во время плавания под водой вращаются почти винтообразно. Пингвины распространены в Южном полушарии. Главным образом в его холодных частях, около Южного полюса. Кормятся пингвины мелкими рыбками, некрупными моллюсками и рачками ).

Доска: Обитание, питание:- научный …–

 -художественный …

Сделайте вывод по текстам. (Что в них есть сходные сведения о пингвинах (где обитают и чем питаются), но во втором тексте они изложены научно, а первый текст – это художественный рассказ).

Куда лучше поместить текст из упражнения 34 ? Молодцы !

Работают с текстом Г. Снегирёва К морю

П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное.

П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Физ.минутка

1 мин.

Закрепление знаний

методы: репродуктивный,

беседа,

практический:

выполнение упражнения

практический:

выполнение упражнения

Переходим к следующему заданию. Открываем учебник 3 часть с.52 упр. 54 Прочитайте задание. Что нужно сделать? (списать текст, определить и записать склонение и падеж выделенных слов).Что не понятно? Приступайте к работе!

Проверяем!

-Обратите внимание на разницу в написании окончаний падежных форм. Что можете сказать?(у сущ-х 3 скл в форме Р.п. пишется окончание –и, а у сущ-х 1 и 2 скл в форме П.п. –е.)

-Кто считает, что важно уметь правильно определять склонение и падеж сущ-х поднимите руку.

-Теперь сравните падежные окончания сущ-х 1,2 и 3 скл в П.п. на материале упр. 53 и этого упражнения. Сделайте вывод.

(Вывод: В окончаниях сущ-х 1 и 2 скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в окончаниях сущ-х 3 скл. – буква И.)

Запишите вывод в тетрадь. Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.(На слайде таблица)

Упр.55.

-Прочитайте отрывок из рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка». О чем он? (отец разговаривает со своей маленькой дочерью).

-Какое устойчивое выражение вам встретилось? (куда глаза глядят)

-А кто понял эти слова буквально? Что значит буквально? (Точно соответствуя чему-либо, дословно; действительно, на самом деле; в прямом смысле слова.)

-Ребята, данное устойчивое выражение не следует понимать буквально.

-Прочитайте выделенные слова. Определите у них число и падеж.

-Что вы заметили?

-Какой вывод можем сделать? (Вывод: в В.п. ед.ч. сущ-е разных скл имеют разные окончания).

Выполняют упражнение

Выделяют орфограммы

Указывают склонение, число, падеж

Выполняют упражнение

Выделяют орфограммы

Указывают склонение, число, падеж

П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное.

П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Подведение итогов. Рефлексия

фронтальный опрос;

2 мин

Ребята, какие цели у нас с вами были?

Кто считает что достиг, подними руку. Всем спасибо за урок. Выставление оценок за работу на уроке.

Дз П.т. с.31 упр. 32

На уроке было все понятно и все получилось, нарисуйте зеленый кружок на полях.

Нужна помощь желтый кружок.

Отвечают на вопросы

Делают вывод

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

обитание

питание

научный


художественный



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения"

Тема: правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения.Задачи урока:Обучающие:● Совершенствовать умение учащихся определять типы склонения и падежи имен существительных...

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в И.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать обнаруженны...

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в Р.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

конспект урока \'\'Научный текст\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Научный текст'',3 класс, УМК ''ПНШ''...