Дидактическая структура урока* | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
| Создаёт рабочий настрой и наблюдает психологический настрой и готовность к уроку
| - Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу: - Улыбнитесь друг другу! Приятной вам работы на уроке! | | Настраиваются на работу
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Читают слова на слайде, определяют авторство, выделяют слова, которые вынесены в название раздела учебника, слушают вопросы и отвечают на поставленные вопросы. ( В жизни, как и в театре, люди плачут, смеются, радуются, страдают, умирают и рождаются. Они разговаривают, как и в пьесе, решают вопросы, переживают, то есть действуют) | Организует диалог, подводящий к теме урока. Сообщает тему урока, мотивирует на постановку цели урока | Прочитайте слова на слайде. Кому они принадлежат? Весь мир театр, А люди в нем актеры, И каждый там свою играет роль». Шекспир - Чему посвящён данный раздел учебника? - Какие слова Шекспира вынесены в название раздела?. -А как тема раздела связана с жизнью? -27 марта отмечается Всемирный день театра. Этот праздник, прежде всего, адресован мастерам сцены и зрителям, посещающим театр. Сегодняшний урок пусть будет маленькой частичкой театральных мероприятий, которые будут происходить в преддверии праздника.
| Читают выразительно, читают выборочно | Обобщают и синтезируют прочитанное на слайде и в названии раздела учебника. Слушают, вступают в диалог, обсуждают проблему, аргументируют высказывания, выдвигают предложения по цели урока. |
Актуализация знаний ( словарная работа)
| Слушают вопросы и отвечают на них, контролируют правильность ответов, взаимодействуют с учителем и одноклассниками, используют в речи ключевые слова по теме « Театр» Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,
| 1.Организует беседу, позволяющую выяснить представление учащихся о театре и активизирует словарный запас ученика. 2. Подводит итог беседы.
| - Какие спектакли вы видели? - Доводилось ли вам участвовать в постановке школьных спектаклей? - Чем отличается произведение, прочитанное в книге от того, что показывают артисты на сцене? - Какие произведения мы будем читать ? ( пьесы) -Что называют пьесой? ( любое произведение для театра: трагедию, комедию, драму) -Какие отличительные признаки пьесы вам запомнились? Какая особенность пьесы самая заметная? Что главное в пьесе? ( действие) - Что значит инсценировать?
| Обобщают прочитанное.
| Дополняют и уточняют высказанные мнения. Слушает собеседника, строит понятные для него высказывания. |
Проверка домашнего задания | Частично драматизируют пьесу А. Барто и Р. Зелёной « Ах, руки, руки!» Интонационно, мимикой, жестами передают характер героя, наблюдают за игрой учащихся.Обсуждают допущенные ошибки и их корректируют (оценивают игру своих одноклассников, отмечая при этом положительные и отрицательные моменты)
| Организует инсценирование пьесы , наблюдает речевое и эмоциональное взаимодействие , корректирует ошибки и работу театральных критиков | - Представим, что мы с вами сегодня собрались в театре. На предыдущем уроке вы выбрали фрагменты для постановки пьес, утвердили актёров на главные роли. - Я буду режиссёром, а каждый из вас попробует быть театральным критиком. Места заполняются в зрительном зале, До зрелищ охотник повсюду найдется. Обычная вешалка в самом начале, А дальше – то чудо, что театром зовется. Распахнутый занавес сцену откроет, Проступит из тьмы лабиринт декораций, И жизнь обретут персонажи, герои, В которых актеры начнут воплощаться. На сцену приглашаются актеры для инсценировки отрывка из пьесы А.Л.Барто, Р.В.Зеленой «Ах, руки, руки!» -Слово предоставляется театральным критикам. Проанализируйте точность передачи характеров персонажей. | Отвечают на вопросы, инсценируют прочитанное, заучивают наизусть реплики персонажей. Учатся ориентироваться в текстах произведений. | Наблюдают, перерабатывают информацию. Интегрируются в пару( группу) со сверстниками и строят эффективное взаимодействие. |
Физминутка | Продолжают высказывание, начатое учителем, выполняют задания, передавая свои ощущения в данной ситуации Осуществляют контроль за исполнением определённой роли, передачей образа. | Организует тренинг « Ощущения», следит за ответами учащихся. | Продолжите предложения: - главное в пьесе-… ( действие) - краткий перерыв между действиями спектакля….(антракт) -Сегодня антракт будет тренингом «Ощущения» - посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади.
- пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек.
- нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку.
- улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке.
|
| оценивает важность здорового образа жизни. Принимает и сохранять учебную задачу; выполнять учебное действие в материализованной форме. |
Изучение нового материала | Читают по учебнику задания установочного характера на сравнение эпического и драматургического текста Н. Носова. Читают вслух по вызову учителя относительно законченными фрагментами. | Организует чтение задания, организует диалог , знакомство с текстом. Организует знакомство с текстом. ( два действия) | - С какими произведениями этого автора вы уже знакомы.? -Чем отличаются произведения этого автора ( короткие, смешные) -Кто обычно бывает главными персонажами его рассказов ( мальчики, от имени которых и ведётся рассказ) -Кто из вас читал повесть « Витя Малеев в школе и дома?». Что вам из неё больше запомнилось? | отвечать на вопросы по содержанию произведения, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (вести «диалог с автором»); читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение).Сравнивают произведения разных жанров. Делают сообщение о прочитанном.
| Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Ориентируются в книгах |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Организуют работу групп, ставят творческую задачу, планируют свою деятельность представляют работу художников –декораторов для своего действия, распределяют роли, Трансформируют прозаический текст - в драматургический. распределяют реплики, определяют предметы реквизита для инсценирования. | Организует работу в группах по преобразованию данной части произведения в пьесу. Вводит понятие « ремарка» | - Сколько действий можно выделить в прочитанном отрывке. Организуем две театральные трупы: - Представьте, что вы коллектив художников-декораторов и должны оформить сцену. Устно «нарисуйте» декорации к приведенному здесь фрагменту. – Что будет на сцене – фрагмент улицы, пейзаж, фабричный цех, школьное помещение? - Убранство комнаты должно соответствовать времени действия пьесы. События в ней происходят примерно шесть десятков лет назад, поэтому обстановка будет не сильно отличаться от сегодняшней. – Где можно найти описание комнаты? Найдите, прочитайте. – Как вы думаете, почему Носов не очень подробно описал интерьер комнаты? – Каким у нас будет пол? – Будут ли в комнате двери? Сколько? Где? Какие? – Нужно ли здесь окно? Почему?
– Назовите предметы мебели, необходимые для данного интерьера. – Какие предметы реквизита должны быть на сцене? – Закройте глаза и попытайтесь представить - всю комнату целиком. – Будут ли у вас еще какие-нибудь дополнения?
| Совершенствуют творческое воображение. Обогащают словарный запас. Совершенствуют применение приема выборочного чтения Сравнивают произведения разных жанров.
| Развивать навыки сотрудничества – Развивать способность к эмпатии. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. – Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. – Планировать свою деятельность |
Контроль | Отвечают на вопросы обобщающего характера | Организует обобщение по теме урока | Чем отличается пьеса от повести или рассказа? – Что такое пьеса? – Для чего создаются пьесы? – Какие новые слова вы узнали, изучая пьесы? – У кого из вас появилось желание сходить в театр на спектакль? А кто хотел бы выйти на сцену в качестве актёра? | | Умение слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание | Задают вопросы в случае необходимости | Поясняет сущность домашнего задания. | Каким должно быть домашнее задание, чтобы урок завтра прошел интересно:1. Заучить реплики и представить действие одноклассникам.2. Написать сочинение по теме « 27 марта отмечается Всемирный день театра. Какова роль театра в жизни современного человека?» 7-8 предложений. 3: Составить театральный словарик. | Заучивают реплики, пишут сочинение по заданной тематике, составляют театральный словарик. | Планируют свою деятельность, принимают поставленную задачу.Аргументируют высказывание. |
Рефлексия | Оценивают своё внутреннее состояние, свою работу на уроке. | Выражает благодарность актёрам, организует обсуждение обобщающего вывода.
| Возьмите смайлики и оцените свое внутреннее состояние и самочувствие по отношению к выполняемым на уроке заданиям
Лист самооценки
Ф.И._____________________________
|
|
| На уроке я работал | активно | пассивно | Своей работой | я доволен | недоволен | Урок для меня показался | коротким | длинным | За урок я | не устал | устал | Мое настроение стало | лучше | хуже | Материал урока мне был | понятен | непонятен |
| полезен | бесполезен |
| интересен | неинтересен | Домашнее задание | легкое | трудное |
| интересное | неинтересное |
| полезное | бесполезное | Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
| итого |
|
|
| | Вступают в общение, выражают свою точку зрения, соблюдают правила общения |