Урок литературного чтения в 3 классе Басня "Ворона и Лиса" И А Крылов
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе И А Крылов Басня "Ворона и Лиса"и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению в 3 класса И А Крылов Басня Ворона и Лиса | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3-Г
Автор урока: Захарова Наталья Павловна
Методическая информация
Тип урока: Изучение нового материала
Цели: - совершенствовать знания учащихся о творчестве А.И. Крылова;
- познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;
-формировать умение определять басню как жанр;
- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;
- создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали);
- дать образец выразительного чтения басни;
- развивать умения пользоваться справочной литературой;
- способствовать осмыслению нравственных ценностей в басне И. А. Крылова «Ворона и Лиса»
- воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность;
- развивать творческие способности детей, речь, мышление, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты.
Личностные.
Будут сформированы:
-положительное отношение к учебной деятельности;
-интерес к учебному труду;
- основные моральные нормы поведения;
- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
- оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные.
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного;
- высказывать свое отношение к прочитанному;
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;
- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные.
Обучающиеся научатся:
-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;
- соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока;
-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу
- извлекать необходимую информацию из текстов;
- организовывать свое рабочее место;
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные.
-научатся адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Ворона и Лисица»; презентация к уроку; костюмы для инсценировки басни.
Подробный конспект урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок
Отдых наш кончается, работа начинается. Усердно будем мы сейчас трудиться, чтоб чему-то научиться.
Покажите. Какое у вас настроение?
2.Постановка темы и цели урока
1.Кроссворд «Определи литературный жанр» Слайды 1-6
- Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.
-О каком литературном жанре мы будем говорить? (Басня)
- Давайте вспомним , что такое басня? Слайд 7,
-Кто является действующими лицами в басне? (животные)
2.Выставка книг. Слайд 8
- Рассмотрите книжную выставку.
На доске выставлены книги И.А. Крылова
-С баснями какого автора мы с вами уже начали знакомиться? (Иван Андреевич Крылов)
3.Обобщение знаний о писателе
-Посмотрите на портрет.
-Сейчас Саша прочитает нам стихотворение Слайд (портрет И.А. Крылова) 9
Стихотворение о Крылове читает ученик
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
-Давайте вспомним, что мы знаем об этом писателе. Слайд 10
4. Речевая разминка
- Прочитайте медленно. Слайд 11-12
Артикуляционная гимнастика
Са-са-са – в лесу живет лиса
Су-су-су –мы увидели лису
На-на-на- сидит черная ворона
Ну-ну-ну –поймаю глупую ворону
- Прочитайте с ускорением.
Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса
Проворонила ворона вороненка.
-О ком была речь?(о вороне и лисе)
-Может вы догадались и название произведения, которое написал Крылов?
-Предположите, какова тема нашего урока?
-Зная тему, давайте попробуем определить задачи урока.
-Чему мы будем учиться на уроке?
(знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; читать грамотно, выразительно, соблюдая интонацию; узнаем, что произошло с героями; проанализируем басню и узнать ее мораль)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.
5. Работа по теме урока
1) Первичное знакомство с басней Слайд 13
–Откройте учебник на странице 137. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню. (Аудиозапись басни)
Подумайте над вопросом : «Почему это произведение так называется?
После прослушивания.
-Понравилось ли вам? – Почему это произведение так называется?
2) Словарная работа.
Мозговой штурм
-Прочитайте текст самостоятельно, назовите те слова, значение которых вызвало у вас затруднения.
Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали.
-Посмотрите задание 1, карточки у вас на столах.
- Выберете значения слов, которые вы видите на доске.
Коллективное обсуждение.
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Ангельский (голосок) – нежный, добрый;
Не в прок – не в пользу;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;
Пленил – привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища
Оценивание
- Вы все молодцы, но активнее всех работали ребята….
Физминутка.
-Давайте , ребята, мы с вами побываем в лесу, где живут герои басни. Изобразим ворону. Какая ворона? (Дети машут крыльями.) Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть. Изобразим лисицу. Какая лисица? Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.
- Дети идем, как лиса, виляя хвостом. Скрылась за деревьями лиса, а тихо сели.
-Когда вы будете читать произведение выразительно постарайтесь передать интонацией голоса, мимикой эти образы.
5) Анализ литературного текста.
1. Анализ развития события
-На какие части можно разделить текст? (зачин, основная часть, концовка)
-Как вы думаете, подходят ли они к басне?
-Найдите эти части в тексте. Слайд 14
-Давайте проанализируем весь текст.
-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)
- Прочитайте первую строку.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру
- Как понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла кусочек сыра)
- Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь? (Когда мы завтракаем – утром)
-Что произошло дальше, в основной части? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова.
(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)
-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.
На ту беду Лиса близехонько бежала
-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)
-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.
Вдруг сырный дух лису остановил Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил
-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)
-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)
-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)
-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича
Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала
2. Анализ образа героев
- Что мы можем узнать о вороне из следующих строк? Зачитает учитель.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
-Как ворона очутилась на ели? (Взгромоздилась на нее)
-Что хотел показать нам автор словом «взгромоздилась»? (Она неуклюжая, неторопливая птица).
- Была ли голодна ворона? Докажите. (Она не была голодная, потому что она не стала сразу кушать сыр, а «призадумалась» сидя на дереве)
-С какой интонацией надо читать эти строки? ( Спокойно.)
-Прочитайте, как автор характеризует Лису? Голосом покажите чувства.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша
-Как автор назвал Лису? (Плутовка)
-Что он этим хотел сказать? (Что она хитрая и обманщица)
-Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша». (Лиса говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром.)
Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, – При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"
-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)
-Перечислите, что расхваливала Лиса? ( Она расхваливала шейку, глазки, перышки, носок, голосок.)
-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.)
-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)
-Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло
-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)
-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»?
(Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)
-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.
-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение- каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- Как автор относится к героям? Смеется над их пороками (ворону он считает глупой, падкой на лесть, неуклюжей, неторопливой, доверчивой, несообразительной; лису считает льстивой, коварной, изворотливой, умной, которая знает, как добиться своего)
3. Проблемный анализ
Работа в парах. На столах у детей задания 2.
-В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону,
Лису-во второй колонке . Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.
-Когда группа закончила , поднимаете руку.
(Проверка по слайду презентации. Самооценка) Слайд 15,16
(Критерии оценивания: если все правильно-5, если 1,2 ошибки -4, если больше ошибок-3. Поднимите руку у кого 1 ошибка и т.д.)
|
|
-Какой вы себе представляете лису? –Какой у вас будет голос при чтении? (вкрадчивый, льстивый)
-Какой вы себе представляете ворону? -Какой голос при чтении? (грубый, глупый, доверчивый)
-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?
(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.
Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)
-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)
4. Нравственная проблема
- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль). Слайд 17
-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Чему учит эта басня? Что бы вы посоветовали Вороне? Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, чтобы мы были искренними.
-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
-Прочитайте первые 3 строчки басни.
-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.)
-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)
-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Бесполезно)
- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова.)
-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)
8) Инсценировка басни
-Ребята подготовили для вас инсценировку басни. Посмотрите и представьте настоящую лисицу и ворону.
Оценивание
9) Выразительное чтение басни детьми.
Оценивание чтения (3ученика)
9) Итог урока
-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
-Назовите жанр этого произведения?
Что вы посоветовали Вороне?
- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?(Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
10) Рефлексия деятельности на уроке
Закончите предложения:
Слайд 18
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»
А сейчас покажите какое у вас настроение к концу урока. Если плохое, что у тебя не получилось?
11) Выставление оценок.
Вы все получили оценки за работу в группах.
Кто по вашему мнению, работал лучше всего над анализом басни?
Кто лучше всех читал на уроке? Кому нужно поработать дома над выразительностью?
12). Домашнее задание Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. Слайд 19
Вот и подошел к концу наш урок.
Прозвенел опять звонок и закончился урок! Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали. Это нужно детворе для учёбы, при игре. Будем басни впредь читать, а может, и свои писать. Всем спасибо за урок! Накопили знаний впрок!
Задание1 |
– лицемерное, угодливое восхваление; |
– льстивый человек; |
– внушающий отвращение, омерзительный; |
– нежный, добрый; |
– не в пользу; |
– взобраться с усилием на что – то высокое; |
– привлек внимание, привели в восторг; |
– от слова вещунья – предсказательница; – у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища |
Задание1 |
– лицемерное, угодливое восхваление; |
– льстивый человек; |
– внушающий отвращение, омерзительный; |
– нежный, добрый; |
– не в пользу; |
– взобраться с усилием на что – то высокое; |
– привлек внимание, привели в восторг; |
– от слова вещунья – предсказательница; – у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища |
Задание1 |
– лицемерное, угодливое восхваление; |
– льстивый человек; |
– внушающий отвращение, омерзительный; |
– нежный, добрый; |
– не в пользу; |
– взобраться с усилием на что – то высокое; |
– привлек внимание, привели в восторг; |
– от слова вещунья – предсказательница; – у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища |
Задание1 |
– лицемерное, угодливое восхваление; |
– льстивый человек; |
– внушающий отвращение, омерзительный; |
– нежный, добрый; |
– не в пользу; |
– взобраться с усилием на что – то высокое; |
– привлек внимание, привели в восторг; |
– от слова вещунья – предсказательница; – у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное ...
Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".
Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"
В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...