Урок литературного чтения в 3 классе Басня "Ворона и Лиса" И А Крылов
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Захарова Наталья Павловна

Конспект урока по  литературному чтению в 3 классе И А Крылов Басня "Ворона и Лиса"и презентация к уроку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:     И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Предмет:  
Литературное чтение 

Класс:  
3-Г

Автор урока:
Захарова Наталья Павловна

  Методическая информация

Тип урока:   Изучение нового материала
Цели: -
совершенствовать знания учащихся о творчестве А.И. Крылова;

- познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

-формировать умение определять басню как жанр;

- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

- создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали);

- дать образец выразительного чтения басни;

- развивать умения пользоваться справочной литературой;

- способствовать осмыслению нравственных ценностей в басне И. А. Крылова «Ворона и Лиса»

- воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность;
- развивать творческие способности детей, речь, мышление, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты.

Личностные.

Будут сформированы:

-положительное отношение к учебной деятельности;

-интерес к учебному труду;

- основные моральные нормы поведения;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные.

Обучающиеся научатся:

- понимать содержание прочитанного;

- высказывать свое отношение к прочитанному;

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;

- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные.

Обучающиеся научатся:

-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;

- соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока;

-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- организовывать свое рабочее место;

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Коммуникативные.

-научатся адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Ворона и Лисица»; презентация к уроку; костюмы для инсценировки  басни.

Подробный конспект урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!                                                        

Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок

Отдых наш кончается, работа начинается. Усердно будем мы сейчас трудиться, чтоб чему-то научиться.

Покажите. Какое у вас настроение?

2.Постановка темы и цели урока        

1.Кроссворд «Определи литературный жанр»                                                                    Слайды 1-6
- Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.

-О каком литературном жанре мы будем говорить? (Басня)

- Давайте вспомним , что такое басня?                                                                             Слайд 7,

-Кто является действующими лицами в басне? (животные)                                              

                                                                 

2.Выставка книг.                                                                                                                      Слайд 8

- Рассмотрите книжную выставку.

На доске выставлены книги И.А. Крылова                                                                                        

-С баснями какого автора мы с вами уже начали знакомиться? (Иван Андреевич Крылов)

3.Обобщение знаний о писателе                                

-Посмотрите на портрет.

-Сейчас Саша прочитает нам стихотворение                           Слайд  (портрет И.А. Крылова)  9

Стихотворение о Крылове читает ученик

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

-Давайте вспомним, что мы знаем об этом писателе.                                            Слайд 10 

4. Речевая разминка

- Прочитайте медленно.                                                                                                Слайд 11-12

Артикуляционная гимнастика

Са-са-са – в лесу живет лиса

Су-су-су –мы увидели лису

На-на-на- сидит черная ворона

Ну-ну-ну –поймаю глупую ворону

- Прочитайте с ускорением.

Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса

Проворонила ворона вороненка.

-О ком была речь?(о вороне и лисе)

-Может вы догадались и название произведения, которое написал Крылов?

-Предположите, какова тема нашего урока?

-Зная тему, давайте попробуем определить задачи урока.

-Чему мы будем учиться на уроке?                                        

 (знакомится с  произведением  И.А.Крылова  «Ворона и  Лисица»; читать  грамотно,  выразительно,  соблюдая  интонацию;  узнаем, что произошло с героями; проанализируем басню и узнать ее мораль)

 - Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  басней Ивана  Андреевича  Крылова «Ворона  и  лисица»,    будем  анализировать  поступки  героев  произведения, делать  выводы,  находить  мораль  басни,  совершенствовать  навыки выразительного чтения.

5. Работа по теме урока

1) Первичное знакомство с басней                                                          Слайд 13

 –Откройте учебник на странице 137. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню.                                                                                            (Аудиозапись басни)                             

Подумайте над вопросом : «Почему это произведение так называется?

После прослушивания.

-Понравилось ли вам? – Почему это произведение так называется?

2) Словарная работа.

Мозговой  штурм  

-Прочитайте текст самостоятельно, назовите те слова, значение которых вызвало у вас затруднения.

Учитель на доску вывешивает  то слово,  которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали.

-Посмотрите задание 1,  карточки у вас на столах.

- Выберете значения  слов, которые вы видите на доске.

Коллективное обсуждение.

 

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Ангельский (голосок) – нежный, добрый;

Не в прок – не в пользу;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
           Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Оценивание

- Вы все молодцы, но активнее всех работали ребята….  

Физминутка.

-Давайте , ребята, мы с вами побываем в лесу, где  живут герои басни. Изобразим ворону. Какая ворона? (Дети машут крыльями.)  Ворона: глупая,  доверчивая, несообразительная, любит лесть. Изобразим лисицу. Какая лисица? Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.

- Дети идем, как лиса, виляя хвостом. Скрылась за деревьями лиса, а тихо сели.  

-Когда вы будете читать произведение выразительно постарайтесь передать интонацией голоса, мимикой эти образы.              

5) Анализ литературного текста.

1.  Анализ развития события

-На какие части можно разделить текст?  (зачин, основная часть, концовка)

-Как вы думаете, подходят ли они к басне?

-Найдите эти части в тексте.                                                           Слайд 14

-Давайте проанализируем весь текст.

-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите  словами  Ивана  Андреевича  Крылова.  (Ворона  нашла  кусочек сыру)

- Прочитайте первую строку.  

Вороне где-то бог послал кусочек сыру

- Как понимаете, выражение «бог послал»?   (Ворона случайно нашла кусочек сыра)

- Можно  ли  из  басни  узнать  о  каком  времени  суток  идёт  речь?  (Когда мы завтракаем – утром)

 -Что  произошло  дальше, в основной части?  Ответ  подтвердите  словами  Ивана  Андреевича Крылова.

(Рядом  бежала  лиса.  Она  почувствовала  запах  сыра  и  на  цыпочках  сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.

На ту беду Лиса близехонько бежала

-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)

-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.

Вдруг сырный дух лису остановил      Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил

-Как  вы  понимаете  выражение  «сыр  пленил»?  (Взял  в  плен,  она  ничего  не видела, ни о чем,  кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

-Что  решила  сделать  Лисица,  увидев  ворону  с  сыром?  (Лисица  решила забрать сыр и его съесть.)

-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

 -Чем  все  закончилось?  Ответ  подтвердите  словами  Ивана  Андреевича

Крылова. (Ворона  на  слова  Лисы  каркнула, сыр  выпал,  Лиса  его  подняла  и убежала

2.  Анализ образа героев

- Что мы можем узнать о вороне из следующих строк? Зачитает учитель.

На ель Ворона взгромоздясь, 

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

-Как ворона очутилась на ели? (Взгромоздилась на нее)

-Что  хотел  показать  нам  автор  словом  «взгромоздилась»?  (Она неуклюжая, неторопливая птица).

- Была  ли  голодна  ворона?  Докажите.  (Она  не  была  голодная,  потому  что она не стала сразу кушать сыр, а «призадумалась» сидя на дереве) 

-С какой интонацией надо читать эти строки? ( Спокойно.)

-Прочитайте, как автор характеризует Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

          И говорит так сладко, чуть дыша

-Как автор назвал Лису? (Плутовка)

-Что он этим хотел сказать? (Что она хитрая и обманщица)

-Объясните  выражение  «говорит  так  сладко,  чуть  дыша».  (Лиса  говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром.)

Прочитайте ласковые  слова,  обращенные Лисой к Вороне.  

"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки  Рассказывать, так, право, сказки!  Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, – При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"

-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)

-Перечислите,  что  расхваливала  Лиса?  (  Она  расхваливала  шейку,  глазки, перышки, носок, голосок.)

-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.)

-Как  автор  передает  радость  Вороны  от  льстивых  слов  Лисицы?  (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)

-Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,  И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло

-Как  вы  считаете,  что  значит  выражение  «вскружилась  голова»?    (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

-Как  вы  понимаете  выражение  «от  радости  в  зобу  дыханье  сперло»?

(Испытывая  большую  радость,  Ворона  чуть  не  задохнулась,  пришлось каркнуть)

-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.

-Зачитайте  последнюю  строчку  басни.  С  какой  интонацией  необходимо читать.  (Рубленое  чтение-  каждое  слово  читается  медленно,  со  спокойной интонаций и с паузой)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Как автор относится к героям? Смеется над их пороками (ворону он считает глупой, падкой на лесть, неуклюжей, неторопливой, доверчивой, несообразительной; лису считает льстивой, коварной, изворотливой, умной, которая знает, как добиться своего)

 3.  Проблемный анализ

Работа в парах. На столах у детей задания 2.    

 -В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону,

Лису-во второй колонке .  Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.

-Когда группа закончила , поднимаете руку.

 (Проверка по слайду презентации. Самооценка)                                               Слайд 15,16

(Критерии оценивания: если все правильно-5, если 1,2 ошибки -4, если больше ошибок-3. Поднимите руку у кого 1 ошибка и т.д.)


Ворона
Хитрая
Добрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая


Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Добрая
Льстивая
Умная
Честная
Глупая

-Какой вы себе представляете лису? –Какой у вас будет голос при чтении? (вкрадчивый, льстивый)

-Какой вы себе представляете ворону?   -Какой голос при чтении? (грубый, глупый, доверчивый)

-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.

Ворона: глупая,  доверчивая, несообразительная, любит лесть.)

-Почему  Лисе  удалось  обмануть  Ворону?  (Ворона  любит  лесть,  а  Лиса умеет льстить.)

4.  Нравственная проблема                                                                    

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).                                                                                                                       Слайд 17

 

-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

-Чему учит эта басня? Что бы вы посоветовали Вороне? Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, чтобы мы были искренними.

-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.

-Прочитайте первые 3 строчки басни.

-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.)

-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)  

-Объясните,  как  вы  понимаете  выражение  «только  все  не  впрок»? (Бесполезно)

- Подумайте, что  значит «И в  сердце льстец всегда отыщет уголок»?  (Есть люди,  которые  пускают  в  свое  сердце  льстивых  людей,  позволяют  им говорить льстивые слова.)

-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

8) Инсценировка басни                                                                        

-Ребята подготовили для вас инсценировку басни. Посмотрите и представьте настоящую лисицу и ворону.

Оценивание

9) Выразительное чтение басни детьми.

Оценивание чтения (3ученика)

9) Итог урока

-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

-Назовите жанр этого произведения?

Что вы посоветовали Вороне?

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?(Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
10) Рефлексия деятельности на уроке
Закончите предложения:
                                                                                                                                       
Слайд 18
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»

А сейчас покажите какое у вас настроение к концу урока. Если плохое, что у тебя не получилось?

11) Выставление оценок.

Вы все получили оценки за работу в группах.

Кто по вашему мнению, работал лучше всего над анализом басни?

Кто лучше всех читал на уроке? Кому нужно поработать дома над выразительностью?

12). Домашнее задание Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.                                                                 Слайд 19

 Вот и подошел к концу наш урок.                                                                

  Прозвенел опять звонок и закончился урок! Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали. Это нужно детворе для учёбы, при игре. Будем басни впредь читать, а может, и свои писать. Всем спасибо за урок! Накопили знаний впрок!  

Задание1

– лицемерное, угодливое восхваление;

– льстивый человек;

 – внушающий отвращение, омерзительный;

– нежный, добрый;

– не в пользу;

– взобраться с усилием на что – то высокое;

– привлек внимание, привели в восторг;

– от слова вещунья – предсказательница;

– у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Задание1

– лицемерное, угодливое восхваление;

– льстивый человек;

 – внушающий отвращение, омерзительный;

– нежный, добрый;

– не в пользу;

– взобраться с усилием на что – то высокое;

– привлек внимание, привели в восторг;

– от слова вещунья – предсказательница;

– у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища


Задание1

– лицемерное, угодливое восхваление;

– льстивый человек;

 – внушающий отвращение, омерзительный;

– нежный, добрый;

– не в пользу;

– взобраться с усилием на что – то высокое;

– привлек внимание, привели в восторг;

– от слова вещунья – предсказательница;

– у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Задание1

– лицемерное, угодливое восхваление;

– льстивый человек;

 – внушающий отвращение, омерзительный;

– нежный, добрый;

– не в пользу;

– взобраться с усилием на что – то высокое;

– привлек внимание, привели в восторг;

– от слова вещунья – предсказательница;

– у птиц , насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Задание 2    Работа в парах

Фамилии:

Оценка:

В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют ворону ( в 1 колонке),

лису( во второй колонке). Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу

Задание 2    Работа в парах

Фамилии:

Оценка:

В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют ворону ( в 1 колонке),

лису( во второй колонке). Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.


Ворона
Хитрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая


Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Льстивая
Умная
Честная
Глупая


Ворона
Хитрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая


Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Льстивая
Умная
Честная
Глупая

Задание 2    Работа в парах

Фамилии:

Оценка:

В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют ворону ( в 1 колонке),

лису( во второй колонке). Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.

Задание 2    Работа в парах

Фамилии:

Оценка:

В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют ворону ( в 1 колонке),

лису( во второй колонке). Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.


Ворона
Хитрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая


Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Льстивая
Умная
Честная
Глупая


Ворона
Хитрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая


Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Льстивая
Умная
Честная
Глупая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях,  какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) –  краткое иносказательное, нравоучительное ...

Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".

Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...