Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Соловьева Олеся Васильевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению  для  4 класса  составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта  начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Разработана на основе примерной программы   начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой  «Литературное чтение. 1 – 4   классы» (2014)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_4_klass.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению  для  4 класса  составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта  начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Разработана на основе примерной программы   начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой  «Литературное чтение. 1 – 4   классы» (2014)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс  литературного  чтения  направлен  на  достижение  следующих целей:

•  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

•  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

•  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, особенно ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; формировать «читательскую самостоятельность».

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ
КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
7

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 10–11 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; дополнительно изучают театральное мастерство, дистанционно готовятся к олимпиадам на курсах дополнительного образования, что способствует развитию личностной самоидентификации, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к творчеству.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 119 ч (4/3* ч в неделю, 34 учебные недели). Запланировано тестов – 12, проверочных работ – 12,проектов – 2.

Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой работе будет уделено проверке освоения четвероклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции.

Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, а также проверочные работы.  Для  развития личности и создания основ творческого потенциала учащихся запланировано 2 проекта.

Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения осуществляется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): о добре, справедливости, правде и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках уроков литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА4

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

•  понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;

•  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

•  пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

•  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

•  формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

•  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

•  домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

•  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

•  находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

•  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

•  читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;

•  систематически  просматривать  и  читать  разнообразную  литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;

•  осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;

•  осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором  в  произведении,  давать  этому  процессу  нравственно-этическую оценку;

•  соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

•  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

•  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

•  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

•  писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

•  сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).

Учащиеся получат возможность научиться:

•  определять  позиции  героев  и  позицию  автора  художественного текста;

•  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Создавать собственные схемы и модели для фиксации новых знаний и умений, полученных в ходе урока.

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в групповой и парной работе, предлагать итоги анализа на обсуждение. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, понимать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой (летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение), называя общее и различное в них. Сравнивать литературное произведение, изучаемое на уроке, с театральной постановкой, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом. Отбирать пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или объединения литературных текстов по одной теме. Сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9–10 предложений.

Осознавать значение летописей, былин, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького и др.) как частей русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание, рассуждение), автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, олицетворение), исторические события, летописи, былины, жития, великие полководцы, богатыри, святые, Христос, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Троица, фантастика, зарубежная литература.

Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и в инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.

Определять основную идею произведения разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре. Формулировать задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами. Читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.).

Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.

Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме (Что я знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?», накопительной системы баллов).

Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя»6. Записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться ими со сверстниками.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9–10 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише («Мне хотелось бы сказать…»; «Мне хотелось бы уточнить…»; «Мне хотелось бы объяснить…»; «Мне хотелось бы привести пример…» и пр.). Пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.

Строить связное высказывание из 9–10 предложений по самостоятельно сформулированной теме. Оформлять 5–10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога (полилога). Демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога). Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.

Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях. Давать письменный развернутый ответ на вопрос проблемного характера.

Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.

Вырабатывать самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать свои достижения по выработанным критериям. Оценивать свое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.

Искать причины конфликта в себе, анализировать их, находить пути разрешения конфликта, используя приемы рефлексии и помощь сверстников. Обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации. Запрашивать в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций.

Знать, где возможно найти необходимые источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логическом порядке, соответствующем цели. Самостоятельно готовить презентацию из 9–10 слайдов, обращаясь за помощью ко взрослым только в случае серьезных затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения, звуковые и видеофайлы. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Личностные результаты

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине героев читаемых произведений.

Подбирать материал для заочных экскурсий по любимым местам Родины писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературные гостиные, литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники и пр.).

Называть произведения о Родине, фамилии и имена писателей, поэтов (7–10 имен), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знать наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно.

Составлять сборники стихов и рассказов о Родине, куда включать произведения великих писателей, поэтов и свои собственные, а также пословицы и поговорки, загадки, иллюстрации и фотографии.

Разрабатывать проекты на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов», создавать классные журналы, стенные газеты и заметки в них о том, как учащиеся класса проявляют свое отношение к Родине в различных ситуациях.

Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Сергия Радонежского», былины «Ильины три поездочки» и фрагментов летописей о вещем Олеге.

Осознавать наличие других религий, знать национальные праздники других народов (1–2 названия), уметь рассказывать об их праздновании, проявлять уважительное отношение к нему.

Понимать, что религии являются частью культуры любого народа.

Передавать свои чувства, в том числе и негативные, с помощью специальных знаков (лакмусов), контролировать негативные и агрессивные чувства, переходить при этом к самонаблюдению.

Проявлять свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения в школе в целом.

Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, пользоваться ими, участвовать в разработке критериев оценивания, предлагать свои формы оценивания в соответствии со спецификой предмета «Литературное чтение», обосновывать их.

Осознанно выполнять правила работы в группе и на уроке, обосновывать сознательность их выполнения.

Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе учебной, на примере поведения литературных героев.

Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя.

Проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных заданий в классе и дома при посещении библиотеки, пользовании интернет-ресурсами в целях подготовки к урокам литературного чтения.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области чтения классической литературы.

Осознавать, что русская классическая литература является частью мировой культуры, высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) к мировой художественной культуре.

Знать о фактах изучения русских классиков зарубежными читателями и учеными.

Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов, метафор (олицетворения как вида метафоры).

Понимать  иносказания  в  басне,  некоторых  сказках,  приводить  примеры.

Понимать назначение и роль стилистических фигур, гипербол и литот в сказках, былинах, приключенческих и фантастических произведениях и т. д., приводить примеры, испытывать чувство удовольствия от открытия необычности и оригинальности тропов.

Замечать при помощи учителя, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму. Понимать, что оригинальность формы зависит от специфики содержания произведения. Осознавать своеобразие стиля некоторых авторских и народных произведений, проявляющееся в оригинальности стихотворной строфы, композиции и пр., получать удовольствие от открытия тайн литературных произведений.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Проявлять этические чувства (стыда, вины, сострадания) при возникновении ситуаций, требующих морально-нравственного выбора.

Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, учитывать их при анализе литературных произведений и в реальных жизненных ситуациях.

Оценивать поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм.

Проявлять эмпатию по отношению к чувствам других людей, сочувствовать литературным героям и одноклассникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предлагать варианты решения трудной нравственной проблемы.

Применять пословицы и поговорки с глубоким нравственным смыслом для убеждения себя и других в необходимости выполнения моральных норм и законов.

Чувствовать нарастание конфликтной ситуации, предлагать способы ухода от нее, убеждать других в непродуктивности конфликта в сфере решения общих задач.

Анализировать ситуацию конфликта в литературном произведении и в реальной жизни, находить причины конфликтов, объяснять их другим.

Составлять список способов выхода из конфликтной ситуации, подвергать данные способы художественной обработке (сочинять басни, стихи, сказки), включать примеры их использования в классные газеты, альманахи, журналы, в собственный «Портфель достижений», испытывать удовлетворение от проявленных умений вести бесконфликтные диалоги.

Знать примеры заботы о своем здоровье выдающихся писателей (например, Л. Н. Толстой).

Осознавать, что творческий подход к учебе и подготовке домашних заданий по литературному чтению способствует сохранению здоровья.

Разрабатывать собственный комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц глаз и туловища, предлагать его одноклассникам.

Разрабатывать проекты, раскрывающие жизненные концепции изучаемых авторов, проживших долгую творческую жизнь благодаря заботе о своем здоровье.

Вести собственный дневник здоровья, где фиксируются достижения, касающиеся здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания; умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Осмысленное, правильное чтение целыми словами вслух и про себя. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно  готовиться к выразительному чтению  небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих  видов  текста.  Умение  ориентироваться  в  нравственном  содержании художественных произведений, осознавать мотивацию поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начале книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составлять аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталогов. Самостоятельная работа с соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Ознакомление с понятием «Родина», формирование представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с привлечением специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими видами текста.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотнесение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые, или опорные, слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий; короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX–XX вв., классиков детской литературы, с произведениями современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор – и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),  выделение  особенностей  стихотворного  произведения  (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое  разнообразие произведений.  Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умений различать сезонные состояния природы, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи, сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время – потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература».

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учетом двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Содержание учебного курса

Тема

Кол-во часов

Летописи. Былины. Жития

7

Чудесный мир классики

18

Поэтическая тетрадь

9

Литературные сказки

12

Делу время – потехе час

8

Страна детства

8

Поэтическая тетрадь

5

Природа и мы

12

Поэтическая тетрадь

8

Родина

8

Страна «Фантазия»

8

Зарубежная литература

16

Итого

119ч.

 Летописи. Былины. Жития (7ч.)

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (18 ч.)

П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (9 ч.)

Ф. И. Тютчев  «Еще  земли  печален  вид...»,  «Как  неожиданно  и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов  «Школьник»,  «В  зимние  сумерки  нянины  сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (12ч.)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час (8 ч.)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства (8 ч.)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч.)

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (12 ч.)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (8 ч.)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».

Родина (8 ч.)

И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Страна «Фантазия» (8 ч.)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (16 ч.)

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

Распределение учебного материала по четвертям

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

32ч.

24ч.

35ч.

28ч.

119ч.

Практическая часть

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

год

Тест

2

3

4

3

12

Проверочная работа

2

3

4

3

12

Проект

1

-

-

1

2

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Литература для учителя.

1. Климанова, Л. Ф. Уроки   литературного  чтения : метод. пособие  к учеб. «Литературное чтение» : 4 кл. / Л. Ф.Климанова. – М. : Просвещение, 2011.

2. Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению : 4 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. В. Кутявина. – М. : Вако, 2012.

4. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.

5. КИМ.Литературное чтение. 4 класс.М: «ВАКО», 2015

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.nachalka.com

7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru

8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http:www.rusedu.ru

9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru

10. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки // Сайт «Детский...». – Режим доступа : http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

11. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа : http://www.int-edu.ni

3. Наглядные пособия.

Таблицы:

1. Литературные сказки.

2. Сказки русских писателей.

3. Зарубежная литература.

4. По страницам любимых книг.

5. Летописи. Былины. Жития.

6. Поэтическая страница.

7. Мир классики.

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Начальная школа. Наука без скуки. Математика. Русский язык. Чтение / авт.-сост. И. В. Блинова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Справочник учителя начальных классов / сост. Е. М. Елизарова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. «Я помню чудное мгновенье...». Антология русской поэзии ХХI века. Для детей школьного возраста. – М. : Весть-ТДА, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 4 кл. : аудиоприложение к учеб. Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В, Головановой и др. / Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. – М. : Просвещение, 2013.

5. Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер (ноутбук).

2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

3. Аудиоцентр (магнитофон).

4. Мультимедийный проектор.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Ученические  столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой

ПРИЛОЖЕНИЕ

*Запись «4/3» означает, что на изучение учебного предмета в одну неделю отводится 4 часа, в другую - 3 часа.

Тематическое планирование

Но-мер уро-ка

Дата

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Кол-во ча-сов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

по пла-ну

Фак-ти-чес-ки

Вводный урок (1 ч)

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению

1

Знать и уметь называть элементы учебной книги, отвечать на вопросы

Раздел. Летописи. Былины. Жития (6 ч)

2.

Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

3.

Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением  А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

 Читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

4.

Былина и ее герои.  Былина «Ильины три поездочки»

1

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Определять

тему и главную мысль произведения, пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

5.

Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»

1

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

6.

Проект «Создание календаря исторических событий».

Тест «Летописи. Былины. Жития»

1

Самостоятельно работать с дополнительными литературными источниками, развивать творческие способности

7.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Летописи. Былины. Жития»

1

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

Раздел. Чудесный мир классики (18 ч)

8.

П. П. Ершов «Конек-горбунок»

1

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

9.

П. П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

Знать творчество
П. Ершова.

Составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

10.

П. П. Ершов «Конек-горбунок». Характеристика героев

1

Знать творчество
П. Ершова.

Уметь составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

11.

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Унылая пора! », «Няне», «Туча»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору), определять средства выразительности

12.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Знать название и основное содержание изученного
произведения.

Уметь анализировать поведение
героев

13.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

14.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

1

Уметь составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

15.

Внеклассное чтение: сказки
А. С. Пушкина

1

Знать сказки
А. С. Пушкина.

Уметь различать
сказки народные
и литературные

16.

М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека»

1

Знать название и основное содержание изученного
произведения, творчество М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать
жанры произведений

17.

М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

1

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения

18.

М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

 Р. Р. Написание отзыва на произведение

1

Составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

19.

М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

Р. Р. Написание отзыва на произведение

1

Составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

20.

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство»

1

Создавать небольшой устный текст на заданную
тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

21.

Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

22.

А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»

1

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать
жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

23.

А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

1

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать
жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

24.

Оценка достижений

Тест «Чудесный мир классики».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

25.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Чудесный мир классики».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст;
 определять тему и главную мысль произведения

Раздел. Поэтическая тетрадь (9 ч)

26.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид»,

«Как неожиданно и ярко»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

27.

А. А. Фет «Весенний дождь»,

«Бабочка»

1

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

28.

Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

1

Знать лирические произведения о весне.

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

29.

А. Н. Плещеев «Дети
и птичка»

1

Читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

30.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

31.

Н. А. Некрасов «Школьник»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)  

32.

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)  

33.

И. А. Бунин «Листопад»

Тест «Поэтическая тетрадь».

1

Знать творчество
И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)  

34.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Поэтическая тетрадь».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Раздел. Литературная сказка (12 ч)

35.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать
сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы по тексту

36.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

37.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Р.р.Составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь

1

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

38.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Знать творчество
В. М. Гаршина. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

39.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Характеристика героев

1

Знать творчество
В. М. Гаршина.

Уметь  анализировать мотивы поведения героев,

40.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Знать творчество
П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

41.

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

1

Знать творчество
П. П. Бажова.

Уметь анализировать характер и поступки героев

42.

Внеклассное чтение: произведения В. М. Гаршина,П. П. Бажова

1

Знать творчество Гаршина В. М. и Бажова П. П.

Уметь использовать приобретенные знания и умения  для самостоятельного выбора и определения содержания  книги по ее элементам

43.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

44.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

1

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

45.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

Тест «Литературная сказка».

1

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, работать с иллюстрациями

46.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Литературная сказка».

1

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

Раздел. Делу время – потехе час (8 ч)

47.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Уметь различать
сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

48.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл приозведения

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

49.

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

 Р.р. Пересказ от лица героя

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

50.

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

 Р.р. Пересказ от лица героя

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

51.

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему, анализировать образные языковые средства

52.

Внеклассное чтение: рассказы
В. Ю. Драгунского

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

53.

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Тест «Делу время – потехе час».

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

54.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Делу время – потехе час».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать вы-
разительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

Раздел. Страна детства (8 ч.)

55.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа .

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии).

56.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения

1

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать
на вопросы

57.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа .

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

58.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

 Музыкальное сопровождение произведения

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

59.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

 Р.р. Озаглавливание частей, составление плана, пересказ

1

Уметь  разбивать рассказ на части, их озаглавливать, составлять план рассказа и  пересказывать произведение

60.

М. М. Зощенко «Елка»

1

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа .

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

61.

М. М. Зощенко «Елка». Герои произведения

Тест «Страна детства»

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать характер и поступки героев

62.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Страна детства».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Раздел. Поэтическая тетрадь (5 ч)

63.

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

64.

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

65.

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

66.

Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве Тест «Поэтическая тетрадь».

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

67.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Поэтическая тетрадь».

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Раздел. Природа и мы (12 ч)

68.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1

Знать творчество
Д. Н.
Мамина-Сибиряка.

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры
произведений

69.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Отношение человека к природе

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

70.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Р.р. Обучение выборочному пересказу

1

Уметь составлять план и выборочно пересказывать текст

71.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Знать творчество
А. И. Куприна.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

72.

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

Знать творчество
М. М. Пришвина.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения

73.

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

Знать творчество
Е. И. Чарушина.

Уметь составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст

74.

Е. И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев

1

Знать творчество
Е. И. Чарушина.

Уметьоценивать события, героев произведения

75.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

76.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Р.р Озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя

1

Уметь  делить текст на части, озаглавливать и пересказывать от лица главного героя

77.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Р.р.Озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя

1

Уметь  делить текст на части, озаглавливать и пересказывать от лица главного героя

78.

Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире

Тест «Природа и мы».

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

79.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Природа и мы».

1

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Раздел. Поэтическая тетрадь (8 ч)

80.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

81.

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

82.

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

83.

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

84.

С. А. Есенин «Лебёдушка»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

85.

С. А. Есенин «Лебёдушка»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

86.

Внеклассное чтение. Стихотворения о весне С. А. Клычкова и Е. А. Баратынского Тест «Поэтическая тетрадь».

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

87.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Поэтическая тетрадь».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Раздел. Родина (8 ч)

88.

Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»

1

Уметь самостоятельно работать с дополнительными литературными источниками, развивать творческие способности

89.

И. С. Никитин «Русь»

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

90.

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

91.

А. В. Жигулин «О, Родина»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

92.

Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов. 
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

93.

Подведение итогов выполненного проекта

Тест «Родина»

1

Уметь использовать полученные знания для подведения итогов выполненного проекта

94.

Подведение итогов выполненного проекта

1

Уметь использовать полученные знания для подведения итогов выполненного проекта

95.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Родина».

1

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

Раздел. Страна Фантазия (8 ч)

96.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

97.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

98.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

1

Уметь составлять

небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

99.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Р.р. Пересказ от лица главного героя

1

Уметь составлять

небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

100.

Путешествие по стране Фантазии

1

Знать произведения изучаемого раздела.

Уметь самостоятельно составлять фантастические рассказы, анализировать выскаывания известных писателей, отвечать на вопросы на основе фантастических произведений

101.

Внеклассное чтение: чтение произведений Кира Булычёва, презентация глав и отрывков из произведений

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг, анализировать героев и их поступки

102.

Внеклассное чтение: чтение произведений Кира Булычёва, презентация глав и отрывков из произведений Тест «Страна Фантазия»

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг, анализировать героев и их поступки

103.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Страна Фантазия».

1

Знать произведения раздела.

Уметь характеризовать героев произведений, сравнивать сюжеты, героев

Раздел. Зарубежная литература (16 ч)

104.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

1

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

105.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

Р. р. Пересказ от лица главного героя

1

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

106.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Знать творчество
Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

107.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». План сказки

1

Знать творчество
Г.-Х. Андерсена.

Уметь составлять план сказки

108.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке

1

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

109.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев

1

Уметь  оценивать события, героев произведения

110.

Внеклассное чтение: сказки
Г.-Х. Андерсена

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг

111.

Марк Твен «Приключения Тома
Сойера»

1

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

112

Марк Твен «Приключения Тома
Сойера». Сравнение героев, их поступков

1

Уметь составлять
небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

113.

Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

114.

Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

1

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

115.

Сельма Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

116.

Сельма Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда

Тест «Зарубежная литература»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

117.

Обобщение по разделу Проверочная работа «Зарубежная литература».

1

Знать произведения зарубежных авторов.

Уметь выразительно читать

118.

Урок-игра «Литературные тайны»

1

Знать изученные
литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

119.

Итоговый урок «Что читать летом»

Знать изученные
литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

Содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику  деятельности учащихся....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс

Календарно- тематическое планирование  по литературному  чтению УМК Школа России 1  класс...