Мягкий знак-показатель мягкости.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Щеколдина Марина Ивановна

Конспект урока обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России". На уроке дети работают с конструктором "ТИКО", составляя схемы слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок обучения грамоте 1 класс64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока обучения грамоте 1класс

  1. УМК «Школа России»
  2. Тема урока: «ь-показатель мягкости согласного звука»
  3. Основная цель: познакомить детей с ролью мягкого знака как показателя мягкости согласного и буквой «ь»

планируемые результаты:

  • Личностные результаты: формирование уважительного отношения к высказываниям и мнениям других людей, развитие эстетических чувств, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Метапредметные результаты: овладение способностью понимать и принимать цель учебной деятельности, формирование умения планировать уч. деятельность, доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь другого человека, совершенствование умения выделять существенные признаки объектов
  • Предметные результаты: вырабатывать навыки осознанного чтения, продолжить формирование навыков правильного написания букв, слогов и слов с этими буквами,  обогащение словарного запаса учащихся
  1. Литература
  • для учителя – Горецкий В.Г. Азбука. М., 2016.
  • Валентина Волина “Праздник букваря”. АСТ пресс, Москва,1997.
  • Игнатьева Т,В. «Поурочные разработки по обучению грамоте»  «Экзамен» М.2012
  • О.А.Холодова «Юным умникам и умницам» «Рост» М, 2015
  1. для учащихся Горецкий В.Г. Азбука. М., 2016., прописи.
  2. Оборудование урока

Конструктор «ТИКО», мультимедийный проектор, индивидуальные карточки в конвертах, прописи

  1. Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Информация из разных источников

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе

Учитель настраивает класс на урок:

-Улыбнемся друг другу, дети.

 Всем, всем добрый день!

 Прочь с дороги, наша лень!

 Не мешай трудиться, не мешай учиться!

-Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

Мозговая гимнастика

Качание головой. Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперёд.( 30 сек.)

«Ленивые восьмёрки» Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем двумя руками.

«Шапка размышлений» Заверните уши от верхней точки до мочки по три раза.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Дети повторяют упражнения за учителем.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний)

- Ребята, посмотрите на доску. Что перед вами? ( на доске  буквы( а,о,у,и,ы,е,я,ь)

-Все ли буквы мы изучили ?

- Какая же буква нам не знакома?.

- Разделите их на группы.

-Подумайте и определите  тему нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

- буквы

- Нет.

-Нет, не изучили «Ь»

- Гласные показатели твёрдости (а,о,у,ы) и гласные показатели мягкости(и,е,я).

-Будем учиться  читать слова с новой буквой , писать букву «ь» и слова с ней

4. Усвоение новых знаний:

Знакомство с ролью «ь» как показателя мягкости предшествующего согласного звука

- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, какую роль может играть «Ь»

- Посмотрите на первую картинку.

- Что это за птицы? Произнесите ещё раз это слово и сделайте звукобуквенный анализ используя конструктор «Тико» Кто самостоятельно соберёт схему слова, тот поднимает карточку.

-Кто хочет поработать у доски?

Какая буква в этом слове показывает мягкость согласного.

Назовите количество слогов в слове, какой слог ударный?

-Напечатайте слово под схемой (ГУСИ).

- А теперь поставьте слово в единственное число. Как оно будет звучать?

Измените схему слова гуси на гусь.

-Что вы заменили? Напечатайте это слово.(ГУСЬ )

-Как показать мягкость согласного на конце?

-Нужна буква, которая сделает этот звук мягким.

-Кто знает, какая нужна буква?

Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!

-Молодцы, уберите конструкторы, наведите порядок на рабочем месте.

Знакомство с  печатной буквой.

- На что похожа буква «ь»?

БУКВА Р ПЕРЕВЕРНУЛАСЬ-

МЯГКИМ ЗНАКОМ ОБЕРНУЛАСЬ

НАРИСУЕМ МЯГКИЙ ЗНАК

НЕЖНО КАПЕЛЬКОЙ

ВОТ ТАК:

БУКВУ КАПЕЛЬКА СМЯГЧИТ

СЛОВО МЯГКО ПРОЗВУЧИТ. (показ картинок)

Сконструируйте новую букву из верёвочки.

Кто сконструирует, тот встаёт.

Физкультминутка «Рыбки»

-Рыбки весело плескались в тихой тёпленькой воде.

-То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

Игра "Поймай звук".

Условие игры: [тв. зв.]на конце слова - встают мальчики. [мяг.зв.]- встают девочки.

- дом, пять, радость, стол, пенал, любовь, мир, мать

-

Работа со страницами Азбуки.

-Откройте учебник по закладке, найдите страницу с цифрами 11.

Ответим на вопросы азбуки.

-Прочитайте слова на этой странице.

-Чем они отличаются?

Чтение текста на странице 11

- Оком вы прочитали текст?

-Чем питается лось?

-Что он любит?

-Где мальчики оставили угощение для лося?

Физкультминутка «Зеброаэробика»

Разминка для рук, самомассаж пальцев.

Работа в прописи

-Мы познакомились с печатной буквой и теперь нам нужно научиться писать какую букву?

 Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

 Я, друзья, от вас не скрою, ручку я держать могу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я берусь.

-Из каких элементов состоит строчная буква?

Письмо буквы в воздухе под счёт.

- Обведите элементы буквы.

- Найдите в прописи  строчную букву и обведите её.

-Кто обвёл, покажите свою готовность рукой.

-А теперь напишите рядом с образцом десять раз строчную букву «ь», выберите самую красивую и коронуйте её.

-Какой буквы не бывает?

- Самостоятельно пропишите буквы с мягким знаком по 4 раза рядом с образцом  и отложите ручки.

-Гуси

У доски работает один ученик. Учитель помогает при возникновении трудностей.

«Гу»- слияние твёрдого согласного с гласным, «си»- слияние мягкого согласного с гласным.

-2 слога, первый ударный.

- ГУСЬ

-Слияние на мягкий согласный.

-Нужна буква для обозначения мягкости.

-Нужен мягкий знак.

Дети конструируют новую букву из верёвочки.

Дети встают у своих парт, сами читают стихотворение и выполняют движения.

[тв] - встают мальчики. [мяг.]- встают девочки.

-Голуби-голубь, лебеди-лебедь

-Числом.

 

- О лосе.

-Зелёным листом.

-Соль.

-На пне.

Дети танцуют под музыку.

-Строчную

-Наклонная линия и маленький овал.

Дети обводят элементы строчной буквы .

Дети обводят букву по образцу.

Дети самостоятельно записывают десять раз букву и выбирают самую удачную по их мнению.

-Заглавной.

Ученики выходят к доске и пишут,определяя вид соединения.

5. Рефлексия учебной деятельности

Я читаю слова, если нужен мягкий знак на конце слова, то вы его вставляете вместо звёздочек.

Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*.

Учащиеся выполняют задание.

Проверка.

6. Подведение итогов

-Подведём итог урока!

-Продолжите мои предложения.

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я научился…

- Оцените свою работу.

Зелёная карточка- всё получилось замечательно

Белая карточка- многое получилось хорошо, но были трудности.

Красная карточка- мне было очень трудно, но я старался.

-Молодцы, похлопайте себе за работу.

Дети предлагают  окончания  предложений.

Дети выбирают карточку и показывают её.

9. Организационное завершение урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе. " Мягкий знак - показатель мягкости"

Урок русского языка в первом классе по программе 2100....

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.

Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о  городах Москве и Самаре....

Занимательная грамматика. Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный.

Занимательная грамматика. "Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный." Можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Урок выполнен для работы с устройством MIMI...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...