Конспект урока литературного чтения «Гуси-лебеди»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Селютина Наталья Сергеевна

Конспект урока литературного чтения "Гуси-лебеди"

Класс: 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_gusi-lebedi_.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения «Гуси-лебеди»

Тема: русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Класс - 2

Тип урока – открытие нового знания

Цели:

  1. Образовательные:
  • познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;
  • учить анализировать;
  • учить пересказывать по плану;
  1. Развивающие:
  • Развивать навык анализа сравнения характеристики героя, произведения в целом;
  • Обобщать накопленные знания и умения;
  • Планировать результаты и самооценивание;
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать ответственное отношение к поручениям;
  • Воспитывать любовь и заботу к близким;
  • Уважительное отношение к просьбам.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, я очень рад всех вас видеть! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь улыбка всем дарит счастье и радость!

2.Проверка домашнего задания.

- Давайте с вами вспомним, что было задано вам на дом? (опрос нескольких человек)

3. Подготовка к изучению сказки.

- Ребята, послушайте названия разных литературных произведений: «Каша из топора», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и журавль», «Теремок». К какому жанру относятся все эти произведения? Как вы это определили? А какие есть отличительные черты сказки как жанра? А каких видов бывают сказки? Чем они отличаются?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…

  1. Снежная буря (Вьюга)
  2. Глаз (Око)
  3. Неправда (Ложь)
  4. Временное легкое жилище (Шалаш)
  5. Непоседа (Егоза)
  6. Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
  7. Потоп (Наводнение)
  8. Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
  9. Пища (Еда)

 1  

  2  

  3  

  4  

  5  

  6  

  7  

  8  

  9  

– Какое слово получилось? (Волшебные)

– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.

– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)

– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого -  нибудь эпизода.

– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.

4. Первое чтение

-Ребята, сейчас я вам прочитаю эту сказку. В некоторых местах я буду останавливаться, а вы попробуете сами стать сказочниками и попробуете предположить, что же будет дальше (чтение с остановками).

5. Проверка первых впечатлений.

- Ребята, давайте вспомним: в начале перед чтением мы определяли содержание сказки. Совпало ли наше предположение с написанной сказкой?

– Понравилась сказка?

– Что в сказке было волшебного?

6. Повторное чтение текста.

- Перед тем, как прочитать сказку еще раз, мы с вами поработаем над значением и прочтением трудных слов.

- Прочитайте записанные на доске слова сначала по слогам, потом целиком. Давайте объясним их значение.

  • Кликать – громко звать;
  • Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
  • Веретено – используется для прядения
  • Устьице – выходное отверстие у печи.

- А теперь мы прочитаем сказку по цепочке.

7. Физкультминутка.

– Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.

Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.

– Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.

8. Анализ сказки.

- О каких героях говорится в самом начале сказки?

- О чем мать просила дочку? Выполнила ли она ее просьбу? Правильно ли она поступила?

- Что случилось, когда братец остался один? Как отреагировала на это сестра? Раздумывала ли она как ей поступить или сразу бросилась искать брата? Найдите подтверждение своим словам в тексте. А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Кого она повстречала на пути первым? Как она себя повела при встрече с печкой? Правильно ли она себя повела? Как ей надо было поступить?

- Кто еще повстречался на пути у девочки? Как она с ними поступила? Вежливо ли она себя вела? Что такое высокомерие? Можно ли применить это слово в данной ситуации?

- После долгих поисков на что она наткнулась? Найди описание избушки в тексте.

- Кто был в избушке? Чем они занимались? Как вы думаете, почему мальчик не убежал от Бабы Яги?

- Как встретила девочку Баба Яга? Найди это в сказке. Чем сказала заниматься девочке Баба Яга?

- Какая беда ждала девочку и братца? Кто ей об этом рассказал? Какую помощь предложила мышка девочке?

- Как обманула девочка и мышка Бабу Ягу? Кто кого перехитрил?

- Что сделала Баба Яга, когда заметила пропажу детей? Кого она за ними послала?

- Кто и как помог девочке укрыться от Гусей-лебедей? Как их просила девочка? Как благодарила? Как она теперь отнеслась к своим спасителям? Как вы думаете, поняла ли она свою прежнюю ошибку?

- Почему Гуси-лебеди вернулись к Бабе Яге без детей?

- Чем закончилась сказка?

9. Составление плана сказки.

– На сколько частей можно разделить текст?

– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.

На доске появляется запись:

  1. Потеря брата.
  2. Поиск.
  3. В избушке у Бабы Яги.
  4. Возвращение домой.
  1. Итог урока

 Давайте подведем итог. Чему нас учит эта сказка?  Какие черты характера и поступки осуждает эта сказка?  Как бы вы поступили в такой ситуации? Меняется ли поведение девочки в начале, середине и конце сказки? Какие пословицы на эту тему вы знаете?

Домашнее задание.

Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока по сказке "Гуси-лебеди" (преемственность детского сада и начальной школы )

Конспектоткрытого интегрированного урока математикидля учащихся 4 класса и выпускников детского сада,с элементами русского этнокультурного компонента,по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»на...

Открытый урок по литературному чтению " Гуси - лебеди"

Открытый урок по литературному чтению с презентацией "Гуси - лебеди"...

конспект урока по ИЗО "Гуси - лебеди"

урок для 1 класса.Рисуем ладошками....