«В стране невыученных уроков».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 236

УМК «Перспектива»

Кругликова Т. Е.

Урок литературного чтения в 3 классе.

Технологии, применяемые на уроке: технология продуктивного чтения, технология сотрудничества, ИКТ.

Тема урока: Лия Гераскина «В стране невыученных уроков».

Цели: 

  1. Продолжить знакомство с повестью-сказкой Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Познакомить учащихся с понятием «кульминация», как самым напряжённым моментом в развитии действия.
  2. Развивать умение понимать текст через диалог с автором (умение задавать вопросы к тексту, строить предположения, находить в тексте ответы). Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать умение рассуждать.
  3. Воспитывать внимательного, думающего читателя. Прививать любовь к чтению, воспитывать учебную мотивацию. Воспитывать дружеские  отношения между детьми  в процессе совместной работы.

Оборудование урока: Рисунки учащихся, карточки с заданиями, доска, презентация урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и задач урока. Проверка домашнего задания.

-За футбольным за мячом

В сказку мы сейчас войдём.

-  Как называется сказочная повесть, отрывки из которой мы с вами читаем, и кто  автор? Слайд 1.

-Дома вы выполняли творческое задание, рисовали портреты жителей замка, где оказались наши герои. Посмотрите, рисунки получились яркими, эмоциональными. Молодцы!

-А сейчас мы увидим героев повести на экране. Отгадайте, кто это?

  • Меня и брата знает всякий, мы – выразительные знаки!

Я – самый значительный (вопросительный),

Я – самый замечательный (восклицательный). Слайд 2 (1).

  • Чтобы правильно писать, надо наше место знать.

Мы – ребята точные, мы зовёмся … (точками). Слайд 2 (2).

  • Хоть я лишь точка с хвостиком, невелика я ростиком,

Но я в грамматике нужна, и всем для чтения важна.

Все люди, без сомнения, о том, конечно, знают,

Что важное значение имеет … (запятая). Слайд 2 (3).

  • Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, мажет… .  Всё расскажет нам … (глагол). Слайд 2 (4).

-А как зовут нашего главного героя?

-Правильно, Виктор Перестукин. Мы уже довольно много знаем о нём и можем выполнить следующее задание. Дополните пословицу подходящими по смыслу словами. Слайд 3.

Завтра поучусь, а сегодня погуляю, - говорит… (ленивый).

Завтра погуляю, а сегодня поучусь, - говорит… (трудолюбивый).

-Как вы думаете, какую фразу чаще произносил Витя Перестукин раньше?

-И к чему это привело? Слайд 4 (пустой).

-Верно. И вот сейчас его жизнь в его собственных руках. Удастся ли ему избежать наказания? Узнаем об этом сегодня. Мы с вами прочитаем 11 часть. Наша задача: понять текст. Для этого будем учиться проводить диалог с автором. Что это значит? Что мы будем делать?

-Правильно,  нужно внимательно читать текст, задавать вопросы и искать на них ответы в тексте.

3.Чтение текста 11 части. Диалог с автором.

(Дети читают текст вслух по абзацам, задают вопросы по содержанию, сами пытаются ответить на них, находят подтверждение в тексте).

  • Для чего появились огромные часы? (Время ограничено).
  • Что значит «скрипела»? (Говорила скрипучим, недовольным голосом).
  • Почему именно в 12 часов должно быть принято решение? (Это сказка, 12 часов – это магическое время).
  • Почему Вите казалось, что часы стучат громко и идут быстро? (Он нервничал).
  • Почему говорил «дрожащим» голосом?
  • Почему Восклицательный Знак плакал? Как знаки относятся к Вите? (Они переживают за него).
  • Зачем Кузя стал ласкаться?
  • Что значит «просят, как человека»? (Кузя кот, просит о помощи для своего хозяина, но он хочет просто подсказки).
  • Почему Запятая «завизжала»? Как она относится к Вите? (Она очень сердита на него).
  • Помощь, о которой просил Кузя, называют «медвежьей услугой». Что это значит? (Помощь, которая приводит к плохим последствиям).
  • Что значит «обомлел»? (Растерялся).
  • Почему Кузя «завопил»? (Очень переживал: время подходило к концу).
  • Почему Витя решил никого не звать? (Ему стало стыдно, ведь он решил воспитывать волю и закалять характер).
  • Что значит «сдрейфил»? (Струсил).
  • Почему второй раз повторяется предложение «А часы тикали»? (Автор хочет показать, что времени осталось совсем мало. Ситуация накаляется, становится напряжённой).

4.Физминутка. Слайд 4.

        -За футбольным за мячом в сказку мы сейчас войдём.

Часы стучат: «Тик-так, тик-так»,                        (Постучать кулачками).

Торопятся, бегут.                                                (Бег на месте).

Как будто стрелки говорят:                                (Наклоны, руки вверх).

«Осталось пять минут!»                                        (Хлопки руками).

5.Самостоятельная работа детей с текстом.

-Мы с вами прочитали и разобрали только часть текста. Сейчас вы продолжите работу самостоятельно: прочитаете 11 часть до конца, жёлтым маркером выделите важные, ключевые слова или предложения, продумаете свои вопросы к автору и предположительные ответы.

(Дети работают самостоятельно. Проверка фронтальная. Чтение вслух до звукового сигнала, затем дети задают вопросы и сами отвечают на них. Лучшие вопросы выбираются коллективно).

Предполагаемые вопросы:

  • Слайд 6 (1). Почему Кузя вцепился в подол Запятой?
  • Слайд 6 (2). Почему он «злобно шипел»?
  • Слайд 6 (3). Почему Запятая считала, что Виктор Перестукин заслужил смерть?
  • Слайд 6 (4). Какой важный совет услышал Витя в последнюю минуту?
  • Слайд 6 (5). Умел ли Витя рассуждать? Почему же он решил попробовать? Что значит «Утопающий хватается за соломинку»?
  • Слайд 6 (6). Какой смысл приобретает фраза, если поставить запятую после слова «казнить»?
  • Слайд 6 (7). Почему Витя «зажмурил» глаза?
  • Слайд 6 (8). Какой смысл получится, если поставить запятую после слова «нельзя»?
  • Слайд 6 (9). Получилось ли у Вити рассуждать?
  • Слайд 6(10). Почему он нарисовал большую запятую?

6. Работа с текстом после чтения. Слайд 7 (пустой).

-Что помогло Вите избежать смерти?

-В какой момент у вас появилось чувство уважения к Виктору Перестукину? Почему?

-Очень напряжённой была эта часть. Решалась судьба героя. В литературе самый напряжённый момент в развитии действия художественного произведения называется кульминация. Слайд 8.

Слайд 9 (пустой).

7. Работа в группах. Рефлексия.

-Ребята, Виктор Перестукин справился с трудностями, понял необходимость учения и ценность знаний и даже открыл в себе умения, о которых раньше и не подозревал. Умение, которое спасло ему жизнь, это умение рассуждать. А вы рассуждать умеете?

-Сейчас проверим. У каждой команды на карточке 1 предложение. Поставьте запятую правильно, и тогда у нас получатся правила нашей дружной школьной жизни. Вам поможет умение рассуждать.

( Проверка: 1 ученик от группы читает, рассуждая по алгоритму). Слайд 10.

Алгоритм:

  • Если запятую поставить после слова …, то получится …. Это нам не подходит.
  • Если запятую поставить после слова …. То получится …. Это нам подходит.

-Прочитаем наши правила выразительно, хором!

  • Лениться нельзя, учиться!
  • Дружить, нельзя ссориться!
  • Прощать, нельзя обижаться!

8. Итог урока.

-Молодцы! Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Вспомните, какая задача  перед нами стояла. Слайд 11 (1). Правильно, научиться понимать текст.

-Справились ли мы с этой задачей? Что нам помогло, какое умение? Слайд 11 (2). Это умение проводить диалог с автором.

-Что нового о художественном произведении мы узнали? Как называется самый напряжённый момент в развитии действия? Слайд 11 (3). Кульминация.

-Какому практическому умению научились мы вместе с Виктором Перестукиным? Слайд 11 (4). Это умение рассуждать.

-Как мы учились работать, выполняя задания? Слайд 11 (5). Учились работать в группе.

-Что было самым трудным?

-Что на уроке показалось самым интересным?

-Какие умения могут нам пригодиться и на других уроках, и в решении жизненных задач?

9. Домашнее задание.

-Дома прочитайте 12 часть, проведите самостоятельно диалог с автором, вопросы запишите в тетрадь.

-Всем спасибо за работу. Молодцы! Урок окончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по книге Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков" (Школа 2100, 3 класс)

В презентации использованы иллюстрации к книге из одноимённого мультфильма, в конце для проверки знаний помещён короткий тест по содержанию отрывка, помещённого в учебнике литературного чтения....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Урок математики "в стране невыученных уроков"

Целевые установки (планируемые результаты)Обобщение знаний способов сложения и вычитания чисел в пределе 100.Предметные. Закрепить способы сложения и вычитания рассмотренных видов в пределах 100; нахо...

09. Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторение и систематизация изученного пройденного материала" - "В стране невыученных уроков", 3 класс.

Повторение  - одно из главных условий запоминания и усвоения материала. На уроке повторение изученного построено в игровой форме....

Урок "В стране невыученных уроков"

Повторение пройденного за неполный курс 2 класса...