"Буква Г. Звуки [г], [г`] "Конспект урока обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Нагорная Лилия Анатольевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_g.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Нагорная Лилия Анатольевна

Предмет: Обучение грамоте (азбука)

Класс: 1 класс

            Тип урока: урок открытия нового знания.


           

Технологическая карта изучения темы  «Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]»

Тема

Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]

Цель

Задачи:

Сформировать способность учащихся к новому способу действия

1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыков чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, внимание, речь, мышление.
3. Воспитывать  аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемый результат

Предметные. Обучающийся получит возможность научится:

  • давать характеристику согласным звукам;
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • читать слова с изученными буквами;
  • группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
  • классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.  

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Оценка

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  •  способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  •  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
  •  формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

 

Личностные.

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника;
  •  учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
  •  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

        

- дополнительные

- Горецкий  Азбука. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 119

-«Лесенка Успеха»

- Интерактивное приложение к азбуке

- электронные физкультминутки

- схемы слов

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

 Сегодня мы продолжим путешествие по городу букв.

Ребята, какие качества нужны вам, ученикам-путешественникам, чтобы наш урок был успешным?

 (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя,

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 (5  мин)

Цели:

- организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Проговаривают, что повторили.

Организует актуализацию умений выделять лишнее по заданному признаку

Организует обобщение актуализированных знаний.

Учитель читает стихотворение

Любимый русский алфавит

Из букв и звуков состоит

АБВГДЕЖ

Дальше знаете уже

Звуки с вами говорим

Произносим и кричим

Шепчем, воем, слышим.

Буквы с вами пишем

Можем их нарисовать,

Напечатать и прислать

То есть звуки только слышим,

Ну а буквы только пишем.

- О чём стихотворение? (о звуках и буквах)

- Чем буква отличается от звука?

М, Н, О, Л, К.

А, У, Е, О, Ы.

Посмотрите на эти две группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду. Почему?

(лишнюю букву убрать с доски)

На какие группы можно разделить эти буквы? (буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы, которые обозначают согласные звуки)

Какую гласную букву “ с секретом” мы изучили? – е,

Почему мы её так называем? – может обозначать два звука.

группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков.

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, 

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).(2 мин). Цели:

- организовать постановку цели урока;

Под руководством  учителя выявляют проговаривают проблему урока.

Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.

Просмотр мультфильма (интерактивное пособие)

Какой звук повторяется в словах?

Определите тему нашего урока, задачи для себя

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

IV. Реализация построенного поекта. (8 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

С помощью учителя дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Сегодня к вам на урок пришёл гость догадайтесь кто он?  

Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.  Составьте схему  слова (работа  в паре)

-Какой звук в слове первый?

-Дайте ему характеристику.

-Придумайте слова со звуком [г].

Я тоже придумала слова.

-Все ли слова я подобрала правильно?  (гвоздика, гусли, герб, награды, гномы)

Какое слово лишнее ? Почему? (герб-начинается с мягкого звука)

-Дайте характеристику звука [г`].

Что общего у звуков? Чем отличаются?

Выберите любое слово и составьте для него схему (самопроверка по образцу)

Оцените себя на лесенке успеха.

Физминутка

Какой буквой обозначаются звуки [г], [г`] на письме.

Напишите эту букву. На что она похожа. Сконструируйте букву Г из пластилина, проволоки. Где будет жить буква г на ленте букв?

Буква Г очень дружелюбная. Она всегда образует слоги с другими буквами. Давайте их прочитаем.

Слоги приглашают нас  поиграть в игру «Твёрдый -мягкий» (интерактивное приложение).

-Какие буквы смягчают согласный звук [г]?

давать характеристику согласным звукам,

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков,

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников

Метапредметные.

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

VI. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

-Наш гость гриб приглашает нас в лес за грибами. Ребята, а приходилось ли вам собирать грибы?

Какие грибы вы знаете?

Можно ли собирать несъедобные грибы? Как вы поступаете, если встречаете в лесу мухомор?

Чтение текста стр.119

-чтение учителем

-шепотом

-О ком говорится в тексте?

Что делают ребята?

Какие грибы собрал Гена? Галя?

-Кого можно назвать горе –грибником? Почему?

Оцените себя с помощью лесенки успеха.

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

читать слова с изученными буквами,

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

VIII. Рефлексия. Оценивание.

(3 мин)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Чему мы научились сегодня на уроке?
- Что вы можете  рассказать о букве и звуке?
- Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].


-Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?  (изучили  новый звук и букву, много узнали о грибах).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "

конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

"Буква М.Звуки [М], [М’] ". Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок обучения грамоте в форме путешествия по Буквограду....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...