Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе, УМК "Начальная школа 21 века"по теме " Знакомство с буквой М, м"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Урок построен в системно-деятельностном методе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель _Вятлева Татьяна Дмитриевна
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (Обучение грамоте), УМК «Начальная школа 21 века».
Тема: Знакомство с буквой М, м.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», частью речи – местоимением (без введения термина); научить выполнять звуко – буквенный анализ слов «Миша» и «Маша».;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с буквами М, м и звуками, которые она обозначает;
учить детей слоговому чтению с учетом последующей гласной.
Развивающие: развивать речь, логическое мышление и внимание.
Воспитывающие: организовать работу по ознакомлению с понятием «дружба».
Формы работы: фронтальная работа , работа в парах.
Дидактические средства:
- для учителя:. карточки с буквами е, о, а, у, ы, и, я, ё, ю, э, М, м; звуковые карточки: синего, красного, зеленого цветов; учебник «Букварь» ч.1 (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч/Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова – 2изд.дораб.- М.: Вентана-Граф, 2011г)
- для обучающихся: учебник «Букварь»; конверты с фишками для звукового анализа, сигнальные карточки , карточки для чтения слогов.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | Орг. Момент . | С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! На уроке не зевать, А активно отвечать! -Повернитесь друг к другу , прикоснитесь ладошками и улыбнитесь. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Регулятивные: волевая саморегуляция | |
2. 3. 4. | Актуализация опорных знаний. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Постановка учебной задачи Работа по учебнику (стр. 62)
Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового знания | - Ребята, с какими буквами мы уже познакомились? -Сколько гласных букв ? -Какие звуки они обозначают? -В чем заключается особенность гласных звуков? -Попробуйте распределить гласные буквы в нужную строку . -Почему расставили буквы в таком порядке? -Прочитайте гласные буквы парами. -Молодцы! Вы дружно справились с заданием. Введение в тему. -Как вы понимаете слово «Дружба»? -У кого в классе есть друзья? -Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом? -Дружба нужна и взрослым и детям. Как вы думаете, с чего начинается дружба? - Откройте учебник . - Рассмотрите картинку. Кто изображён? - Жили – были Маша и Миша. Они были большие друзья. Но однажды Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных. -Можем ли мы что-нибудь предпринять , чтобы помирить детей? Что нужно сделать? - Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему? Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек -Давайте произнесем имена детей и послушаем, как они звучат. Составим звуковые схемы слов. - Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Маша». -Он гласный или согласный? Докажите. - Какой это согласный: твёрдый или мягкий? - Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова) - Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Миша». - Он гласный или согласный? Почему вы так думаете? Докажите. - Какой это согласный: твёрдый или мягкий? - Какую возьмём фишку для обозначения звука? (Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова) - Произнесите еще раз слова «Маша» , «Миша» и послушайте их первые звуки. - Какой 1звук в слове «Маша»? «Миша»? - Это звуки гласные или согласные? Почему? -Какой буквой обозначаются звуки [м] и [м,]? -Повторите название буквы. -Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М. Учитель показывает карточку с буквой М. -Давайте заменим в схемах первые звуки буквой М. -Какую букву поставим в начале слов ? -Почему? Какие еще слова всегда пишутся с заглавной буквы? А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать? -На что похожа буква М? Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! (рисунок) Е.Тарлапан. Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали. В.Степанов. | Учащиеся называют изученные буквы: -А, а, О, о, У, у, ы, Я, я, Ю, ю, И, и, Е, е, Ё, ё, Э, э. -Десять. -Гласные. -Гласные звуки поются. У доски работает ученик. ( а, у, ы, э, о) (я, ю, и, е, ё),читает. - Перед буквами :я,и,ю,е,ё, согласные звуки звучат мягко -Перед буквами : а,о.у.э,ы, согласные звуки звучат твердо. Дети читают пары букв. Ответы учеников. -С улыбки, с симпатии друг к другу. -Дети, мальчик и девочка. -Нужно выяснить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена детей. Поочередно произносят звуки и составляют звуковые схемы. . Произносят и называют первый звук в словах «Миша», «Маша» [м] и [м,]. Отвечают на вопросы. -Буквой м. (эм). Хором повторяют. -Заглавную. -Имена пишутся с заглавной буквы. Дети простым карандашом вписывают имена детей. Ответы детей. Дети берутся за руки и произносят стихотворение. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | |
Физкультминутка | - Встаньте, пожалуйста. Предлагаю вам немного отдохнуть. Когда вы услышите в слове звук [м], то хлопните в ладоши, когда услышите звук [м,], присядете. Будьте внимательны. Произношу слова: мачта, миска, муха, мышка, мишка, дом, маяк, гномик, мама, мел, мех, мыло. Топай мишка, хлопай мишка. Приседай со мой братишка. Повернись и улыбнись , И тихонечко садись. | Выполняют упражнение. Садятся на место. | |||
4 5 6. | Первичное закрепление V.Чтение слогов. Работа по учебнику (стр. 62) Закрепление знаний Цель: применение нового знания в заданиях. Чтение и анализ стихотворения В.Орлова «Кто кого».с.63 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | Вышел ёжик погулять, грибов – ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл». - Какую буковку нашёл ёжик? Показываю букву М - А сейчас мы попробуем прочитать слоги с новой буквой. Для этого нужно соединить согласный звук с гласным звуком. Прибежал весёлый А, прочитали дети – МА. Прибежал задорный О, прочитали дети – МО. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ. Прибежал игривый И, прочитали дети – МИ. Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ. Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ. Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ. Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ. -Молодцы! Работа в парах. Чтение слогов по учебнику с.62) -А сейчас прочитайте слоги в учебнике друг другу. Составление слогов по перфокарте: МА – МО – МЯ – МЫ – МИ МУ – МЁ – МЮ – МЭ – МЕ Фронтальный опрос. Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м'] интонационно. VI. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок (стр.63). - Назовите изображенные предметы . - Покажите и назовите все предметы одежды. - Прочитайте слова, написанные под картинками Работа в парах - Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «моя» («моё», «мой», «мои»). Проверка
Чтение стихотворения учителем (если есть, то хорошо читающими детьми) - О ком это стихотворение? - Кто задаёт вопросы мальчикам? - Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный выбор? - Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? - Что обозначает выражение «водой не разольёшь»? - Поднимите руку, кто ещё не имеет друга. - Кто хотел бы найти себе друга? - Для чего нужны друзья? - С какой буквой познакомились? - Какие звуки обозначает буква М? - Какой фишкой обозначим твёрдый согласный звук [м]? - Перед какими гласными буква М обозначает твёрдый согласный звук? - Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук [м']? - Перед какими гласными буква М обозначает мягкий звук? -Что понравилось больше всего? Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью? Рефлексия «Собираем цветы личностных достижений» На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу. | (М) Дети читают хором слоги. Работа в парах. Взаимопроверка. (Слабые дети читают более сильным). Используют трафареты для составления слогов. Читают слоги. Составляют слова. Дают характеристику звукам [м] и [м,]. Ответы детей (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики) (брюки, рубашка, платье.) (Моя, моё, мой, мои) Работают в парах, соединяют слова с нужной картинкой. Проверка Читают отдельные ученики и поясняют свой выбор. Остальные дети поднимают сигнальные карточки.(зеленый цвет-подтверждение, красный- другой ответ) Ответы детей -С буквой М(эм). Называют звуки[м], [м'] -Синей. а о у э ы -Зеленой. я ё ю е и -Читать слоги , составлять слова с данными слогами. Дети оценивают личностные учебные достижения цветами определенного цвета. | Познавательные: умение добывать информацию из учебника. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивная: контроль выполнения алгоритма чтения. Коммуникативные: формирование и аргументирование своего мнения. Регулятивные: оценка, контроль, коррекция Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"
Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...
Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока по литературному чтению "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"
Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...
Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс). Тема: «Н. Н. Носов «На горке». УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с рассказом Н. Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидакти...
Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" по теме: "Жили-были буквы"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: Формирование читательской компетентности в ходе чтения и анализа произведений о буквах.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Научить анализ...
Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Буква Щ щ"
Урок в 1 классе УМК "Школа России" по теме «Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Звук [щ’]. Сочетания ЩА ЩУ»...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"
Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...