Погружение в текст
статья по чтению на тему
Погружение в текст – это установление причинно-следственных связей, видение разных точек зрения, проблемы взаимоотношений, раскрытие замысла автора, извлечение из текста того самого личного – «для себя». Это формирует у ребёнка интерес к чтению, осознание необходимости открывать литературные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogruzhenie_v_tekst.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель5. Сборник докладов
ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ
Марданова Евгения Ураловна,
МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска
Аннотация
Погружение в текст – это установление причинно-следственных связей, видение разных точек зрения, проблемы взаимоотношений, раскрытие замысла автора, извлечение из текста того самого личного – «для себя». Это формирует у ребёнка интерес к чтению, осознание необходимости открывать литературные произведения.
В современных условиях развития общества в плане компьютеризации всех процессов дети всё реже обращаются к книге, к её живительному языку. Знание и понимание литературы перестало быть образцом речи, показателем культуры и интеллекта. Теряются нравственные ценности и моральные основы общественной жизни, передаваемые из поколения в поколение через книгу.
Нельзя отрицать и тот факт, что восприятие текста, установление причинно-следственных связей в нём влияет и на понимание учебных задач других школьных предметов, а, следовательно, на ход их решения и получаемый результат. Здесь ярко выражена связь не только между литературным чтением, русским языком, окружающим миром (естествознание и история), музыкой и изобразительным искусством, но и математикой, технологией – предметами, представляющими точные науки в начальном звене обучения. Стало быть, умение осознанно читать влияет на весь процесс становления и развития личности ребёнка.
Надо пробудить в ребёнке вкус к хорошему, яркому и выразительному слову, сформировать основы для полноценного восприятия и понимания художественной литературы, помочь ощутить радость от открытия и дать возможность самовыражения.
На практике стало понятно, что многие вопросы, которые сопровождают тексты в учебниках «Литературного чтения», носят поверхностный характер, не возбуждая интереса у детей. Не было «погружения» в текст. Погружение в текст – это установление причинно-следственных связей, видение разных точек зрения, проблемы взаимоотношений, раскрытие замысла автора, извлечение из текста того самого личного – «для себя». Это формирует у ребёнка интерес к чтению, осознание необходимости открывать литературные произведения.
Первое и главное средство – это качественные и богатые литературные тексты. Далее необходима художественная, образная, яркая, выразительная речь педагога. Очень важна организация детских монологов и диалогов, письменных работ. Работу надо начинать уже с 1 класса, погружаясь в тексты «Азбуки», далее усложняя тексты. Работа может проводиться фронтально, в группах, в паре, индивидуально, не ограничивая детей в выборе и проявлениях. Уместными будут руководство педагога и совместное обсуждение, но необходимо использовать и самостоятельные виды работ. Хорошо, если результаты будут фиксироваться письменно: сочинения, характеристики героев, аннотации и так далее. Одно из важных условий – это свобода мысли. У ребёнка своё мнение, своя точка мнения, которую никто не вправе считать ошибочной. Поэтому он должен иметь возможность высказаться, а это даст пищу для размышления, обсуждения в тактичной и корректной форме, после которых каждый сам для себя сделает вывод.
Погружение в текст не идёт по определённым канонам, скорее это похоже на путешествие по таинственному лесу – неизвестно куда приведет тебя выбранная тобой тропа. Ребёнок не должен бояться говорить, бояться своей ошибки.
Например, погружение в отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!»): сначала первичное чтение вслух, затем про себя, словарная работа. Далее обсуждение: куда пришёл Александр Сергеевич Пушкин? Как он двигается по этому лесу? Какой лес вы видите? А вы были в осеннем лесу? Что вы тогда чувствовали, ощущали? А что чувствует автор? Сравните глубину ощущений современного ребёнка и Пушкина. Есть ли здесь контрасты? Действуют ли здесь пушкинские поэтические весы?
Представим работу по сказке П. Ершова «Конёк-горбунок». Прочитать и обсудить первую часть сказки, составить сравнительные характеристики трёх братьев, выяснить, как к каждому из них относится старик-отец и почему. Сделать вывод, почему автор выбрал в герои образ дурачка. Почему Иванушка ведёт себя как дурачок, и всегда ли он это делает? Почему именно Ивану выпало счастье? А в чём герою повезло больше всего? Кто положительный герой сказки? Можно ли считать Данила и Гаврила отрицательными персонажами, а Ивана положительным? Каков здесь царь?
Затем дети втягиваются в сказку так, что их уже не отпугивает объём стихотворного текста двух оставшихся частей. Они дочитывают до конца. Появляется много новых действующих лиц, которые задают новую проблему: с какой целью Ершов включил в действие того или иного персонажа? Насколько они реалистичны? Как герои уравновешивают сказку? Кто из них явился образом справедливости? Почему справедливость восстановила именно женщина – Царь-девица?
А вот работа по сказке А. Пушкина «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях». Это самая меньшая из сказок Пушкина, но, пожалуй, самая глубокая по смыслу, по характерам героев, исторической основе и реальным человеческим отношениям. Обсудите с детьми характеры всех героев, причины их поступков. Следует помочь ученикам увидеть не только яркие образы царицы-мачехи, царевны и царевича Елисея, но и разглядеть отца-царя и мать-царицу, Чернавку, семи богатырей, Соколко и зеркало. Сравните сказку Пушкина с похожими сказками «Белоснежка и семь гномов», «Шиповничек», «Спящая красавица» и увидите очень большую разницу и в образах действующих лиц, и в причинах их поведения. Выясните, почему злой мачехе практически удалось убить царевну? И что спасло девушку от смерти?
Это действительно погружение. Закончив работу, словно выныриваешь с глубин авторского замысла. Лучшей наградой за такую работу можно считать детскую реплику: «Ух, ты! И это всё тут было!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственной личности. Погружение в эпоху.
Проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Существуют различные направления для реализа...
День погружения «Недаром помнит вся Россия» ( к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Основными задачами были : вспомнить основные события Отечественнной войны 1812 года, воспитывать уважительное отношение к защитникам родины, участвующих в боевых действиях, к памятникам войны 1812 год...
Урок- погружение "Деревенские посиделки"
Конспект урока по теме посвиделки на деревенской лавочке. Может быть использован как сценарий внеклассного мероприятия....
Занятие по окружающему миру "Плавание и погружение"
Данный материал поможет при проведении опыта по теме занятия...
Рефлексия на погружение в классическую музыку.
В лицее проходил с 8 по 12 апреля 2013 года фестиваль "Время принадлежит нам". В рамках фестиваля дети слушали классическую музыку....
Погружение по теме: «Путешествие лилипутов»
Данный вид исследовательской деятельности представлен по курсу "Загадки природы"....
Выступление на педагогическом совете по теме" Технология "погружения".Вариативность моделей технологии погружения"
Выступление на педагогическом совете "Педагогические приемы формирования УУД через использование технологии "погружения".В данной работе сожержится материал о педагогической техологии" погружение"....