Оценочный материал "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка"
тест по чтению на тему
В разработке "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе сказки Бориса Заходера "Серая Звёздочка" учащимися 1, 2, 3, 4 классов, отследить динамику результатов. Критерии оценки изложены в конце разработки. Данная разработка может быть использована не только на уровне начального образования, но и в 5 и 6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mardanova_e.u._seraya_zvyozdochka_ponimanie_teksta.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Марданова Е.У.
Лицей №2 г. Альметьевска
Задания на понимание текста с критериями оценивания
Работаем по сказке Бориса Заходер «Серая Звёздочка».
1 класс
1) На кого из персонажей сказки ты хотел бы быть похожим? ______________________
_________________________________________________________________________
Почему? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2) Выпиши (нарисуй) в первый столбик хороших (положительных) персонажей, а во второй – плохих (отрицательных) персонажей.
__________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ | __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
3) Как ты считаешь, Серая Звёздочка красивая? __________________________________
Почему ты так думаешь? _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
2 класс
1) Определите тему сказки. ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) Какая основная мысль сказки? ________________________________________________
____________________________________________________________________________
3) Как по-другому можно было назвать (озаглавить) сказку? _________________________
_____________________________________________________________________________
4) Составь три пары похожих по характеру из персонажей.__________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5) Составь три пары противоположных по характеру из персонажей._________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3 класс
1) Расскажи, что в сказке является фантазией. ___________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2) Расскажи, что из сказки есть в реальной жизни и известно науке. __________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3) Чему учит эта сказка? ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4 класс
1) В сказке много персонажей. Назови их. ____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2) Рассмотри точку зрения на события сказки одного из персонажа. _________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3) А какова точка зрения самого автора? Как Борис Заходер относится к событиям? ___
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4а) Распределите персонажей сказки по их точкам зрения на Весах положительных и отрицательных чувств.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ | ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
4б) Какая чаша Весов перевешивает? __________________________________________
5) Для чего автор сделал этот перевес? _______________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Критерии оценивания
1 класс
Задание, ответ | Оценивание – max 15 баллов |
1) На кого из персонажей сказки ты хотел бы быть похожим? Почему? | 0 – персонаж не выбран 1 – персонаж выбран, не аргументов 2 – Выбран персонаж, есть выбор аргументов из текста |
2) Выпиши (нарисуй) в первый столбик хороших (положительных) персонажей, а во второй – плохих (отрицательных) персонажей. Ответ Положительные: Отрицательные: Цветы Насекомые-вредители Учёный Скворец Крапивница Ёжик Сорока Ежонок Очень Глупый Умные Люди Мальчишка Серая Звёздочка | 0 – ответа нет 1-10 – по 1 за правильное определение каждого персонажа |
3) Как ты считаешь, Серая Звёздочка красивая? Почему ты так думаешь? Ответ Да, красивая. Она очень добрая, скромная, защищает цветы, никому не вредит. | 0 – ответ не выбран 1 – ответ выбран, нет аргументов 2 – Выбран ответ, есть аргументы (описание внешности) 3 – Выбран ответ, есть аргументы (описание характера, поступков, а не внешности) |
Высокий уровень понимания | 14-15 баллов / 93%-100% |
Средний уровень понимания | 11-13 баллов / 73%-87% |
Уровень понимания ниже среднего | 8-10 баллов / 53%-67% |
Низкий уровень понимания | 6-7 баллов / 40%-47% |
Низкий уровень понимания | 5 баллов / 33% |
Понимание текста отсутствует | менее 5 баллов / менее 33% |
2 класс
Задание, ответ | Оценивание – max 15 баллов |
1) Определите тему сказки. Ответ Жизнь серой жабы. История про жабу. Кто любит и не любит жабу. Кто как относится к серой жабе. и т.д. | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, он соответствует теме сказки |
2) Какая основная мысль сказки? Ответ Главное не внешняя красота, а внутренняя. Надо судить не по внешности, а по поступкам. Красота передаётся не внешним видом, а поступками и делами. и т.д. | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, он соответствует основной мысли сказки |
3) Как по-другому можно было назвать (озаглавить) сказку? Ответ Может отражать тему или основную мысль сказки | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, он соответствует теме или основной мысли сказки |
4) Составь три пары похожих по характеру из персонажей. Ответ Цветы и Серая Звёздочка Ёжик и Учёный Скворец Ёжик и Умные Люди Учёный Скворец и Умные Люди Цветы и Ежонок Насекомые-вредители и Крапивница Очень Глупый Мальчишка и Сорока и т.д. | 0 – ответа нет 1 – пары составлены, но все неверные 2-6 – по 2 за каждую верную пару |
5) Составь три пары противоположных по характеру из персонажей. Ответ Цветы и насекомые-вредители Цветы и Крапивница Учёный Скворец и Очень Глупый Мальчишка Учёный Скворец и Крапивница Учёный Скворец и Сорока Ёжик и Очень Глупый Мальчишка Ёжик и Крапивница Ежонок и Очень Глупый Мальчишка Умные Люди и Очень Глупый Мальчишка Умные Люди и Сорока Серая Звёздочка и Крапивница и т.д. | 0 – ответа нет 1 – пары составлены, но все неверные 2-6 – по 2 за каждую верную пару |
Высокий уровень понимания | 14-15 баллов / 93%-100% |
Средний уровень понимания | 11-13 баллов / 73%-87% |
Уровень понимания ниже среднего | 8-10 баллов / 53%-67% |
Низкий уровень понимания | 6-7 баллов / 40%-47% |
Низкий уровень понимания | 5 баллов / 33% |
Понимание текста отсутствует | менее 5 баллов / менее 33% |
3 класс
Задание, ответ | Оценивание – max 15 баллов |
1) Расскажи, что в сказке является фантазией. Ответ Цветы, насекомые, птицы и звери разговаривают и переживают, как люди, понимают друг друга и человека, рассуждают о красивом и некрасивом. Ёжик и Ежонок ведут себя как в человеческой семье. и т.д. | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, но он неполный 2 – ответ есть, он полный |
2) Расскажи, что из сказки есть в реальной жизни и известно науке Ответ Бабочки откладывают яички, из них вылупляются гусеницы, которые поедают растения, а потом превращаются в бабочек. Жабы, ежи и скворцы поедают вредных насекомых. Жабы не едят бабочек, ведут ночной образ жизни, как и ежи. Жабы хватают мошек своим языком так быстро, что никто не видит самого языка. Жабы могут выделят ядовитую слизь. и т.д. | 0 – ответа нет 1-11 – по 1 за каждое проявление реальности в сказке |
3) Чему учит эта сказка? Ответ Сказка Бориса Заходера «Серая Звёздочка» учит тому, что главное не внешняя красота, а внутренняя, что красота передаётся не внешним видом, а поступками и делами. | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, но он неполный 2 – ответ есть, он полный |
Высокий уровень понимания | 14-15 баллов / 93%-100% |
Уровень понимания выше среднего | 11-13 баллов / 73%-87% |
Средний уровень понимания | 8-10 баллов / 53%-67% |
Уровень понимания ниже среднего | 6-7 баллов / 40%-47% |
Низкий уровень понимания | 5 баллов / 33% |
Понимание текста отсутствует | менее 5 баллов / менее 33% |
4 класс
Задание, ответ | Оценивание – max 20 баллов |
1) В сказке много персонажей. Назови их. Ответ Цветы, насекомые-вредители, крапивница, Учёный Скворец, папа Ёжик, маленький Ежонок, Очень Глупый Мальчишка, Умные Люди, Сорока, Серая Звёздочка | 0 – ответа нет 1 – названо от 1 до 3 персонажей 2 – названо от 4 до 6 персонажей 3 – названо 7-8 персонажей 4 – названо 9-10 персонажей |
2) Рассмотри точку зрения на события сказки одного из персонажа. Ответ Цветы любят Серую Звёздочку, потому что она не причиняет им вреда, а наоборот защищает от врагов – насекомых-вредителей. Их любовь выразилась в том, что они придумывали жабе ласковые и красивые имена, жалели её и пытались защитить. Насекомые-вредители ненавидят и боятся Серую Звёздочку, потому что она их съедает, а они против неё бессильны и могут только ругать и обзывать её за глаза. Крапивница тоже ненавидит жабу, хотя лично ей Серая Звёздочка не угрожает (ведь бабочек жабы не едят), но из-за своих родственников крапивница идёт на подлость, за что и была наказана. Учёный Скворец любит и уважает Серую Звёздочку, понимает её, потому что он и жаба делают полезное дело – защищают растения от насекомых-вредителей. Папа Ёжик понимает и уважает Серую Звёздочку, видит её через своё «ежиное» представление о мире – серый цвет самый прекрасный, колючки очень полезны, слизняки вкусные, упоминает песенку «Ёжик-пыжик». Так же, как и Учёный Скворец, Ёжик на стороне жабы, потому что ежи тоже поедают насекомых и ведут ночной образ жизни. Маленький Ежонок любит Серую Звёздочку, переживает за неё и, как все дети, переносит отношение к жабе на себя. Очень Глупый Мальчишка не понимает пользы Серой Звёздочки, готов убить её, обзывает и ненавидит жабу именно из-за своего непонимание. Такое отношение называется предрассудки. Умные Люди понимали пользу Серой Звёздочки, уважали её за это. Сорока проявляет любопытство по отношению к Серой Звёздочке из-за своей глупости, потому что кто-то ей сказал, что в голове жабы спрятан драгоценный камень. Серая Звёздочка любит цветы, Учёного Скворца. Его она уважает, беседует с ним, прислушивается к его советам. Сама Серая Звёздочка не нападает на Очень Глупого Мальчишку, хотя тот угрожает её жизни. Она скромная и умная. | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, но он неполный 2 – ответ есть, он полный |
3) А какова точка зрения самого автора? Как Борис Заходер относится к событиям? Ответ Автор любит, уважает Серую Звёздочку, знает, какую пользу приносит жаба, понимает её чувства и сочувствует ей, сопереживает вместе с Серой Звёздочкой | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, но он неполный 2 – ответ есть, он полный |
4а) Распределите персонажей сказки по их точкам зрения на Весах положительных и отрицательных чувств. Ответ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА Цветы Учёный Скворец Ёжик Ежонок Умные Люди Серая Звёздочка ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА Насекомые-вредители Крапивница Очень Глупый Мальчишка Сорока 4б) Какая чаша Весов перевешивает? Ответ Чаша положительных чувств | 0 – ответа нет 1-10 – по 1 за правильное распределение каждого персонажа на весах. Ответ на 4б не учитывается при начислении баллов |
5) Для чего автор сделал этот перевес? Ответ Перевес чаши положительных чувств помогает автору выразить свою точку зрения на события, показав победу доброго отношения над злым. | 0 – ответа нет 1 – ответ есть, но он неполный 2 – ответ есть, он полный |
Высокий уровень понимания | 18-20 баллов / 90%-100% |
Уровень понимания выше среднего | 15-17 баллов / 75%-85% |
Средний уровень понимания | 12-14 баллов / 60%-70% |
Уровень понимания ниже среднего | 9-11 баллов / 45%-55% |
Низкий уровень понимания | 6-8 баллов / 30%-40% |
Понимание текста отсутствует | менее 6 баллов / менее 30% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"
Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и опорным словам» - 2 класс. ...
Конспект урока во 2 классе. Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.
В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:Формирование потребности изучения учебного материала;мотивация деятельности.Цель и задачи:Поиск способов решения поставленной цели и...
Конспект урока по литературному чтению "Серая Звёздочка" Б.Заходёр
На уроке учащиеся ознакомятся с приёмом разных точек зрения в литературном произведении для выражения авторского замысла на примере сказки Бориса Заходера «Серая Звёздочка»; выявят реальные основ...
Технологическая карта урока. Тема: Борис Заходер. Серая Звёздочка.
Анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей – авторского мнения, установление причин...
Коммуникативные УУД (работа в "группах-вертушках" по методике Г.С.Шаталовой). Дидактический материал к уроку чтения в 3 классе по теме "Серая звёздочка" (2015-2016 уч.г.)
Дидактический материал состоит из кроссворда, карточек для работы в группах и парах по произведению "Серая звёздочка"....
Урок литературного чтения: Борис Заходер «Серая звездочка»
День междисциплинарного обучения ЭКОКУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА Тема литературного чтения: Борис Заходер «Серая звездочка» 2 класс Учитель: Шкурнова Екатерина Гаврилов...
Презентация к уроку литературного чтения "Серая Звёздочка" сказка Бориса Владимировича Заходера
Презентация разработана для повышения интереса учащихся к изучаемому предмету. Может использоваться для детей, обучающихся по учебнику "Литературное чтение" 2 класс Л. Ефросининой в разделе ...