Практикум по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Казакова Людмила Николаевна

Практикум по литературному чтению 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_literaturnomu_chteniyu.doc120.5 КБ
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа практикум по литературному чтению

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения;

ФЗ №273 «Об образовании», глава 1, статья 12, подпункт 1;

Образовательная программа НОО МБОУ СОШ №46;

 Подпрограмма «Формирование учебно-организационных умений и навыков в начальной школе»;

Междунapoднoгo исследoвaния кaчeствa чтeния и пoнимaния тeкстa PlRLS

для нaчaльнoй школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фopмиpoвaниe читaтeльскoй кoмпeтeнтнoсти – пpиopитeтнaя цeль сoвpeмeннoгo

нaчaльнoгo бpaзoвaния. Ha eё дoстижeниe нaпpaвлeнa дeятeльнoсть пeдaгoгoв

и yчaщихся. Данная программа призвана помочь учащимся  oсмысленно читaть

любой xyдoжeствeнный тeкст, выполнять  пpедлoжeнные к нему задания с точки зрения реализации компетентностного подхода

Курс направлен на решение задач, которые помогут учащимся овладеть предметными и метапредметными умениями, освоить систему опорных знаний по литературному чтению, самостоятельно решать практические задачи по данному предмету.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс практикум по  литературному чтению в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Формирование механизма анализа и интерпретации любого литературного текста с точки зрения его понимания.
  2. Повышение  уровня качества чтения и осмысления авторской позиции, представленной в каждом произведении.
  3. Подготовка и проведение  итоговых работ по литературному чтению.

Общая характеристика учебного  предмета

Практикум по литературному чтению включает в себя проверочные работы, которые отвечают требованиям нового образовательного стандарта начальной школы, важнейшим из которых является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и активной деятельности в условиях конкуренции, что невозможно без развития у школьников навыков поисково-исследовательской, продуктивной, творческой деятельности, способности осознанно и ответственно выполнять различные задачи в том числе и креативные, принимать решения , находить оптимальные подходы к выполнению как стандартных (базовых) так и нестандартных заданий.

Реализация этого требования осуществляется через системно – деятельностный  подход, обеспечивающий достижения результатов обучения личности младшего школьника и создающий основу для самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Ценностные ориентиры учебного предмета

        

Kaчeствeннoe oбyчeниe в нaчaльнoй шкoлe являeтся сeгoдня одним из важнейших

пpиopитeтoв гoсyдapствeннoй пoлитики в  oблaсти oбpaзoвaния. Пpи этoм

oснoвнoй aкцeнт дeлaeтся нa повышение эффeктивнoсти управления  oбpaзoвa-

тeльным  процессом.

Одним из направлений работы практикума по литературному чтению является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.  

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

внимание к личности писателя;

бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР   <=>   ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса  личностных, метапредметных  и предметных  задач.

Результаты освоения предмета (УУД)

Личностные результаты

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5.  Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи результаты:

  1. Умение работать с информацией:
  1. Находить информацию по содержанию текста, заданную в явном виде
  2. Находить информацию по содержанию текста заданную в неявном виде
  3. Формулировать выводы
  4. Определять порядок микротем, событий в тексте
  1. Поисково – исследовательские умения:
  1. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы
  2. Анализировать и обобщать информацию
  3.  Анализировать, интерпретировать и обобщать информацию
  1. Творческие умения:
  1. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры
  2. Прогнозировать окончание текста
  3. Создавать собственный текст по заданной теме
  4. Анализировать и оценивать язык и элементы текста

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов, определенному ФГОС   на практикум по  литературному чтению отводится 1 час в неделю в 3  классах , выделенные из школьного компонента


Программно – методическое обеспечение предмета.

М.Ю.Алексеева, Е.И.Матвеева «Измерители качества обучения по литературному чтению» 3 класс

Календарно – тематический план

1 четверть –9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

Итого за год:  34 ч.

Типы уроков и их сокращения, принятые в программе «Гармония»:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления  знаний и выработки умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УКПЗ – урок контроля полученных знаний

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты

Элементы дополнительного содержания

Виды контроля

Тип урока

план

факт

Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

1

Демонстрация уместного использования приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Различать подготовленную и неподготовленную речь. Называть приёмы подготовки устного высказывания.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

Подготовка небольшого высказывания.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному.

1

Формулирование своей задачи как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрация уместного использования сигналов внимательного слушателя

Называть задачи слушания.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Вопросный план.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа №1.

1

 Проверяем свои умения.

Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном  виде

Итоговый  контроль.

УКПЗ

 Работа над ошибками. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст?

1

Обработка прочитанного текста, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

пересказывать с опорой на картинный план;  последовательно перечислять картины и события произведения

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Анализ и обобщение информации.

1

Языковое оформление текста.

Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Анализировать и обобщать информацию.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа №2.

1

Проверяем свои умения.

Анaлиз, интepпpeтaция, самостоятельное обоснование выводов

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Тексты разные нужны. Диалог и монолог.

1

Объяснение, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Называть признаки текста, типы текстов.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Опорные слова. Составление текста из опорных слов.

1

Осознание точности, богатства художественной речи;

Получить элементарные понятия о рифме

Творческая работа

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 3.

1

Проверяем свои умения.

Анализ, интерпретация и обобщение информации

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Выборочный пересказ. Цитата в пересказе.

1

Определение способов сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Определение необходимости и уместностного использования цитаты в пересказе.

 Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 4.

1

Проверяем свои умения.

Анализ и обобщение информации

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве.

1

Анализ структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Формулирование выводов.

1

Осознание точности, богатства художественной речи. Формулирование выводов.

Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Формулировать выводы.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Формулирование выводов.

1

Осознание точности, богатства художественной речи. Формулирование выводов.

Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Формулировать выводы.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 5.

1

Проверяем свои умения.

Создание собственного текста по заданной теме

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Формулирование выводов.

1

Главная мысль произведения. Работа над ошибками. Формулирование выводов.

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулировать выводы.

Чтение по ролям.

Текущий контроль.

УЗЗВУ

Определение  порядка микротем, событий в тексте.

1

Определение границ ответов в тексте. Определение  порядка микротем, событий в тексте.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста. Определять порядок микротем, событий в тексте.

Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Определение  порядка микротем, событий в тексте.

1

Определение границ ответов в тексте. Определение  порядка микротем, событий в тексте.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста. Определять порядок микротем, событий в тексте.

Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 6.

1

 Проверяем свои умения.

Нахождение информации по содержанию текста, заданной в неявном  виде, формулирование выводов

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

1

Анализ сравнительного описания, их структуры. Реализация сравнительного описания разными способами.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. Называть правила сравнения.

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

1

Эмоциональное отношение автора к изображаемому. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы.

Создание иллюстрации к произведению.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Прогноз содержания читаемого. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

1

Определение мотивов поведения героев. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы.

Текущий контроль.

УОСЗ

Проверочная работа № 7

1

Проверяем свои умения.

Анализ и обобщение информации

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Анализ и обобщение информации.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Работа над ошибками. Анализ и обобщение информации.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать и обобщать информацию.

Презентация одной из книг.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Анализ и обобщение информации.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать и обобщать информацию.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Подбор аргументов, приведение  примеров.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры.

Творческая работа

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 8.

1

Проверяем свои умения.

Анализ и оценка языка и элементов текста

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Подбор аргументов, приведение  примеров.

1

Определение подтекста , в литературном произведении. Подбор аргументов, приведение  примеров. Работа над ошибками.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры.

Чтение по ролям

Тематический контроль.

УИПЗЗ

Прогнозирование окончания текста.

1

Определение подтекста , в литературном произведении.  Прогнозирование окончания текста.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Прогнозировать окончание текста.

Чтение по ролям

Тематический контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 9.

1

Проверяем свои умения.

Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном  виде, определение порядка микротем в событие (тексте) Прогнозировать окончание текста.

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Создание собственного текста по заданной теме.

1

Выявление главной мысли.  Работа над ошибками. Создание собственного текста по заданной теме.

обобщающать смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения. Создавать собственный текст по заданной теме.

Текущий контроль.

УОСЗ

Создание собственного текста по заданной теме.

1

Главная мысль текста. Определение характера произведения по рисункам. Создание собственного текста по заданной теме.

Находить главную мысль, сформулированную в тексте. Создавать собственный текст по заданной теме.

Обсуждение с одноклассниками достоинств и недостатков придуманной сказочной истории.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

УЗЗВУ

Подбор аргументов, приведение  примеров.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации.

Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры.

Создание иллюстрации к произведению.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать.

Обработка прочитанного текста, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

Итоговый  контроль.

УКПЗ



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации  является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения  состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Варианты Базисного учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают внеурочную деятельность по таким направлениям, как:

  • спортивно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • научно-познавательное;
  • военно-патриотическое;
  • общественно-полезная деятельность;
  • проектная деятельность.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».  Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Цель программы –

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность»  «Почемучкина школа» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации:  занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села ( улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)  проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).  

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов 

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

            Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

          При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

 числом детей:

 — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

 продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

 числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

-  набором и иерархией ролей;

 - соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

 - необходимостью привлечения взрослых.

          Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей,  учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

  Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

             Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

        Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

      В рамках традиционных учебных занятий используют:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

Последовательность работы над проектом

Технологический  (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.
  2. Подготовиться к празднику.
  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Календарно-тематическое планирование занятий «Проектная деятельность» в 3 классе

№ урока

Дата

Коррек-

тировка

Тема занятия

Форма урока

Основное содержание

 Этапы проектной деятельности учащихся

1

История проектирования. Проекты в современном мире.

Лекция

Проекты, как вид деятельности

История становления метода проектов

Проектные технологии в образовании

Постановка проблемы

2.

Проект как тип деятельности

Семинар

Основы проектирования

Основные понятия

Документация проекта

Постановка проблемы

3.

Выявление интересов и склонностей учащихся

Анкетирование

Беседа

Мозговой штурм

Выбор темы проектов на основе личностного интереса

Постановка проблемы

4.

Схемы проектирования. Проектные технологии.

Лекция

Требования к проектам

 

Постановка проблемы

5.

Консультация по организации проектной деятельности

Индивидуальная беседа

Сроки выполнения работ

График консультаций, лекций и семинаров

Помощь в выборе темы и постановке проблемы

Постановка проблемы

6.

Межпредметные консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов для учащихся, испытывающих затруднения

Ярмарка идей

Помощь в выборе темы и постановке проблемы

Постановка проблемы

7.

Определение тематики проектов. Формирование проектных групп. Рекомендации по подбору литературы.

Семинар

Формирование проектных групп. Рекомендации по подбору литературы.

Замысел работы

8.

9.

10.

Индивидуальные консультации

Беседа

Мозговой штурм

Формирование проектных групп

Распределение обязанностей между членами группы

Анализ проблемной ситуации

Определение идей проекта

Определение целей проекта

Планирование деятельности

Ориентиры в информационном поле

Замысел работы

11.

12.

Сбор, систематизация и анализ материала в соответствии с планом работы.

Консультации руководителя.

 

Промежуточные отчеты учащихся

Организация проектной деятельности

13.

Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта

Семинар

Организация проектной деятельности

14.

Методы ученического исследования

Лекция

Исследование как  форма познания

Методы исследования

Алгоритм исследования

Организация проектной деятельности

15.

16.

17.

Осуществление экспериментально-исследовательской деятельности учащихся

 Консультации  

Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения исследования

Реализация проектной деятельности

18.

Способы и приемы анализа и обобщения результатов

Лекция

 Реализация проектной деятельности

19.

Круглый стол по промежуточным итогам выполнения проектной работы

Круглый стол

Корректировка задач с учетом уже полученных результатов

Выявление скрытых ресурсов

Помощь в определении достижений и нерешенных проблем

Помощь в систематизации и обобщении материалов

Анкетирование: содержание и уровень необходимой помощи от руководителя

Реализация проектной деятельности

20.

Нормы и правила оформления документов, материалов и выводов

Лекция

Реализация проектной деятельности

21.

Формы и виды презентаций

Лекция

Виды презентаций

Технологические требования к представлению результатов

Сценарии презентации

Программно-техническое обеспечение презентаций

Реализация проектной деятельности

22.

Консультация руководителя проекта

Консультация

Рекомендации по выбору индивидуального стиля представления результатов проекта

Реализация проектной деятельности

23.

Способы воздействия на аудиторию

Лекция

Риторические

Невербальные

Логические

Реализация проектной деятельности

24.

Индивидуальные консультации по презентации проектов

Консультация

Реализация проектной деятельности

25.

Предзащита проектов.  

 Публичное выступление

Рецензирование и взаимооценка проектных работ

Рефлексия

26.

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений

Семинар

Рефлексия

27.

Основные правила делового общения и ведения дискуссий

Лекция

Деловое общение, закономерности эффективных коммуникаций.

Деловая беседа,  стратегии  ведения.  Предъявление собственной  позиции   и  понимание  позиции партнеров.

Правила  и  навыки  аргументации.

Приемы и процедура убеждения.

Рефлексия

28.

 Защита проекта

Проектная неделя

Публичное выступление каждого участника проектной деятельности

Рецензии учителей

Отзывы учащихся

Рефлексия

29.

Защита проекта

Проектная неделя

30.

Защита проекта

Проектная неделя

31.

Подведение итогов конкурса проектных работ.

Круглый стол

Анализ результатов работы

Рефлексия

32.

Перспективы продолжения работы над проектом

Семинар

 Темы

Межпредметные связи

Неосуществленные идеи

Рефлексия

33.

Возможные пути перехода к работе над следующим проектом

Беседа

Рефлексия

34

Заключительное занятие

Анкетирование учащихся

Психолого – педагогические аспекты проектной деятельности

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Урок-практикум по литературному чтению В.Вересаев. Братишка

Формирование типа правильной читательской деятельностиВ.Вересаев. БратишкаУрок по литературному чтению  3 класс...

Урок-практикум по литературному чтению в 3 классе по теме "Рассказ К. Паустовского « Мой дом»"

Вопросы к уроку-практикуму по развитию читательских умений по рассказу К. Паустовского «Мой дом» ...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...