Урок-практикум по литературному чтению В.Вересаев. Братишка
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Формирование типа правильной читательской деятельности
В.Вересаев. Братишка
Урок по литературному чтению 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование типа правильной читательской деятельности
В.Вересаев. Братишка
Урок по литературному чтению 3 класс
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли учителя города Липецка. Им интересно посмотреть, как проходят наши уроки, послушать ответы учеников.
-Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний.
-Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)
-Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, рекомендуют: название, автор, жанр, внешние данные)
-Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …» (продолжают пословицы, сл.№1)
3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока
-Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Ванька, На эстраде, Состязание, Собачья улыбка, Без дороги, Записки врача- сл.№2)
-Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Викентий Вересаев. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.
( формулируют тему: Изучение произведения Вересаева.)
-Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)
-Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Вересаева, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)
4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения
-Прочитайте название произведения В Вересаева. («Братишка», сл. №3)
-Попробуйте предположить, о чём будет произведение?
-А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?
-Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)
-Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать о Вересаеве? (писатель, писал и для детей, рассказы о природе, любит природу, наблюдательный…)
-Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Вересаеве.
5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения
-Прочитаем произведение. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, литературные приёмы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание. (читает учитель)
-Что скажите? Выскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, переживали за главных героев, весеннее, радостная концовка, и т.д.)
-На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)
- Почему автор выбрал заглавие не Брат, а Братишка? (относится к героям с особой теплотой)
- Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним вступить в диалог.
-Повторное чтение. Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: бузина, кадушка, пазуха, трепыхая - сл.№4)
-Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. (-Да, мы же с ним вели диалог!)
-Прочитайте предложение:
«Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опуская клюв, захватывая воду, и тот час ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.» (сл. №5)
- Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)
-Да, в этом предложении мы чувствуем и активное движение, и волнение, и трепет с неравнодушием. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!
-Попробуем прочитать рассказ выразительно. Отметьте литературный приём, который автор использует несколько раз.
(Читают, передают интонацией волнение, тревогу, переживание героев, говорят о повторяющихся словах: молодой, совсем молодой воробей)
- На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)
(Проводит зарядку ученица- инструктор по физкультминуткам:
-Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали
-Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону
-Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа
-Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой
-Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу - пальминг
-Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками - так успокаиваем глаза
-Зарядка окончена!)
6. Работа с текстом после чтения
-Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас В.Вересаев? (Дружба и взаимопонимание среди животных существует!)
-Вспомните пословицы о братстве, дружбе, товариществе помните? (говорят много пословиц)
- Каковы чувства воробьёв? (опасение, настойчивость, страх перед неизвестным действием)
- Каковы чувства автора? (Любит животных, переживает за них, относится с теплотой)
-А наши чувства? (переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки)
-Правильно, В. Вересаев сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!
-Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Викентии Вересаеве (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)
- Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№9-№10). Проверим, как поняли содержание рассказа Вересаева.
-Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!
-Я говорю фразу из рассказа. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.
(пишут цифры на листках)
-На рябине сидели рядом два молодых воробья – 0 (на бузине)
-Клюв был разинут от жары – 1
- Он непрерывно прыгал по дну кадушки, опускал клюв, захватывал воду – 0 (по краю)
- Но только коснулся лапками сырого почерневшего края кадушки - и сейчас же порхнул назад – 0 (позеленевшего)
- Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел и напился – 1
- Оба улетели – 1
- Правильный ключ: 010-011. Встаньте у кого так?
-Игра: «Дерево мудрости».
-Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту, можно и межпредметные. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).
- Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.
(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Придумайте другое название к рассказу. Какие еще произведения о животных помните? Сколько было воробьёв? и др.)
-Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!
7. Рефлексия. Самооценка
-Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (Высказывания учащихся: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)
-Да я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Вересаева, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!
-Домашнее задание - научиться читать рассказ без ошибок, выразительно.
- Проведём самооценку работы на уроке.
(Ученик проводит самооценку вслух, диктует предложения, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)
- Я старался и выполнял задания без ошибок (+, -)
- Работал активно, поднимал руку
- Внимательно слушал ответы одноклассников
- Узнал для себя новое
- Следил за своим здоровьем
-Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? Что необходимо подтянуть, над чем следует поработать? (Ответы учащихся: «Мне надо быть активнее на уроке». «Надо быть более внимательным.»)
-Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!
24.03.2016.
г. Липецк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок-практикум по совершенствованию техники чтения
Урок-практикум по совершенствованию техники чтения. Виды чтения. Различные упражнения по развитию быстрого чтения у младших школьников....

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")
Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....
Урок-практикум по литературному чтению в 3 классе по теме "Рассказ К. Паустовского « Мой дом»"
Вопросы к уроку-практикуму по развитию читательских умений по рассказу К. Паустовского «Мой дом» ...

Урок литературного чтения В.Вересаев. "Братишка"
Урок литературного чтения В.Вересаев. "Братишка". 1-й класс...