«Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_po.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме:
«Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса
«Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
Дан учителем
начальных классов
МКОУ «СОШ №1»
г.Благодарного
Гончар И.Н.
14.03.14г.
Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема: Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
Цели: 1. Предметные: познакомить со стихотворениями Д.Хармса «Я проснусь…», К Чуковского «Да здравствует мыло душистое…»; развивать навык выразительного чтения; создавать условия для знакомства с особенностями поэтических текстов, способствовать развитию словарного запаса.
2. Личностные: создавать условия для воспитания режима дня, соблюдения правил личной гигиены.
3. Регулятивные: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.
4. Коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение); формирование навыков сотрудничества .
5. Познавательные: развивать умение работать с толковым словарем, дополнительной литературой.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint, учебник «Литературное чтение» Свиридовой В.Ю., портреты К. Чуковского, Д. Хармса, листики для дерева успеха.
Ход урока
- Эмоциональный настрой. Организация рабочего места учащихся.
Посмотри скорей дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли у тебя в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки?
- Проверка домашнего задания.
(Домашнее задание – выполнение иллюстрации к рассказу Д.Биссета «Под ковром».) Из детских рисунков составлена выставка.
- При печатании новой книги ваши рисунки издательство бы разместило на страницах. Как они бы назывались? (Иллюстрации). Для чего иллюстрации нужны в книге? (Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказывает с помощью слов)
3. Тема, цель урока.
- Мы продолжаем работать по новым учебникам «Литературное чтение», исследовать, наблюдать, делать выводы. Рассмотрите страницы 8-9. Переверните лист вперед, назад. Может, кто-то заметил что-то необычное? (Страница в рамочке.) Прочтите заголовки этих страниц. Таких страниц в учебнике несколько, и они объединены одной темой.
Полистайте книгу, найдите эти интересные страницы. (Дети находят страницы, читают заголовки к страницам).
Утро. Все проснулись на земле?
Проснулись – надо умыться.
Очень вкусная страница, не пора ли подкрепиться?! (стр.26)
Я по улице иду, удивляюсь на ходу… (стр.84)
Тянется дорожка от школьного порожка. (стр. 104)
На сон грядущий… (стр.136)
-Какая же тема объединяет эти страницы? (Эти страницы следуют режиму дня ученика). Какие этапы режима можно выделить? (сон, умывание, завтрак, дорога в школу, из школы, сон). Для чего надо выполнять режим дня?
-Рассмотрите произведения на стр. 10-11.Как вы думаете, о чем в них пойдет речь? Мы еще не читали их. Обратите внимание на тексты. Что о них вы можете сказать? Какую гипотезу выдвинуть? (Предположим, что это стихи, т.к. записаны столбиком, каждая строка с большой буквы. Можем сказать, кто автор, название).
Тема урока: Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
Цель урока: познакомиться с текстами Д. Хармса и К.Чуковского, определить их принадлежность к стихотворениям или прозе и доказать наше утверждение.
- Знакомство с текстом Д.Хармса «Я проснусь…»
– Многие писатели – большие фантазеры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить.
Сейчас я прочту такое стихотворение, и уверена, что вы улыбнетесь. Нам нужно определить принадлежность его к стихотворениям или прозе – это будет нашей целью на этом этапе урока.
Ч т е н и е у ч и т е л е м с т и х о т в о р е н и я Д. Хармса «Я проснусь…».
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Смешное, озорное, веселое.)
З н а к о м с т в о с а в т о р о м Д. И. Хармсом.
– Кто автор этого стихотворения?
Даниил Иванович Хармс в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, пел, играл на музыкальных инструментах, был большим выдумщиком и сочинителем.
Хармс – это не настоящая его фамилия, а псевдоним. Что такое псевдоним вам расскажут дети, которые работали со словарем и объяснят нам значение этого слова. Настоящая фамилия его была Ювачев. (то есть он сам себе его придумал). В детстве он очень любил цирк. Артистов он считал волшебниками, и у этих волшебников были звонкие странные имена. И эти имена ему очень нравились. Когда он вырос, решил стать писателем – волшебником слова, чтобы управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить и фамилию на Даниил Хармс.
-Какие виды чтения можно выполнить по этому тексту. Для чего надо их выполнять? (Дети выполняют жужжащее чтение, чтение по цепочке по одной строке).
Чтение вопроса. Дети отвечают.
Читают текст голосом героя сладкоежки по цепочке по предложению.
-А что может легко вас разбудить?
– Вы согласны с иллюстрацией к этому стихотворению?
– Иллюстрацию какого героя вы бы поместили к стихотворению? Почему?
-Вернемся к нашей гипотезе. Текст Д.Хармса отнесем к прозе или стихотворениям? (дети доказывают, находят рифмы). Т.о. важными чертами поэзии… Ой, я употребила слово поэзия. Может оно вам знакомо? Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами. Стихотворения и поэзия – это слова близкие по смыслу. Такие слова называются … (синонимы). Как называется человек, который пишет стихи? (поэт) А если это женщина? (поэтесса) Теперь ваш словарный запас пополнится новыми словами: поэзия, поэт, поэтесса. Как называются такие слова? Вы знаете наших земляков – настоящих поэтов, издавших свои книги со стихотворениями?
Итак, отличительными чертами поэзии являются: запись столбиком, каждая строка с большой буквы, есть рифма.
- Физминутка (презентация «Половинки»)
5. Работа над отрывком из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
– Продолжим наш день. Следующий девиз: «Проснулись - надо умыться».
- О чем будет идти речь в этом тексте?
Теперь наша цель - определить принадлежность этого текста к поэзии или прозе.
- Автор этого текста - Корней Иванович Чуковский знаком вам с детского сада. Прожил он долгую и интересную жизнь. Корней Иванович очень любил детей. Многие свои произведения он придумал для своих детей. Но Корней Чуковский – это не настоящее его имя. Это имя он себе придумал. Как это называется? (псевдоним) . Настоящее имя - Никола́й Васильевич Корнейчуко́в.
Корней Иванович умер 43 года назад, когда ему было 87 лет. Но благодаря современным способам хранения информации, мы можем услышать его голос. Послушайте этот текст прочитает для вас сам Корней Чуковский.
(Дети слушают чтение автора)
-Что испытывали при прослушивании? Кем вы были? (слушателями).
- Давайте ответим на вопрос автора учебника Виктории Юрьевны Свиридовой. (Дети читают первый вопрос, отвечают.)
-Значение каких слов вы не поняли? Как называются такие слова? Почему они уже не употребляются в речи? (зубной порошок, гребешок, ушат, корыто, лохань).
- Я предлагаю прочитать этот текст хором. (Дети читают хором.)
- Давайте поразмышляем, какое настроение текст вызывает у нас при чтении? (Бодрое, веселое, задорное.)
– Какие слова, на ваш взгляд, при чтении мы должны выделить голосом? («Да здравствует», «давайте же», «всегда и везде», «вечная слава».)
– Сколько предложений в стихотворении? (Два.)
– Какие они по интонации? (Восклицательные.)
Каждая пара готовит чтение стихотворения.
-Договоритесь, кто какое предложение будет читать. Проверка.
– Очень хорошо! Мне сразу захотелось, чтобы скорей было лето, чтоб от души понырять, поплескаться, покувыркаться в реке. А каждый день можно и в ванне, и в бане, и т. д.
– Для чего же написал К. Чуковский эти строки? (Чтобы возникло желание дружить с водой.)
Давайте сделаем вывод - текст относится к поэзии или прозе? Докажите. Найдите рифмы.
Можно ли это стихотворение пересказать прозой?
Еще одна отличительная черта поэтического текста: стихи более яркко передают смысл, более выразительно.
(3 ряда перечисления: предметы для мытья, способы мытья, где можно мыться.)
– Кто из вас догадается, что обозначают звездочки над стихотворением? (Придумать заголовок.)
– Какой же заголовок мы можем придумать? («Слава воде!», «Гимн воде».)
Подтвердилась ли наша гипотеза. Сделаем вывод и назовем отличительные черты поэтического текста.
- Рефлексия.
Продолжи фразу:
Я сегодня узнал…
Теперь я умею…
-Определите свое место на дереве успеха.
- Домашнее задание: Я предлагаю выполнить задание по развитию памяти. Что вы можете сделать? (Выучить наизусть одно из стихотворений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Да здравствует мыло душистое"
Описание этапов проекта...
Внеурочная деятельность, проект "Да здравствует мыло душистое"
Используется также и во внеурочной деятельности....
Здравствуй, хлебушко душистый!.
Воспитание бережного отношения к хлебу....
Мягкие и твердые согласные. Поэтический мир Даниила Хармса.
Цели: развивающие: развивать навык осознанного выразительного чтения; развивать речь, способствовать развитию учащихся работать в микроколлективе;обучающие: формировать общеучебные умения и навыки; оз...
«Да здравствует мыло душистое!»
laquo;Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» - настаивал знаменитый Мойдодыр из сказки Чуковского. Чумазый мальчишка не соглашался с таким заявлением, и, тем не менее, был тщательно отмыт с ...
"Да здравствует мыло душистое!"
Целью исследовательской работы стало изготовление необычных фигурок из мыла самостоятельно в домашних условиях. Для достижения этой цели ученица поставила перед собой таки...
Да здравствует мыло душистое!
Презентация исследовательской работы "Да здравствует мыло душистое!" познакомит с изготовлением необычных фигурок из мыла самостоятельно....