Здравствуй, хлебушко душистый!.
методическая разработка (3 класс) на тему
Воспитание бережного отношения к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_hleb.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
"Здравствуй, Хлебушко душистый!"
Учитель:
Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Я рада приветствовать вас на нашем праздничном вечере!
Есть люди, которые в эти минуты совершают свой ежедневный подвиг – подвиг земледельца, подвиг хлебороба. Трудно было вырастить урожай, еще труднее его убрать. Люди проявляют подлинный героизм и трудолюбие. Это очень тяжёлый, важный, необходимый для всех людей труд. Невозможно представить, что завтра мы не получим к обеду хлеб или любимые булочки к чаю. Плох обед, коли хлеба нет. Сегодня пойдет разговор о хлебе, об отношении к нему, о том, как трудно он достается. Сегодня главный гость на нашем празднике – Каравай Хлеба. Здравствуй, Хлебушко душистый!
Какой громадный труд проделали многие поколения людей в течение нескольких веков, чтобы получить тот хлеб, какой мы едим ежедневно! Начало возделывания хлебных растений относится к глубокой древности. Свыше 10 000 лет назад наши предки стали употреблять в пищу хлеб. Сейчас известно 4 000 сортов пшеницы. В 1493 году из южной Америки мореплаватель Христофор Колумб привез в Европу зерна кукурузы, ее стали выращивать у нас. Из кукурузы изготовляют около 150 различных продуктов.
Как же родится хлеб? Давайте отправимся на поле.
Чтец 1:
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришёл.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Чтец 2:
Зима. Спит земля.
А что ей снится?
Снится спелая пшеница.
Ну, а людям не до сна:
Приходи скорей, весна!
- Что стучите, мастера,
Золотые руки?
- Чиним, чиним трактора,
Точим, точим плуги.
Чтец 3:
- Агроном в халате белом,
Чем ты занят? – Важным делом.
Проверяю семена.
Приходи скорей, весна!
Агроном сказал: - Пора!
Заводите трактора.
Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный, сочный чернозем.
Сеял сеятель старинный
Из лукошка, решета.
Нынче сеялка-машина
Этим делом занята.
Чтец 4:
Продолжается рассказ.
Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, машинища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Как, пшеницу подсекая,
Ходят острые ножи,
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, - пожалуйста - , готово,
В ящик сыплется оно.
Чтец 5:
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится –
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Стали зернышки мукою.
Не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Там при всем честном народе
Уж намнут тебе бока!
Тесту тесно – мало места.
- Ох, пустите! – шепчет тесто.
- Ладно, пустим, в печь давай.
Народился каравай.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Учитель:
Земля. Она всему основа. На ней лежат исконно русские поля. Как за ребенком, за ней нужен уход. Земля! Сколько в тебе здоровья, силы, но ведь ты старенькая, морщинистая. Мы разгладим тебя пашнями, ты станешь моложе.
Чтоб колосья подняться смогли,
Нужно людям над пашней сгибаться.
В хлебе чувствую запах земли
И упорство труда хлебопашца.
( Просмотр видеоматериалов по данной теме)
Учитель:
Сегодня на наш праздник пришли дорогие гости – злаки. Они хотят рассказать вам о своей истории и узнать, что вам известно о них.
Пшеница:
Дайте выступить пшенице
Той, что в поле колосится.
Посмотрите на зерно.
Вот каким оно взросло!
Если всю собрать пшеницу,
Что в стране моей родится,
Если сразу все зерно
В место высыпать одно,
Можно в звездные миры
Заглянуть с такой горы.
Рожь:
Самая выносливая из всех хлебных злаков - это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь – не только хлеб, но и спирт, крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают бумагу, пластмассы.
Кукуруза:
Я культура хлебная,
Я и ширпотребная.
Я крупа и маргарин,
Я мука и желатин,
Каучук и ацетон,
И тройной одеколон.
Я резина и асбест,
Кинопленка, майонез,
Я вискоза и крахмал,
И любой материал.
Ячмень:
Я – ячмень. Моя мука в смеси с пшеницей дает отличный хлеб. Я незаменимый корм животным. Из ячменя изготавливают пиво и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.
Рис:
Я – кормилец востока. 200 миллионов гектаров на планете занято рисом. Рис кормит половину человечества. Из риса получают крахмал, спирт, пудру, бумагу. Солома идет на корм скоту.
Просо:
Просо – главная культура. Я очень питательна. Вкусны блины из моей муки! Пшено - хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.
Загадки о злаках
( Исполняется песня «Расти, колосок!»)
Учитель:
Как много вам рассказали злаки. Как богата и интересна их история! Трудно достается хлеб. А всегда ли мы помним об этом? К великому стыду ,нет. Даже при том, что хлеб дорогой, его много идет в отходы. А ведь из черствого хлеба можно приготовить сухарики, гренки, квас, пирожные и массу других блюд. Помните об этом.
Чтец:
Мальчишке было десять лет.
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженую песком,
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но, если б думал мальчик тот
О зернышке, о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди!
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь я, друзья,
Мои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Земля –
Понятия святые!
Учитель:
Хлеб насущный – это касается каждого. И, если мы бросаем ломоть хлеба наземь, с ним пропадает частица труда многих людей. Так давайте ценить и уважать этот благородный труд все от мала до велика.
( Зачитывается отрывок из книги С. Алексеева «Идет война народная» )
Чтец:
Хлеб под столом, хлеб под столом
Брошенный прямо в пыль.
Кто это совесть свою на слом
Выбросил, как в утиль.
Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки.
Будто не знал он, сколько труда
Вложено в эти куски!
Учитель:
Мы часто говорим: о нефти – «черное золото», о хлопке – «белое золото». А хлеб? Да ведь ему нет цены! Он дороже золота! Хотелось бы, чтобы наша молодежь, следуя примеру старших поколений, старалась работать еще лучше и по-хозяйски беречь все – и хлеб, и воду, и природу, и рабочее время, и все, что нас окружает.
( Учитель просит детей объяснить смысл пословиц )
Хлеб всему голова.
Что посеешь, то и пожнешь.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Учитель:
Мой юный друг! Я от тебя хочу лишь одного,
Чтоб к хлебу относился ты с любовью.
Ведь люди, чтобы ты имел его
За хлеб платили собственною кровью.
1 чтец:
Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержный прибой!
2 чтец:
Хлеб России, хлеб моей Отчизны!
Дюжий, богатырский, как всегда!
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
3 чтец:
Высокий русский каравай –
Знак почести при встречах.
Он скажет больше, чем слова
Красивой, громкой речи.
В больших, натруженных руках
Лежит он – дар бесценный –
На тонкой ткани рушника,
Расшитой, белоснежной.
1 чтец:
Он скажет вам, как дорог гость,
Почтенный хлебом, солью,
Заменит самый пышный тост
Веселого застолья.
2 чтец:
Молодостью пышущий народной, -
Пусть увидят все, кто не ослеп, -
Ты сильнее бомбы водородной,
Хлеб родной Отчизны, мирный хлеб!
1 чтец:
Слава миру на земле!
Вместе: Слава!
2 чтец:
Слава хлебу на столе!
Вместе: Слава!
3 чтец:
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Вместе: Слава! Слава! Слава!
(Дети обходят всех присутствующих с караваем и угощают всех хлебом-солью. Исполняется песня «Блины»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Да здравствует мыло душистое"
Описание этапов проекта...
Внеурочная деятельность, проект "Да здравствует мыло душистое"
Используется также и во внеурочной деятельности....
«Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе....
Веб-квест "От зёрнышка к хлебушку". 4 этап "Фестиваль мастеров". Команда "Суперпятёрочка"
Фотоотчет команды "Суперпятёрочка", учащихся 2 "Б" класса МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области. Веб-квест "От зёрнышка к хлебушку". 4 этап "Фести...
«Да здравствует мыло душистое!»
laquo;Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» - настаивал знаменитый Мойдодыр из сказки Чуковского. Чумазый мальчишка не соглашался с таким заявлением, и, тем не менее, был тщательно отмыт с ...
"Да здравствует мыло душистое!"
Целью исследовательской работы стало изготовление необычных фигурок из мыла самостоятельно в домашних условиях. Для достижения этой цели ученица поставила перед собой таки...
Да здравствует мыло душистое!
Презентация исследовательской работы "Да здравствует мыло душистое!" познакомит с изготовлением необычных фигурок из мыла самостоятельно....