Рабочая программа
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn._zapiska_k_chteniyu.docx | 384.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по литературному чтению и на основе авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиями к результатам освоения ООП НОО.
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребенку стать читателем, довести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Новизна новой программы заключается в том, что она соответствует авторской программе и расширяет примерную программу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 9 часов
Загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки. Русские народные сказки «Иван царевич и Серый Волк», «Марья Моревна», былины «Волх Всеславович», «Вольга Святославович», «Святогор», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком», шотландская легенда «Рыцарь-эльф», Героические песни «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». «Суворов приказывает армии переплыть море», «Русская земля»
Басни. Русские баснописцы – 5 часов
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», «Осёл и соловей», «Крестьянин в беде»; И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»; А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница»; И. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок»
Произведения В. А. Жуковского – 4 часа
Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминания», «Там небеса и воды ясны…», «Загадки», «Вечер»; сказки: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее…»; баллада «Светлана»
Произведения А. С. Пушкина – 3 часа
«Осень» (отрывки), «И.И.Пущину», «Зимняя дорога», «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине», «Три пальмы» восточное сказание, «Сказка о золотом петушке». Писатели о поэте: И.И Пущин «Записки о Пушкине», В.И.Даль «Из воспоминаний», Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»
Произведения М. Ю. Лермонтова – 3 часа
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утёс», «Казачья колыбельная песня», «Ашик-Кериб» восточная сказка
Произведения П. П. Ершова – 3 часа
Сказка «Конёк-Горбунок», стихотворение «Кто он?»
Произведения В. М. Гаршина – 4 часа
«Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Агее», «Пленница», «Attalea Princeps. Принцесса Аталия»
Произведения русских писателей о детях – 5 часов
Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы) К. М. Станюкович «Максимка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»
Произведения зарубежных писателей – 7 часов
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (глава II), «Приключения Гекельберри Финна» (главы I, II), Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года», «Самое невероятное», «Девочка со спичками», об Андерсене: К. Г. Паустовский «Великий сказочник», Виктор Гюго «Козетта»
В мире книг – 6 часов
«Книга книг — Библия». Детская Библия.
Библейское предание «Суд Соломона» .Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар», славянский миф «Ярило-Солнце», древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи», древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». «Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха», «О Никите Кожемяке», «О Константине (Кирилле) и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»
Произведения Л. Н. Толстого – 7 часов
«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь», «Кавказский пленник»
Стихи А. А. Блока – 2 часа
«Россия», «Рождество», «На поле Куликовом»
Стихи К. Д. Бальмонта – 2 часа
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка»
Произведения А. И. Куприна – 4 часа
«Скворцы», «Четверо нищих», «Воспоминание об А. П. Чехове», Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В. М. Песков «В гостях у Сеттон-Томпсона»
Стихи И. А. Бунина – 3 часа
«Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад», Н. А .Некрасов «Генерал Топтыгин», К. И. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов»
Произведения С.Я Маршака – 8 часов
«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце», «Загадки», «Зелёная застава», «Ледяной остров»», «Сказка про козла»
Стихи Н. А. Заболоцкого – 2 часа
«Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу»
Произведения о детях войны – 4 часа
В. П. Катаев «Сын полка», К. М. Симонов «Сын артиллериста»
Стихи Н. М. Рубцова – 4 часа
«Берёзы», «Тихая моя родина», «Ласточка», А. П. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»
Произведения С. В. Михалкова – 2 часа
«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало», «Как бы жили мы без книг», «Как старик корову продавал», «Дым без огня», «Любитель книг», «Чужая беда»
Юмористические произведения – 2 часа
Н. Н. Носов «Федина задача», И. Л .Гамазкова «Страдания», В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Очерки – 4 часа
И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая мать-отчизна», А. И. Куприн «Сказки Пушкина», Н. С. Шер «Картины-сказки», Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь», Р. С. Сеф «О стихах Джона Чиарди»
Путешествия. Приключения. Фантастика – 4 часа
Н. П. Вагнер «Берёза», «Фея Фантаста», «Сказка», «Руф и Руфина»; Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов», В. Рыбаков «О книге Дж. Свифта»; Н. П. Найдёнова «Мой друг», В. В. Вересаев «Легенда», «Звезда. Восточная сказка»
Резерв – 3 часа
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Практическая часть | ||
Контрольные работы | Проверочные работы | ||||
1 | Произведения фольклора. Сказки, былины, героические песни | 9 | 1 (чтение наизусть) | ||
2 | Басни. Русские баснописцы | 5 | 2 (чтение наизусть) | ||
3 | Произведения В.А. Жуковского | 4 | |||
4 | Произведения А. С. Пушкина | 3 | 1 (чтение наизусть) | ||
5 | Произведения М.Ю. Лермонтова | 3 | 1 (чтение наизусть) | ||
6 | Произведения П.П. Ершова | 3 | |||
7 | Произведения В.М. Гаршина | 4 | 1 (чтение наизусть) | ||
8 | Произведения русских писателей о детях | 5 | 1 (чтение наизусть) | ||
9 | Произведения зарубежных писателей | 7 | Проверка навыка чтения | ||
10 | В мире книг | 6 | |||
11 | Произведения Л.Н. Толстого | 7 | |||
12 | Стихи А.А. Блока | 2 | 1 (чтение наизусть) | ||
13 | Стихи К.Д. Бальмонта | 4 | |||
14 | Произведения А.И. Куприна | 4 | |||
15 | Стихи И.А. Бунина | 3 | 1 (чтение наизусть) | ||
16 | Произведения С.Я. Маршака | 8 | |||
17 | Стихи Н.А. Заболоцкого | 2 | 1 (чтение наизусть) | ||
18 | Произведения о детях войны | 4 | |||
19 | Стихи Н.М. Рубцова | 4 | Проверка навыка чтения | 1 (чтение наизусть) | |
20 | Произведения С.В. Михалкова | 2 | 1 (чтение наизусть) | ||
21 | Юмористические произведения | 2 | |||
22 | Очерки | 4 | Итоговый тест | ||
23 | Путешествия. Приключения. Фантастика | 4 | |||
24 | Резервные уроки | 3 | |||
25 | ИТОГО | 102 | 3 | 12 |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Учебно-методический комплект:
учебник Литературное чтение: 4 класс (в двух частях): учебник для общеобразовательных учреждений \ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2014
учебная хрестоматия Литературное чтение: 4 класс (в двух частях): учебник для общеобразовательных учреждений \ Л. А. Ефроснина. – М.: Вентана-Граф, 2014
рабочая тетрадь Литературное чтение: 4 класс (в двух частях) \ Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015
Дополнительные пособия для учителя:
методическое пособие Литературное чтение: 4 класс \ Л.А.Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2015
Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 4 класс \ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецовыа. – М.: Вентана-Граф, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...