Рабочая программа
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Титова Елена Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn._zapiska_k_chteniyu.docx384.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            F:\титульные\2016-06-27-0004.jpg

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по литературному чтению и на основе авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиями к результатам освоения  ООП НОО.

Основная цель курса литературного чтения – помочь ребенку стать читателем, довести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Новизна новой программы заключается в том, что она соответствует авторской программе и расширяет примерную программу.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

-  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

-  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

-  понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку  поступков героев;

-  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 9 часов

Загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки. Русские народные сказки «Иван царевич и Серый Волк», «Марья Моревна», былины «Волх Всеславович», «Вольга Святославович», «Святогор», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком», шотландская легенда «Рыцарь-эльф», Героические песни «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». «Суворов приказывает армии переплыть море», «Русская земля»

Басни. Русские баснописцы – 5 часов

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», «Осёл и соловей», «Крестьянин в беде»; И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»; А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница»; И. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок»

Произведения В. А. Жуковского – 4 часа

Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминания», «Там небеса и воды ясны…», «Загадки», «Вечер»; сказки: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее…»; баллада «Светлана»

Произведения А. С. Пушкина – 3 часа

«Осень» (отрывки), «И.И.Пущину», «Зимняя дорога», «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине», «Три пальмы» восточное сказание, «Сказка о золотом петушке». Писатели о поэте: И.И Пущин «Записки о Пушкине», В.И.Даль «Из воспоминаний», Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

Произведения М. Ю. Лермонтова – 3 часа

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утёс», «Казачья колыбельная песня», «Ашик-Кериб» восточная сказка

Произведения П. П. Ершова – 3 часа

Сказка «Конёк-Горбунок», стихотворение «Кто он?»

Произведения В. М. Гаршина – 4 часа

«Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Агее», «Пленница», «Attalea Princeps. Принцесса Аталия»

Произведения русских писателей о детях – 5 часов

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы) К. М. Станюкович «Максимка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

Произведения зарубежных писателей – 7 часов

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (глава II), «Приключения Гекельберри Финна» (главы I, II), Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года», «Самое невероятное», «Девочка со спичками», об Андерсене: К. Г. Паустовский «Великий сказочник», Виктор Гюго «Козетта»

В мире книг – 6 часов

«Книга книг — Библия». Детская Библия.

Библейское предание «Суд Соломона» .Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар», славянский миф «Ярило-Солнце», древнеиндийские мифы  «Творение»,  «Создание ночи», древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». «Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха», «О Никите Кожемяке», «О Константине (Кирилле) и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»

Произведения Л. Н. Толстого – 7 часов

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь», «Кавказский пленник»

Стихи А. А. Блока – 2 часа

«Россия», «Рождество», «На поле Куликовом»

Стихи К. Д. Бальмонта – 2 часа

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка»

Произведения А. И. Куприна – 4 часа

«Скворцы», «Четверо нищих», «Воспоминание об А. П. Чехове», Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В. М. Песков «В гостях у Сеттон-Томпсона»

Стихи И. А. Бунина – 3 часа

«Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад», Н. А .Некрасов «Генерал Топтыгин», К. И. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов»

Произведения С.Я Маршака – 8 часов

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце», «Загадки», «Зелёная застава», «Ледяной остров»», «Сказка про козла»

Стихи Н. А. Заболоцкого – 2 часа

«Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу»

Произведения о детях войны – 4 часа

В. П. Катаев «Сын полка», К. М. Симонов «Сын артиллериста»

Стихи Н. М. Рубцова – 4 часа

«Берёзы», «Тихая моя родина», «Ласточка», А. П. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Произведения С. В. Михалкова – 2 часа

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало», «Как бы жили мы без книг», «Как старик корову продавал», «Дым без огня», «Любитель книг», «Чужая беда»

Юмористические произведения – 2 часа

Н. Н. Носов «Федина задача», И. Л .Гамазкова «Страдания», В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Очерки – 4 часа

И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая мать-отчизна», А. И. Куприн «Сказки Пушкина», Н. С. Шер «Картины-сказки», Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь», Р. С. Сеф «О стихах Джона Чиарди»

Путешествия. Приключения. Фантастика – 4 часа

Н. П. Вагнер «Берёза», «Фея Фантаста», «Сказка», «Руф и Руфина»; Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов», В. Рыбаков «О книге Дж. Свифта»;  Н. П. Найдёнова «Мой друг», В. В. Вересаев «Легенда», «Звезда. Восточная сказка»

Резерв – 3 часа

                                       

                                               

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Практическая часть

Контрольные работы

Проверочные работы

1

Произведения фольклора. Сказки, былины, героические песни

9

1 (чтение наизусть)

2

Басни. Русские баснописцы

5

2 (чтение наизусть)

3

Произведения В.А. Жуковского

4

4

Произведения А. С. Пушкина

3

1 (чтение наизусть)

5

Произведения М.Ю. Лермонтова

3

1 (чтение наизусть)

6

Произведения П.П. Ершова

3

7

Произведения В.М. Гаршина

4

1 (чтение наизусть)

8

Произведения русских писателей о детях

5

1 (чтение наизусть)

9

Произведения зарубежных писателей

7

Проверка навыка чтения

10

В мире книг

6

11

Произведения Л.Н. Толстого

7

12

Стихи А.А. Блока

2

1 (чтение наизусть)

13

Стихи К.Д. Бальмонта

4

14

Произведения А.И. Куприна

4

15

Стихи И.А. Бунина

3

1 (чтение наизусть)

16

Произведения С.Я. Маршака

8

17

Стихи Н.А. Заболоцкого

2

1 (чтение наизусть)

18

Произведения о детях войны

4

19

Стихи Н.М. Рубцова

4

Проверка навыка чтения

1 (чтение наизусть)

20

Произведения С.В. Михалкова

2

1 (чтение наизусть)

21

Юмористические произведения

2

22

Очерки

4

Итоговый тест

23

Путешествия. Приключения. Фантастика

4

24

Резервные уроки

3

25

ИТОГО

102

3

12


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Учебно-методический комплект: 

учебник Литературное чтение: 4 класс (в двух частях): учебник для общеобразовательных учреждений \ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова – М.: Вентана-Граф,  2014

учебная хрестоматия Литературное чтение: 4 класс (в двух частях): учебник для общеобразовательных учреждений \ Л. А. Ефроснина. – М.: Вентана-Граф,  2014

рабочая тетрадь Литературное чтение: 4 класс (в двух частях) \ Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,  2015

Дополнительные пособия для учителя:

методическое пособие Литературное чтение: 4 класс \ Л.А.Ефросинина – М.: Вентана-Граф,  2015

Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 4 класс \ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецовыа. – М.: Вентана-Граф, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...