Исследовательская работа Баталовой Полины "Образ Змея Горыныча в русских народных сказках".
творческая работа учащихся по чтению (3 класс) на тему
В работе ученица пытается раскрыть образ Змея Горыныча, происхождение прозвища горыныч, роль Змея Горыныча в русских народных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 549.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №25» город Нижнекамск
III Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Дебют в науке»
город Нижнекамск
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №25»
Класс 3Б
Секция Открываем тайны нашей речи
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Образ Змея Горыныча в русских народных сказках.
Руководитель Серова Елена Николаевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Учащийся Баталова Полина Алексеевна
2012
Содержание
1 . Происхождение имени Горыныча
2. Образ Змея Горыныча в русской сказке
3. Роль Змея Горыныча в русских сказках
Список используемой литературы
Введение
У моих одноклассников разные увлечения. А я люблю читать, особенно русские народные сказки. Этот удивительный мир сказок полон чудес, волшебства, чего-то необычного. Он не только завораживает, но и хранит тайну. Мне захотелось заглянуть в тайну сказок, попытаться её раскрыть, узнать поподробнее о сказочных персонажах. Таким необыкновенным героем мне представился Змей Горыныч. Он интересен тем, что имеет некоторую схожесть с драконом или динозавром. При этом у него есть свои собственные отличительные особенности. Этот вопрос очень меня увлёк, поэтому я решила заняться изучением образа Змея Горыныча, его характера, способностей, происхождения его прозвища и роли в русских народных сказках. Почему именно Змей Горыныч, а не кто-то другой чаще всего встречается в сказках, былинах?
Цель исследования:
Выяснить, кем является Змей Горыныч в русских народных сказках.
Задачи исследования:
- Составить представление о внешнем облике Змея Горыныча.
- Выявить возможные версии происхождения образа Змея.
- Изучить вопрос происхождения прозвища Змея Горыныча
Гипотеза исследования:
Случайно ли появление Змея Горыныча в русских народных сказках?
Методы исследования:
- Изучение художественной и справочной литературы.
- Наблюдение, сравнение, анализ.
1 . Происхождение имени Горыныча
Почему же змей был назван Горынычем? Я думаю, что причиной может быть его место обитания – горы, горные пещеры. Но есть некоторые сомнения, потому что не всегда было именно так. В сказке «Про Ивана – коровьего сына» змей жил в белокаменных палатах. В некоторых сказках он живёт в море или спит на камне посреди моря.
Возможно, это прозвище связано со словом «горит». Ведь он пышет огнём, вокруг него всё горит, всё сгорает. А ещё его прозвали Змием, потому что он грабил и убивал честной народ.
Змея можно сравнить и с вулканом во время извержения. Вулканы напоминают горы, отсюда и прозвище Горыныч. Когда из кратера вулкана начинает вытекать огненная лава, её поток, извиваясь, растекается по впадинам. Это напоминает множество огненных змей. Такая многоголовая огненная змея сжигает и уничтожает всё на своём пути. Возможно и такое происхождение имени Горыныч. Кроме того извержения вулканов могут сопровождаться сильнейшими взрывами, грохотом, выбросами газов, паров воды, пепла. Отсюда предания о том, что Змей Горыныч может сотрясать землю, губить живое, летать по воздуху, закрывать солнце и луну.
Я думаю, что такое прозвище Горыныч получил благодаря всем перечисленным признакам.
2. Образ Змея Горыныча в русской сказке
Змей Горыныч – многоголовый огнедышащий ящер, представитель зла в русском народном фольклоре. Его можно встретить под именем Змея Тугарина, Змея Змеевича, Чудища Поганого, Царя Змиулана, Огненного Змея или просто Змея.
Вопрос происхождения образа Змея Горыныча довольно интересный и сложный. Змей извергает пламя, испускает громкий рык. Он появляется внезапно, с дымом и пламенем, на фоне ясного неба. Это похоже на грозу, сверкание молний и раскаты грома.
Описать внешний облик змея оказалось не так-то просто. Дело в том, что мы знаем, как выглядит змей в основном, не по сказкам. Образ змея складывается на основе живописных художественных произведений народного творчества. А в русской народной сказке полностью змей никогда не описывается, есть лишь некоторые его черты. Змей Горыныч – существо многоголовое. Число голов может быть разным – 3, 5, 6, 7, 9, 12. Это основная, обязательная его черта, остальные непостоянны. Чаще всего змей умеет летать, но нигде не говорится, что у него есть крылья. Лишь в одной сказке «Фролка – сидень» у Горыныча есть огненные крылья. Тело Змея нигде не описывается. Не говорится, покрыт он чешуёй или нет, какого он цвета. На лубочных картинках Змей изображался с когтистыми лапами и хвостом, на конце которого было острие. Своим хвостом он бьёт по земле так, что реки выступают из берегов, а от ядовитого дыхания змеиного сохнет трава, листья опадают.
Иногда встречается змей с семью хвостами. Ещё одной важной особенностью является его огневая природа. В былине про Добрыню Никитича появление «лютого зверя Горынчища» описывается так:
« Ветра нет – тучу нанесло,
Тучи нет, а только дожем дождит,
Дождя нет – искры сыплются:
Гром гремит да свищет молнья!
Летит Змеище- Горынчище,
О двенадцати змея хоботах…»
В другом сказании можно найти описание змея, как существа « о трёх головах, семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят».
Прилёту Змея Горыныча всегда предшествует появление грозных тёмных туч, которые закрывают солнце и всё покрывается тьмой. Огонь змей носит в себе и извергает его. А ревёт он таким громким голосом, что от змеиного рёва всё дрожит. Кровь у него чёрная и не впитывается в землю. Проживает Змей чаще всего в горах или пещерах, но может иметь и другие места обитания (белокаменные палаты, морская пучина, остров в море).
3. Роль Змея Горыныча в русских сказках
В русских народных сказках Змей Горыныч – отрицательный герой, представитель зла. Ведь он совершает поборы, налагает дань в виде принесения в жертву ему девушки. Чаще всего это молодые красивые женщины – дочери царей, жёны героев.
Змей может быть варварским налётчиком, он сжигает и уничтожает всё живое, убивает людей. Перед боем всегда идёт хвастливая перебранка. Во время такой перебранки видно, что змей заранее чувствует появление героя и знает, что от его рук он погибнет. Сам бой в сказках описывается не очень подробно. Змей старается погубить героя, вбивая его в землю. А его же уничтожить сложно. Этого можно добиться, только срубив ему все головы. Однако, в месте отрубленной головы, там вновь вырастают две новые. После боя змея и его головы нужно сжечь или бросить в море, или закопать.
Считаю, что образ Змея Горыныча в сказках возник не просто так. Через этот образ показывается борьба человека со стихией огня. Как нужно вести себя с огнём, чтобы избежать неприятностей. В сказках змей выступает в роли поглотителя. Когда он встречается с героем, грозится съесть того с костями. Это и понятно: огонь сожжёт всё и не оставит костей. Незадолго до встречи со змеем-огнём человека клонит ко сну, и он часто засыпает. Обычно сну поддаются слабовольные, а истинные герои всегда устоят. В сказке «Иван Быкович» братья заснули беспробудным сном, хотя Иван предостерегал их. В других сказках, где говорится о спасении царевны, предназначенной на съедение змею, Иван тоже заснул тяжёлым сном и чуть не погиб. Горячая слеза, выпавшая из глаз царевны, разбудила героя, и он вступил в схватку со змеем. В этом эпизоде содержится запрет спать у огня-змея. Огонь греет, клонит усталого человека ко сну. Если не уследить за огнём, это приведёт к беде.
Кроме того, через образ Змея Горыныча раскрывается борьба со злом. Герой сказки ведёт упорную и смертельную борьбу за семью против мифического владыки. Он достигает семейного благополучия после сражения за женщину, которую змей томил в мрачной норе.
Заключение
Я думаю, Змей Горыныч не случайно является персонажем сказок. Он играет особую роль в жизни других героев сказки. Раскрываются героические образы богатырей, которые вступали в единоборство с грозным Змеем и одерживали победу. Кроме того, в сказках показывается борьба человека со стихией огня, как вести себя с огнём, чтобы избежать неприятностей.
Список используемой литературы
- Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» и «Братья славяне», Нижний Новгород, 1995
- Мифологический словарь под ред. Метелинского, Москва, 1990
- Паникин В. Русская народная сказка. Москва, «Просвещение», 1977
- Пропп В., Исторические корни Волшебной сказки, Ленинград, 1986
Приложение
Русские народные сказки и былины
- Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
- Лазарь Лазарич и Иван Иваныч
- Алёша Попович и Тугарин Змеевич
- Птичье молоко
- Иван Быкович
- Иван коровий сын
- Никита Кожемяка
- Про глупого Змея и умного солдата
- Чудесная рубашка
- Фролка - сидень
Введение
У моих одноклассников разные увлечения. А я люблю читать, особенно русские народные сказки. Этот удивительный мир сказок полон чудес, волшебства, чего-то необычного. Он не только завораживает, но и хранит тайну. Мне захотелось заглянуть в тайну сказок, попытаться её раскрыть, узнать поподробнее о сказочных персонажах. Таким необыкновенным героем мне представился Змей Горыныч. Он интересен тем, что имеет некоторую схожесть с драконом или динозавром. При этом у него есть свои собственные отличительные особенности. Этот вопрос очень меня увлёк, поэтому я решила заняться изучением образа Змея Горыныча, его характера, способностей, происхождения его прозвища и роли в русских народных сказках. Почему именно Змей Горыныч, а не кто-то другой чаще всего встречается в сказках, былинах?
Цель исследования:
Выяснить, кем является Змей Горыныч в русских народных сказках.
Задачи исследования:
- Составить представление о внешнем облике Змея Горыныча.
- Выявить возможные версии происхождения образа Змея.
- Изучить вопрос происхождения прозвища Змея Горыныча
Гипотеза исследования:
Случайно ли появление Змея Горыныча в русских народных сказках?
Методы исследования:
- Изучение художественной и справочной литературы.
- Наблюдение, сравнение, анализ.
1 . Происхождение имени Горыныча
Почему же змей был назван Горынычем? Я думаю, что причиной может быть его место обитания – горы, горные пещеры. Но есть некоторые сомнения, потому что не всегда было именно так. В сказке «Про Ивана – коровьего сына» змей жил в белокаменных палатах. В некоторых сказках он живёт в море или спит на камне посреди моря.
Возможно, это прозвище связано со словом «горит». Ведь он пышет огнём, вокруг него всё горит, всё сгорает. А ещё его прозвали Змием, потому что он грабил и убивал честной народ.
Змея можно сравнить и с вулканом во время извержения. Вулканы напоминают горы, отсюда и прозвище Горыныч. Когда из кратера вулкана начинает вытекать огненная лава, её поток, извиваясь, растекается по впадинам. Это напоминает множество огненных змей. Такая многоголовая огненная змея сжигает и уничтожает всё на своём пути. Возможно и такое происхождение имени Горыныч. Кроме того извержения вулканов могут сопровождаться сильнейшими взрывами, грохотом, выбросами газов, паров воды, пепла. Отсюда предания о том, что Змей Горыныч может сотрясать землю, губить живое, летать по воздуху, закрывать солнце и луну.
Я думаю, что такое прозвище Горыныч получил благодаря всем перечисленным признакам.
2. Образ Змея Горыныча в русской сказке
Змей Горыныч – многоголовый огнедышащий ящер, представитель зла в русском народном фольклоре. Его можно встретить под именем Змея Тугарина, Змея Змеевича, Чудища Поганого, Царя Змиулана, Огненного Змея или просто Змея.
Вопрос происхождения образа Змея Горыныча довольно интересный и сложный. Змей извергает пламя, испускает громкий рык. Он появляется внезапно, с дымом и пламенем, на фоне ясного неба. Это похоже на грозу, сверкание молний и раскаты грома.
Описать внешний облик змея оказалось не так-то просто. Дело в том, что мы знаем, как выглядит змей в основном, не по сказкам. Образ змея складывается на основе живописных художественных произведений народного творчества. А в русской народной сказке полностью змей никогда не описывается, есть лишь некоторые его черты. Змей Горыныч – существо многоголовое. Число голов может быть разным – 3, 5, 6, 7, 9, 12. Это основная, обязательная его черта, остальные непостоянны. Чаще всего змей умеет летать, но нигде не говорится, что у него есть крылья. Лишь в одной сказке «Фролка – сидень» у Горыныча есть огненные крылья. Тело Змея нигде не описывается. Не говорится, покрыт он чешуёй или нет, какого он цвета. На лубочных картинках Змей изображался с когтистыми лапами и хвостом, на конце которого было острие. Своим хвостом он бьёт по земле так, что реки выступают из берегов, а от ядовитого дыхания змеиного сохнет трава, листья опадают.
Иногда встречается змей с семью хвостами. Ещё одной важной особенностью является его огневая природа. В былине про Добрыню Никитича появление «лютого зверя Горынчища» описывается так:
« Ветра нет – тучу нанесло,
Тучи нет, а только дожем дождит,
Дождя нет – искры сыплются:
Гром гремит да свищет молнья!
Летит Змеище- Горынчище,
О двенадцати змея хоботах…»
В другом сказании можно найти описание змея, как существа « о трёх головах, семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят».
Прилёту Змея Горыныча всегда предшествует появление грозных тёмных туч, которые закрывают солнце и всё покрывается тьмой. Огонь змей носит в себе и извергает его. А ревёт он таким громким голосом, что от змеиного рёва всё дрожит. Кровь у него чёрная и не впитывается в землю. Проживает Змей чаще всего в горах или пещерах, но может иметь и другие места обитания (белокаменные палаты, морская пучина, остров в море).
3. Роль Змея Горыныча в русских сказках
В русских народных сказках Змей Горыныч – отрицательный герой, представитель зла. Ведь он совершает поборы, налагает дань в виде принесения в жертву ему девушки. Чаще всего это молодые красивые женщины – дочери царей, жёны героев.
Змей может быть варварским налётчиком, он сжигает и уничтожает всё живое, убивает людей. Перед боем всегда идёт хвастливая перебранка. Во время такой перебранки видно, что змей заранее чувствует появление героя и знает, что от его рук он погибнет. Сам бой в сказках описывается не очень подробно. Змей старается погубить героя, вбивая его в землю. А его же уничтожить сложно. Этого можно добиться, только срубив ему все головы. Однако, в месте отрубленной головы, там вновь вырастают две новые. После боя змея и его головы нужно сжечь или бросить в море, или закопать.
Я думаю, образ Змея Горыныча в сказках возник не случайно. Через этот образ показывается борьба человека со стихией огня. Как нужно вести себя с огнём, чтобы избежать неприятностей. В сказках змей выступает в роли поглотителя. Когда он встречается с героем, грозится съесть того с костями. Это и понятно: огонь сожжёт всё и не оставит костей. Незадолго до встречи со змеем-огнём человека клонит ко сну, и он часто засыпает. Обычно сну поддаются слабовольные, а истинные герои всегда устоят. В сказке «Иван Быкович» братья заснули беспробудным сном, хотя Иван предостерегал их. В других сказках, где говорится о спасении царевны, предназначенной на съедение змею, Иван тоже заснул тяжёлым сном и чуть не погиб. Горячая слеза, выпавшая из глаз царевны, разбудила героя, и он вступил в схватку со змеем. В этом эпизоде содержится запрет спать у огня-змея. Огонь греет, клонит усталого человека ко сну. Если не уследить за огнём, это приведёт к беде.
Кроме того, через образ Змея Горыныча раскрывается борьба со злом. Герой сказки ведёт упорную и смертельную борьбу за семью против мифического владыки. Он достигает семейного благополучия после сражения за женщину, которую змей томил в мрачной норе.
Заключение
Я думаю, Змей Горыныч не случайно является персонажем сказок. Он играет особую роль в жизни других героев сказки. Раскрываются героические образы богатырей, которые вступали в единоборство с грозным Змеем и одерживали победу. Кроме того, в сказках показывается борьба человека со стихией огня, как вести себя с огнём, чтобы избежать неприятностей.
Литература
- Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» и «Братья славяне», Нижний Новгород, 1995
- Мифологический словарь под ред. Метелинского, Москва, 1990
- Паникин В. Русская народная сказка. Москва, «Просвещение», 1977
- Пропп В., Исторические корни Волшебной сказки, Ленинград, 1986
Приложение
Русские народные сказки и былины
- Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
- Лазарь Лазарич и Иван Иваныч
- Алёша Попович и Тугарин Змеевич
- Птичье молоко
- Иван Быкович
- Иван коровий сын
- Никита Кожемяка
- Про глупого Змея и умного солдата
- Чудесная рубашка
- Фролка - сидень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/18/picture-49129.jpg)
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198646-1360259044.jpg)
Обучаемся играя. Работа в графическом редакторе Paint. Проект Русская народная сказка "РЕПКА"
Привлечение компьютера рассматривается, как способ активизации творческого развития личности. Компьютерные программы, имея игровую форму, несут большую дидактическую нагрузку. Современный период общес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-798535-1466237787.jpg)
Исследовательская работа на тему «Фразеологизмы в русских народных сказках»
Данный проект представляет учебно-исследовательскую работу "Фразеологизмы в русских народных сказках"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-518762-1418920716.jpg)
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-839926-1648920167.jpg)
Сценарий детского спектакля "Солдат и Змеище" по мотивам русской народной сказки "Солдат и Змей".
Одной из важных педагогических задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), является повышение общекультурного уровня обуча...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1516153-1711186686.jpg)
Исследовательская работа «Образ лисы в русских народных сказках»
laquo;Образ лисы в русских народных сказках»...