Сценарий детского спектакля "Солдат и Змеище" по мотивам русской народной сказки "Солдат и Змей".
методическая разработка (3, 4 класс)

Дейч Татьяна Викторовна

Одной из важных педагогических задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), является повышение общекультурного уровня обучающегося через передачу культурного опыта поколений. Поэтому образование и воспитание должны идти только через деятельность, в которой передаются и формируются духовно-нравственные ценности личности гражданина России. Воспитанию уважительного отношения к своей стране, к своему народу, к своим традициям, бережному и уважительному отношению к народному культурному наследию мне помогает театральная педагогика. Данный материал (сценарий) я рекомендую для учащихся 3-4 классов, но для исполнения больших ролей можно привлечь ребят возрастом постарше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий сказки "Солдат и Змеище"24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка сказки «Солдат и Змеище»

по мотивам русской народной сказки

«Солдат и Змей»

Автор сценария: Дейч татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Гальбштадтская СОШ», Алтайский край.

Действующие лица:

Матушка -

Дочери: 8-10 человек

1 –                                          4 -                                     7 -

2 –                                          5 -                                     8 -

3 –                                          6 -                                     9 –

Бабка -

Солдат –

Змея (маленькая, мягкая игрушка)  – озвучивание –

Змеище –

Действие происходит на поляне около избы, в которой проживает мать со своими дочерьми. Во дворе у них колодец, скамеечки. Дом обнесён плетнём.

Во дворе сидят девицы с матушкой, занимаются рукоделием и поют:

Вдоль по морю, вдоль по морю

Вдоль по морю, морю синему

Вдоль по морю, морю синему

По синему, по синему

По синему по Хвалынскому,

по синему по Хвалынскому

Плывёт лебедь, плывёт лебедь

Плывёт лебедь лебёдушка белая

Плывёт лебедь, плывёт лебедь

Плывёт лебедь с лебедятами

Со малыми, со дитятами.

1. Ой, сестрички, ну что это мы всё о грустном и о грустном.  Кончай работу.

    Давайте лучше поиграем.

2. А во что же мы поиграем?

3. Да вот хотя бы в «Золотые ворота»

Играют вместе с матушкой в игру и поют:

Золотые ворота, проходите господа

Первой мать пройдёт, всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим мы вас.

4. А теперь поиграем в фанты. А ну-ка сестрицы, подавайте, что у вас есть. (девицы отдают свои предметы на игру: кто бусы, кто платочек, кто балалайку и т.д)

Матушка: Ну вы, детки, играйте, а мне пора пироги стряпать к обеду.

1. Чур я буду загадывать желания.

2. Ну что этому фантику-бантику сделать?

1. Этому фантику – на балалайке сыграть.

2. Чья балалайка?

6. Моя.

2. Вот тебе и играть.

6. Мне -  играть, вам – плясать.

«Во саду ли в огороде девица гуляла.

Белоличка, круглоличка

Ростом невеличка.

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик.

За ней ходит, за ней носит

Дороги подарки…»

2. Ну хватит. Что этому фантику-бантику делать?

1. А этот фантик-бантик пусть на ромашке погадает.

3. Так это мой фантик. Где же мне ромашку найти?

6. Так вот у плетня их много растёт.

(Девица идёт к плетню и видит змею. Змея пролезла через прутья, извивается, шипит.  Кричит девица : «Змея! Змея!»)

4. Глядите, хвостом шевелит.

6. Какая она красива!

7. А глаза так и светятся, так и светятся!

1. Может она голодная, вот к нам и приползла. Дайте-ка я ей кружку молока вынесу.

(Убегает за кружкой в дом. Все рассматривают змею, любуются. Сестрица наливает молоко в блюдце и подаёт змее)

Змея: Спасибо вам, люди добрые!

8. По-человечьи заговорила!

Змея: А давайте с вами уговор сделаем.

7. Какой такой уговор?

Змея: Вы мне кружку молока, а я вам взамен монету.

4. Да брешет она! Откуда ей змее монету взять?

1. А что ей брехать-то. Вот возьму я ещё кружку молока и проверю.      

    (убегает)

8. Глупая, ты глупая! Змее поверила.

1. Вот сейчас и проверим. (Наливает молоко в блюдце. Змея бросает ей монетку)

    Гляньте, монетка! Настоящая, медная.

2. А ну-ка, сестрички, дайте-ка и мне проверить.

   (Даёт молоко, забирает монету)

6. Я тоже хочу монетку. (Получает от змеи монетку)

      Все пускаются в пляс. Поют:

На речушке на мосту

Настя мыла фартук

Калинка моя, моя малинка, моя.

Настя мыла полоскала

На воду фартук пускала.

Калинка моя, моя малинка, моя.

Настя вешала фартук

На рябиновый кусток.

Калинка моя, моя малинка, моя.

Буен ветер повевает

Настин фартук развивает.

Калинка моя, моя малинка, моя.

В это время на сцену выползает Змей огромный. Сестрицы с криками врассыпную.

10. Кто это?! Кто это?!

8. А не та ли это змея, которую мы молоком кормили?

9. Видно, что она!

Змей пугает, девицы разбегаются, выглядывают кто откуда.

Змей: Это кто же тут расшумелся? Аж уши заболели.

Подходит к дому. Нюхает.

Змей: Как вкусно пирогами пахнет! Пойду-ка я наведаюсь.

Идёт в дом. Оттуда с криками выбегает матушка.

Матушка: Боже святый! Да кто же это такой страшный? Да откуда он взялся?

Дочери наперебой рассказывают, что случилось.

Бабка: Глупые, вы глупые! Выкормили змею на свою погибель!

Матушка: Пойду погляжу, что он там в нашей избе делает. (заглядывает в окно дома)

     По моим крынкам и горшкам так и шарит, так и шарит.

     Вот змеище, он за пироги принялся, всё съел!

2. Ах ты, змеюка подколодный. Мы тебя от голодной смерти спасли, а ты!

Змей: (выглядывает в окно) Цыц! Когда это было! А есть я хочу сейчас. Вот пироги доем и за вас примусь.

Матушка: Да что же нам делать? Помощи ждать неоткуда. В деревни одни  старухи  да бабы с детьми остались. Всех мужиков война проклятая забрала.

Так: тебе Анечка – веник

         тебе – Танечка – палку. И ты, Ульяна, палку бери.

7. А ты, матушка, куда?

Матушка: А я буду для него приманкой. Как он высунет свою морду в окно, бейте его все вместе.

Кричит: Эй, ты, чудище проклятое! А ну-ка высунь свою морду поганую.

Змей: Это кто там себе такую грубость позволяет?

(Высовывает морду, девицы бьют его все вместе. Змей выходит из дома и распугивает всех. Бабка, сидящая на пеньке около избы, падает назад от страха)

Змей: Это ваше счастье, что я уже сытый. А то бы вас всех враз проглотил.

          Отныне будете приносить мне дань: то корову, то овцу. Будете носить – живыми  будете, а нет – проглочу! А сейчас цыц! Я спать буду. (Уходит в избу. Дети поднимают бабку)

1: Погибель наша пришла, матушка!

9. Он нас всех переест!

4. Что же делать?

3. Нам так страшно, так страшно!

Матушка: Видно придётся нам покидать родимый дом, родимую сторонку. Собирайтесь, дети мои, и ты, бабка.

Бабка: Нет, милые мои, мне не дойти. Ступайте без меня. Змей меня не тронет. Косточками моими старыми подавится. Хе-Хе!

Матушка: Ну что ж, путь предстоит нам долгий! Что ждёт нас в чужой стороне?

Уходят со цены, поют:

Прощай сторонушка родная,

Прощайте, все, все мои друзья. 2 раза.

Отец от меня отказался

А мать-то забыла про меня. 2 раза

9. Мама, я больше идти не могу.

3. Ножки устали.

10. Пить хочется.

Матушка: Сядем вот здесь на травушку и помолимся. Господь нас и услышит.

(Начинают молиться все вместе)

(Вдруг вдалеке запел солдат. Звучит Солдатская песня «Вражьи пушки, что хлопушки….»)

1. Кажись солдат поёт.

2. Где? Да померещилось тебе.

4. Нет, сестрица, не померещилось. И взаправду солдат идёт.

10. Какой это ещё солдат?

9. Какой, какой, да самый настоящий!

(все с радостными криками бросаются к нему):

Солдат! Солдатик! Родненький! Радость-то какая! Живой!

Начинают петь, пританцовывая, и поднимаются на сцену

На речушке на мосту

Настя мыла фартук

Калинка моя, моя малинка, моя.

Настя мыла полоскала

На воду фартук пускала.

Калинка моя, моя малинка, моя.

Настя вешала фартук

На рябиновый кусток.

Калинка моя, моя малинка, моя.

(От шума в доме Змей проснулся зарычал. Веселье прекратилось. Все снова зарыдали)

Солдат: Что вы, детоньки, надрываетесь? Аль горе какое приключилось?

Матушка: Ой горе, солдатик, горе.

6. Выкормили мы змея на свою голову.

8. Всё в доме поел, теперь за нас принялся.

Солдат: Слушай мою команду! Ровняйсь! Смирно! Рты закрыть! Носы подтянуть!

(проходит вдоль строя) Эх вы, Русь лапотная. Раньше надо было думать.

Ладно, горе горевать, надо грехи исправлять. Вы сидите тихо, спрячьтесь вон туда. А я пойду разведаю, что, да как. (Подходит к дому, осторожно заглядывает в окно)

Солдат: Эй, Змеище, выходи на честный бой!

Змей: Шёл бы ты по добру по здорову. А то ведь я сейчас как дуну, как свистну, за семь вёрст улетишь.

Солдат: А ну свистни.

(Змей свистит в свисток. Солдат устоял на ногах)

Солдат: Эй, вот я свистну, так свистну. Только ты завяжи глаза.

Змей: Зачем это?

Солдат: А чтоб твои глаза на лоб не выскочили.

Змей: Давай.

(Матушка подаёт солдату платок, тот завязывает Змею глаза и со всей силы бьёт его по морде плёткой)

Змей верещит: Да неужели ты сильнее меня? А давай бороться будем. (Солдат схитрил, Змей упал)

Змей лежит на земле: Силён, силён. Проси у меня, что хошь!

Солдат: Да чтобы солдат просил! Где это видано!

Змей: А тогда давай дружить (тянет руку)

Солдат обманывает: Это невозможно. Я с другим делом сюда пожаловал. Меня ваш самый главный Змеище на службу взял.

Змей: Это какой ещё главный? Я здесь самый большой и главный!

Солдат: Да какой ты большой, так, недомерок.

Змей паникует, недоумевает: Да это что ещё за Змеище такой?!!

Солдат: Желаешь, провожу к нему.

Змей: Уж сделай милость. Уж больно мне хочется на него поглядеть. Разом его проглочу!

Солдат: Это вряд ли. Тут хитростью надо брать. Ты затаись вот тут, а я на разведку схожу. (накрывает Змея платком)  Разведал! В колодце сидит. Сидит глубоко, видно от жары спрятался. Ты тихонько подойди (Солдат его подталкивает. Змей: Яяяя?) И сразу на него бросайся.

(Змей трусит, трясётся. Вдруг кто-то из детей чихнул. Змей от страха на солдата полез. Снова пошёл к колодцу, заглядывает в него, своё отражение разглядывает.)

Солдат: Ну как, сидит?

Змей: Сидит. Здесь сидит. Ишь зенки пялит. Здесь и останется!!! (Бросается в колодец)

Все бегут к колодцу, проверяют. Радуются, обнимаются.

Солдат: Горе ушло, а радости место.

Все поют:

Пора, пора, гостюшки, со двора,

Пора, пора, гостюшки, со двора,

Ой со двОра, со дворА,

Ой со двОра, со дворА.

А я домой, гостюшки, не пойду

А я домой, гостюшки, не пойду

Ой не пойду, не пойду,

Ой не пойду, не пойду.

А я тута, гостюшки, ночую

А я тута, гостюшки, ночую

Ой ночую, ночую

Ой ночую, ночую.

Занавес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля по мотивам русской народной сказки "Теремок"

Данный сценарий ориентирован для постановки спектакля учениками 1-го класса. Постановка требует наличия музыкальног сопровождения....

СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА»

Материал будет полезен для педагогов начальной школы, педагогов дополнительного образования. Сценарий написан по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила". За счет использования сти...

Сценарий к театральной постановке по мотивам русской народной сказки "Колобок – румяный бок"

Действующие лица: Рассказчица, Хор, Старик, Старуха, Колобок, Зайцы – 3, Волк, Медведь, Лиса...