В.А. Осеева. «Волшебное слово».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Разработка урока по литературному чтению В.А. Осеева. «Волшебное слово».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.s.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения
во 2 классе по теме:
В.А. Осеева. «Волшебное слово».
УМК «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 В
Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.
Тема урока: В. А. Осеева. «Волшебное слово».
Учитель :Хромцова Ю.А.
Школа : МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я.Кремлева».
Цели:
1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные (МПР):
регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные (ЛР): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Применяемые методы, педагогические технологии:
технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод чтения в парах.
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. Осеевой, карточки - листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.
Ход урока
Этап урока | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Самоопределение к деятельности. | Включить детей в учебную деятельность. | Приветствие учителя. Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. В мире существует много форм различных приветствий, например, жители Европы , здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон, в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них, японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы. - Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. Девизом сегодняшнего урока будут слова, которые записаны на доске. Давайте прочитаем их вместе: «Волшебное слово помочь всегда готово». | Ответы детей. Настраиваются на предстоящую работу. Работа в парах. Выдаются «яблоки» и скороговорки ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
2. Актуализация знаний учащихся. | Воспроизвести знания и способы действия. | А теперь я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение и ответили на вопрос : -Каких слов не знали дети? -О каких дорогих словах говорит автор? Дядя Саша огорчен, – Встретил Витю я, соседа, Встреча грустная была: – Экая досада! У вас на партах карточки ,на которых написаны стихи, прочтите их выразительно, решите кто, кто из вас прочтёт нам их вслух и найдите в них дорогие слова. (Приложение3) -Добрый день! - тебе сказали, -Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали- Теплоты и красоты.
За что мы говорим «Спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не могли бы- Кому сказали? Сколько раз?
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку. -Здравствуй!- улыбнётся он в ответ. И, наверно, Не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. - Какие ещё добрые слова вы знаете? - Можно ли эту группу слов назвать волшебными? - Почему эти слова называют волшебными? | Работа в парах. Выдаются карточки со словами ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерные ответы детей. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 добрый день. спасибо. здравствуйте. Ответы детей. Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу. ответы учащихся |
3. Постановка учебной задачи. | Сформулировать учебную задачу и тему урока. Выявить представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | - Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться? -Сегодня мы прочитаем произведение Валентины Александровны Осеевой. -Какую цель мы поставим перед собой на урок? -А что нам для этого надо сделать? Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете. (Слайд 2) После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете в Киеве. Но окончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем. Поэтому, став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. В её произведениях рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. - Обратите внимание на выставку книг.(Слайд3) Можно ли по обложкам догадаться, о чём они? -Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке, надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать? (приложение 4) СЛАЙД16 ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? | Обучающиеся принимают задачи урока, готовы к их решению. Рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Выслушиваются предположения детей ПРИЛОЖЕНИЕ 4 |
4. Решение учебной задачи. | Работать над решением учебной задачи с помощью выбранного метода. | Итак, сейчас мы с вами послушаем рассказ и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе. По ходу чтения выполняется работа со словарём С. И. Ожегова и словарём учебника -Понравилось ли вам произведение? -Определите жанр. –Есть ли здесь какое-то волшебство? - |
Волшебник – «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других». Чуть не поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил. Стряпать – т.е. готовить пищу. Противень – т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи. Обсуждают содержание прочитанных произведений, делают обобщающие выводы. |
5. Физкультминутка. | Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы. | Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! | Ученики выполняют физкультминутку. |
6. Первичное закрепление. | Проверить степень усвоения изученного на уроке материала. | -О ком этот рассказ? -Кто главный герой этого рассказа? -Что случилось с Павликом? -Как об этом узнал старик? -А как разговаривал Павлик со стариком? -Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо? -Кто из ребят был прав, давая свое объяснение? -Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово? -Давайте попробуем произнести это слово! -Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу! Повторное чтение текста учащимися (первая часть). - А теперь давайте поработаем в парах и составим пословицы предложенные мной. - Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа. - Какая пословица подходит к нашему произведению? - Так какова главная мысль рассказа? - Кто на самом деле творил чудеса? - Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? - В чем состоит главная мысль рассказа? | Чтение текста по цепочке учащимися. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Работа в парах (на листочках). Добрый человек добру и учит. За добро добром и платят. Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста» По – доброму, с уважением В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой |
7. Рефлексия деятельности. Оценивание | Организовать рефлексию деятельности на уроке. Организовать процесс самооценки учениками собственной деятельности на уроке. Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. |
Сегодня мы с вами очень много успели сделать, мы очень постарались. - С каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? - Кто написал этот рассказ? Игра «Добрый круг» -Давайте передадим это сердечко по кругу и произнесём друг другу какое-то доброе слово. - Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив. Вежливость ничего не стоит, но много приносит. Ласковое слово — что весенний день. | Дети в свободной форме высказывают свое отношение к прочитанному на уроке, дают оценку своему поведению в семье. Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. Выбирают пословицу, подходящую к теме урока. |
8.Домашнее задание. | Организовать самостоятельную домашнюю работу обучающихся. | - Все вы дома прочитаете рассказ. И выберете задание из предложенных по душе: 1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении. 2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни. 3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей. | Фиксируют домашнее задание в дневнике. |
Приложение 1.
Мамонтёнок маленький
Что-то мямлил маменьке,
Мамонтиха промычала:
- Мог бы ты мне молвить "мама"!
Дина и Дуня у дома сидели,
В дивные дудочки долго дудели.
Дудочки сделал двоюродный дядя
Дугина Дани и Дудиной Нади.
Гуси громко гоготали,
Гелю с Галечкой пугали,
Но прогнал их вдруг Егор
Падогом за косогор.
Приложение 2.
• здравствуйте;
• до свидания;
• спасибо;
• пожалуйста;
• разрешите мне;
• можно спросить;
• доброе утро;
• спокойной ночи;
• приятного аппетита;
• можно я помогу вам;
• извините, пожалуйста;
• будьте здоровы;
• будьте добры;
• угощайтесь;
• приятно познакомиться
Приложение 3
Добрый день! - тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и красоты.
За что мы говорим «Спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы-
Кому сказали? Сколько раз?
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно,
Не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Приложение 4
ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО
Приложение 5
Добрый человек добру и учит
За добро добром и платят.
Приложение 6
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Ласковое слово — что весенний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса
Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...
Урок по литературному чтению по теме :В.А.Осеева «Волшебное слово».
Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...
Конспект урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"
УМК "Гармония"3 класс...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...
Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"
Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать внимание и навыки чтения, учить делить текст на части.3) воспитывать вежливое поведение, доброже...
Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...
В.Осеева. "Волшебное слово"
Виды работ на уроке чтения по теме "В.Осеева "Волшебное слово"....