Творчество И.А. Крылова
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся; проверяется, как ребята поняли и усвоили тексты басен ,умеют ли использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басен И.А. Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Басни И.А.Крылова | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И.А. Крылов и его басни.
Цели:
-обобщить и систематизировать знания учащихся;
-проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен;
-умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басен И.А. Крылова;
-развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений;
-воспитывать нравственные качества учащихся.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей, презентация.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
-Девочки и мальчики, сегодня на наш урок пришли гости, поприветствуем их. Сели девочки, сели мальчики.
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнения других.
2. Целевая установка.
-Сегодня наш урок посвящён творчеству И.А. Крылова. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца-дедушки Крылова, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные, нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
-Что ж такое басня?
(Небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.)
-О Крылове знаменитый русский критик Белинский писал (слайд): «Честь, слава и гордость нашей литературы. Кто хочет изучить язык русский вполне, должен познакомиться с Крыловым.»
-Кто такой Крылов? Как стал писателем? Ответить на этот вопрос нам помогут…Вася и Даша.
3. Сообщения учащихся о жизни и творчестве Крылова.
-Спасибо, ребята.
4. Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».
-Именно басни сделали И.А. Крылова знаменитым. А какую басню вы впервые услышали в своей жизни? Кто её автор?
«Стрекоза и Муравей» (слайд)
(Инсценировка)
-В чём мораль этой басни?
(Нужно делать всё вовремя. Сначала сделать дело, потом отдыхать.)
-Какие пословицы перекликаются с сюжетом этой басни?
-А у вас, ребята, бывает такое, что не сделаны уроки, а вы гуляете, откладывая их на потом?
-Какой совет дали бы вы ребятам, которые ведут себя как главная героиня басни «Стрекоза и Муравей»?
5. Конкурс «Знатоки басен».
-А сейчас проверим, можно ли назвать вас «Знатоками басен». Вашему вниманию я предлагаю кроссворд. (слайд)
1) Вид литературного произведения.
2) Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.
3) Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
4) Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или предмет.
5) Человек пишущий басни.
6) Известный русский баснописец.
-Молодцы, с заданием справились.
6. Конкурс «Кто лучше знает басни Крылова».
-Сейчас я буду зачитывать отрывки из басен. Ваша задача - угадать, из какой басни эти строки. (слайды)
1) «Да только воз и ныне там».
«Лебедь, Щука и Рак»
-Кто расскажет эту басню наизусть?
-Чему учит эта басня?
-Какие поговорки можно подобрать к этой басне?
2) «Голубушка!. Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так право сказки!»
«Ворона и Лисица»
-Ребята подготовили инсценировку басни. Просмотр инсценировки.
-Назовите недостатки людей, которые высмеиваются в этой басне. (Лесть, глупость)
-Какова мораль басни?
(В мире существует такой порок, как лесть, её нужно опасаться, не допускать до себя льстивых людей. Не нужно глупым и доверчивым, понимать, где правда, а где ложь.)
-Какой пословицей можно выразить главную мысль басни? (Держи ухо востро.)
3) «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!»
«Кукушка и Петух»
Какие недостатки высмеивает Крылов в басне? (Лесть и подхалимство.)
-Чему учит эта басня?
(Нужно быть честным по отношению к себе и к другим. Говорить то, что есть на самом деле, не кривить душой.)
-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)
4) «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
«Зеркало и обезьяна»
-Какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Неумение видеть себя и свои поступки.)
-Чему учит эта басня?
(Прежде, чем на других указывать, обсуждать их, лучше с самого себя начать. Посмотреть, всё ли у тебя в порядке.)
-Какой пословицей можно выразить мораль этой басни? (В своём глазу и бревна не увидишь, а в чужом соломинку заметишь.)
7. Физкультминутка. (про обезьянок)
8. Знакомство с новой басней «Мартышка и Очки».
-Сегодня мы познакомимся с новой басней «Мартышка и Очки». На ваших партах лежат тексты басни, возьмите их.
Анализ басни.
-Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)
-Чтобы текст басни был понятен, определим значение слов. (слайд)
Мартышка - маленькая обезьянка.
Дюжина-12.
Полдюжины-6.
Темя - верхняя часть головы.
Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку.
Невежда – необразованный человек.
К худу клонит – склоняет к плохому.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Чтение басни учителем.
-Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
-Обратите внимание на те действия, которые совершает Мартышка с очками.
(Она ими вертит, то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет.)
-Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?
Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.
-Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
(Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.)
-В чём комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным?
(Смешно, что очков она достала себе много и надевала на себя куда только можно было надеть.)
-Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.
-А если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, по самой басне можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.)
-Чем отличаются слова «невежда» и «невежа»?
Выразительное чтение басни.
9. Итог урока.
-Сегодня мы вспомнили басни И.А. Крылова и познакомились с новой.
-Какие человеческие слабости и пороки высмеивал автор в своих произведениях?
-Чему научили вас басни? Что полезного взяли для себя?
(Надо быть честным, искренним по отношению к себе и другим людям, быть трудолюбивым, добрым, порядочным, отзывчивым.)
И в заключение послушайте ещё несколько добрых слов о замечательном баснописце:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ним сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!
Урок закончен, спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество И.А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»
Цель урока: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»Задачи:Образовательная:Формироватьумение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль ...
Викторина по творчеству И. А. Крылова
Викторина проводилась на общешкольном уровне. Участвовали ученики 5-9 классов. Внеурочная деятельность являлась методом активизации познавательной деятельности учащихся....
Творчество И.А.Крылова
материал к уроку литературного чтения во 2 классе...
методическая разработка по творчеству И.А. Крылова на литературном чтении
Материал разработан по ФГОС. Есть исследование детей: деятельность Крылова в Санкт-Петербурге, групповая работа. Дети слушали звукозапись басни, инсценировали басню....
Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отра...
Презентация.Жизнь и творчество И.А.Крылова
Презентация предназначена для ознакомления учащихся на уроке с жизнью и творчеством И.Крылова...
Творчество И.А. Крылова Басня «Ворона и Лисица»
Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»...