Викторина по творчеству И. А. Крылова
методическая разработка по теме

Викторина проводилась на общешкольном уровне. Участвовали ученики 5-9 классов. Внеурочная деятельность являлась методом активизации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_tvorchestvu_i._a._krylova.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Салихова Зухра Рафисовна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Мари-Суксинская СОШ»

Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Викторина по творчеству И. А. Крылова.

1 Ведущий: В одном царстве, в одном государстве жила-была царевна Василиса Прекрасная. № 1 Василиса Прекрасная.mp3

 Она была такой прекрасной, что при одном ее взгляде цветы расцветали, при ее выходе во двор солнце показывалось из-за туч и начинало нежно пригревать. При всей ее красоте она была  ещё и мудрой. Все люди царства приходили к ней за советом… Василиса Прекрасная очень любила читать, особенно ей нравились басни Ивана Анреевича Крылова и она все знала об этом замечательном человеке.

2 Ведущий: У нее было очень много друзей, среди которых были и гномы… Гномы очень любили слушать, как  Василиса читает им басни Крылова, им нравилось петь вместе разные песни.

Песня:№ 2 ГНОМЫ.mp3

1 Ведущий: В один прекрасный день Василиса Прекрасная вышла во двор, захотев прогуляться. Вдруг послышался гром и душераздирающий хохот. № 3 выход  Кащея Бессмертного.mp3, № 4 танец  Кащея Бессмертного.mp3

 Это был Кащей Бессмертный. Откуда не возмись, он прибежал, подхватил Василису Прекрасную, посмотрел на зрителей, подмигнул кому-то и из них(!) и, издав страшный хохот, улетел восвояси…№ 5 Уход  Кащея Бессмертного.mp3

В: Во дворце все были удивлены и подавлены похищением Василисы и не знали где искать царицу.

В это время из дальней поездки вернулся Иван Царевич, жених Василисы Прекрасной. Узнав, что ее любимую украл Кащей Бессмертный, он сразу же отправился в путь. № 6 топот копыт.mp3

1 Ведущий: Вот едет он на своем верном коне. Прошел 1 день, 2-й, 3-й. Вдруг видит царевич, стоит перед ним камень, а там надпись:

Иван Царевич: Налево пойдешь - коня потеряешь,

Направо пойдешь - жизнь потеряешь,

Прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь. П.С.(постскриптум): если конечно ты умный и знаешь басни И.А.Крылова, то себя не позабудешь)

Коня терять Иван Царевич не желал, а жизнь свою тем более.

2 Ведущий: - Была не была!- сказал он и пошел прямо.

1 Ведущий: Едет он на своем добром коне и видит: стоит деревня, а около речки, которая протекает рядом с деревней стоит телега с возом, которую тянут Лебедь, Щука и Рак. И что интересно, вроде и воз не тяжелый и есть кому тянуть, но телега не двигается с места.

Басня «Лебедь, Щука и Рак» № 7 басня 1.mp3

Ученица 7 класса

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

1 Ведущий: -Нет, так нельзя!- Нужно им помощь.

2 Ведущий:  Сказал да так и сделал. 3 друга помирились и, выбрав совместно путь, пошли по одной дороге.

Иван Царевич , как уже говорилось, увидел деревню…и решил перекусить…  Идя по дороге, он увидел крестьянина. Этот крестьянин накормил его и рассказал одну историю.

Басня «Крестьянин и лисица» (читает ученик)

Крестьянин:

«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?..

Я, право, о тебе жалею!

Послушай, мы теперь вдвоем,

Я  правду всю скажу: ведь в ремесле твоем

Ни на волос добра не видно.

Не говоря уже, что красть и грех и стыдно

И что бранит тебя весь свет,

Да дня такого нет,

Чтоб не боялась ты за ужин иль обед

В курятнике оставить шкуры!

Ну, стоят ли того все куры?»

Лисица:         

«Кому такая жизнь сносна?

Меня так все в ней столько огорчает,

Что даже мне и пища не вкусна.

Когда б ты знал, как я в душе честна!

Да что же делать? Нужда, дети;

Притом же иногда, голубчик кум,

И то приходит в ум,

Что я ли воровством живу одна на свете?

Хоть этот промысел мне точно острый нож».

Крестьянин: «Ну, что ж?

… Коль вправду ты не лжешь,

Я от греха тебя избавлю

И честный хлеб тебе доставлю;

Наймись курятник мой от лис ты охранять:

Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?

Зато ни в чем не будешь ты нуждаться

И станешь у меня как в масле сыр кататься.»

Крестьянин: Торг слажен…

Лисица:          … И с того же часа

Вступила в караул Лиса.

 Пошло у мужика житье Лисе привольно;

Мужик богат, всего Лисе довольно…

Крестьянин:  …Лисица стала и сытей,

Лисица стала и жирней,

Но все ж не сделалась честней:

Некраденый кусок приелся скоро ей…

(Лисица забирается в курятник, раздаются голоса растревоженных кур)

И кумушка тем службу повершила,

Что, выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

1 Ведущий:

Послушал эту историю Иван Царевич и говорит:

-Да, крестьянин, в ком есть и совесть и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде не был он,

А вору дай хоть миллион-

Он воровать не перестанет!

И поблагодарив крестьянина, посоветовав ему больше не связываться с лисицей, поехал дальше. Дорога повернула к лесу. № 9 лес.mp3  И увидел Иван Стрекозу и Муравья.

Басня «Стрекоза и муравей»

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ 

А: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

С:"Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"-

М:"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?"-

Говорит ей Муравей.

С:"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило".-

М:"А, так ты..." –С: "Я без души

Лето целое всё пела".

М:"Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!"

2 Ведущий: Ну что поделать, у царевича сердце было добрым, не мог он не помощь тому, кто оказался в беде. Нашел он дом стрекозе. Стрекоза поняла свою ошибку и сказала:

-Спасибо тебе Иван Царевич. Я тебе вовек буду должна!

1 Ведущий: Поехали дальше. Едут, едут, едут, едут…Конь очень устал и остановился.

Иван Царевич слез с коня, чтоб посмотреть в чем дело: да ничего! Только захотел сесть на коня, конь упал, как мертвый. Глаза открыты, ноги торчком, а сам говорит:

Конь:  Не пойду я никуда!

1 Ведущий: Удивился Иван, что за чудо! Оказывается ему говорящий конь достался!

Конь:  Устал я-яя! Не пойду пока не отдохнем!

2 Ведущий: Что сделать, послушался Иван Царевич своего коня. Сели под тенечек, под деревом и задремали. № 11 задремали....mp3

Вдруг  слышит Иван Царевич кто-то разговаривает:

Басня «Лисица и сыр»

А: Уж сколько раз твердили миру,

   Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

   И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

   Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

   На ель Ворона взгромоздясь,

   Позавтракать было совсем уж собралась,

   Да позадумалась, а сыр во рту держала.

   На ту беду, Лиса близехонько бежала;

   Вдруг сырный дух Лису остановил:

   Лисица видит сыр, -

   Лисицу сыр пленил,

   Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

   Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

  И говорит так сладко, чуть дыша:

Л:   "Голубушка, как хороша!

   Ну что за шейка, что за глазки!

   Рассказывать, так, право, сказки!

   Какие перышки! какой носок!

   И, верно, ангельский быть должен голосок!

   Спой, светик, не стыдись!

   Что ежели, сестрица,

   При красоте такой и петь ты мастерица,

   Ведь ты б у нас была царь-птица!"

   А: Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

   От радости в зобу дыханье сперло, -

   И на приветливы Лисицыны слова

   Ворона каркнула во все воронье горло:№ 12 ворона.mp3

   Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Иван Царевич:  Да, каркуша! Много будешь слушать лести, вот так и будешь оставаться ни с чем! На поешь! Достал он из кармана сыр и отдал вороне…

1 Ведущий: И поехал он дальше. Видит стоит дворец. № 14 дворец Султана.mp3Направились они с верным конем во дворец. Во дворце их приветливо встретил падишах:

Падишах: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в мой дворец! Отдохни, будь моим гостем, а потом ты расскажешь, какие ветры занесли тебя в мое царство… Пока вы отдыхаете и набираетесь сил, мои наложницы станцуют вам.

Восточный танец (девушки 8 класс)№ 15 ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ.mp3

1 Ведущий: Иван Царевич все рассказал падишаху.

Падишах: Я готов тебе помощь Иван Царевич, но с одним условием. Говорят в вашей стране есть такой человек, которого зовут И. А. Крылов. Вот расскажи о нем.

2 Ведущий: Что делать? Как быть? Иван Царевич не знал, что делать.

Вдруг появился крестьянин из деревни:

Крестьянин: Иван Царевич, не переживай, за твой добрый совет, я тебе помогу. И начал рассказывать о Крылове.

- Хорошо, - сказал Падишах. А вот эти пословицы к каким басням подходят?

Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

 Иван Царевич: Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
- А вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословица подходит к басне «Стрекоза и Муравей».

- А это же все я вспомнил, все эти пословицы я знаю!!!- удивился Иван Царевич.

Падишах: Очень хорошо, - сказал падишах. Спасибо тебе, что помог мне. Из-за это я помогу тебе.

2 Ведущий: И в один миг Кащей Бессмертный и Василиса Прекрасная оказались во дворце.Кащей понял что к чему:

-Простите меня, пожалуйста, я просто хотел узнать от Василисы Прекрасной об И. А. Крылове. И как она мне расскажет, так сразу же хотел вернуть ее домой.

Кащею Бессмертному объяснили, что так поступать нельзя. Рассказали кто такой И. А. Крылов и пересказали его басни.

Музыка приглушается, но звучит.  № 17 все участники.mp3 Все артисты по очереди произносят начало цитат из басен Крылова.

Артист 1:    В природе и в чинах высокость хороша…

1 Ведущий: Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Артист 2:    Как хочешь ты трудись,

Но приобресть не льстись

Ни благодарности, ни славы…

2 Ведущий:  Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

Артист 3:     Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку…

Артист 4:  Кто делов истинно – тих часто на словах,

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

 Без шуму.

Артист 5:     …Истинная благость

Без всякой мзды добро творит…

Артист 6:  Кто добр, тому избытки в тягость,

Коль он их с ближним не делит.

Артист 7:     Кто добр поистине…

В молчаньи тот добро творит…

Артист 8:     А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,

То часто только добр на счет другого,

Затем, что в этом нет убытка никакого.

Артист 9:  Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить 

Иль доброю наружность сохранить.

Все артисты: … Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Звучит музыкальный фрагмент. № 18 авторы.mp3

1 Ведущий: Иван Царевич и Василиса Прекрасная живут до сих пор счастливо и теперь уже рассказывают басни Крылова своим детям. Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное.

2 Ведущий: Мудрецы называли это зеркало басней, и что бы ни делали звери, все разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы и очень редко люди, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Вот так вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

№ 19 конец.mp3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество И.А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»

Цель урока:     Познакомить  учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»Задачи:Образовательная:Формироватьумение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль ...

Творчество И.А.Крылова

материал к уроку литературного чтения во 2 классе...

методическая разработка по творчеству И.А. Крылова на литературном чтении

Материал разработан по ФГОС. Есть  исследование детей: деятельность Крылова в Санкт-Петербурге, групповая работа.  Дети слушали звукозапись басни, инсценировали басню....

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отра...

Творчество И.А. Крылова

На уроке обобщаются  и систематизируются  знания учащихся; проверяется, как ребята поняли и усвоили тексты басен ,умеют ли  использовать пословицы для определения морали, нравоучительно...

Презентация.Жизнь и творчество И.А.Крылова

Презентация предназначена для ознакомления учащихся на уроке  с жизнью и творчеством И.Крылова...

Интеллектуальная викторина "Своя игра" по творчеству И.А.Крылова

Интеллектуальная викторина по творчеству И.А.Крылова помогает обобщить знания детей начальной школы. активизирует творческую активность. Интересные вопросы увлекают детей. А элементы театрализации, вк...