Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1. Организационный момент
| Метод: слово учителя. Приём: приветственное слово учителя. Приветствие. | Метод: слушание. Приём: слуховое восприятие. | Запись на доске даты и темы урока. Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу. |
2. Знакомство с произведениями Крылова (выставка книг) | Метод: слово учителя. Приём: беседа. Рассмотрите книжную выставку. - С творчеством, какого автора мы продолжаем знакомиться? – Что такое творчество?
- Да, сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.
| Образец устного ответа
- Мы продолжаем знакомиться с творчеством И. А. Крылова.
Творчество – деятельность человека, направленная на создание качественно новых, неповторимых духовных и материальных ценностей.
|
|
3. Проверка домашнего задания
| Метод: слово учителя. Приём: беседа.
- Что вы узнали на прошлом уроке об этом писателе?
- В каком жанре писал И.А.Крылов? (Эпический жанр – басни)
| Образец устного ответа Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены более, чем на 50 языков.
В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни.
|
(Рассказывает подготовленный ученик) |
4. Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля. | Метод: слово учителя Приём: беседа - Вспомним, какие басни написал И.А.Крылов?
- Что же такое басня?
Работа в группах. - Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов, Даль и Ушаков.
- Какое определение дает Ожегов?
- Какое определение дает Даль?
- Какое определение дает Ушаков?
Сравните эти определения. - Что общего? - Чем отличаются? - Составьте из этих значений свое определение басни.
– Где заключен главный смысл басни?
– Что же такое мораль?
Метод: слово учителя Приём: ведущее слово учителя... Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
| Образец устного ответа Квартет. Кукушка и петух. Зеркало и обезьяна. Волк и ягнёнок. Мартышка и очки. Осёл и соловей. Свинья под дубом. Стрекоза и муравей. …
(Ответы детей) Метод: самостоятельная работа. Работа в группах. Образец устного ответа Басня (по Ожегову) - краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по Далю) - вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными.
Басня (по Ушакову) – Короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением.
(Ответы детей)
Образец устного ответа Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом. Басня — это короткий нравоучительный и сатирический рассказ в прозе или стихах, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки.
Главный смысл басни заключен в морали.
Мораль – нравоучение в баснях.
|
(Работа в группах)
|
5. Сообщение темы урока
| Метод: слово учителя Приём: работа с иллюстрациями. - Посмотрите на картинки. Догадайтесь, с какой басней мы будем сегодня работать? |
Образец устного ответа Мы будем работать с басней «Ворона и Лисица». | Рассматривание иллюстраций. |
6. Работа над новыми словами
| Приём: раскрытие смысла –иносказания.
- Прежде чем познакомиться с текстом басни, давайте разберем значение некоторых слов и словосочетаний, которые встретятся в тексте. - Как вы понимаете значение слова:
- Вещуньи на (голова)-
- Взгромоздиться –…….
- Лесть –……….
- Царь птица – ………
- В зобу дыханье сперло -….
- Ангельский (голосок) – …….
- Бог послал – ……….
- Все не впрок -………
- Пленить- …………… |
Образец устного ответа
- Вещуньи на (голова)- от слова вещунья – предсказательница (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
- Взгромоздиться – взобраться с усилием, устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.
- Лесть – угодливое восхваление
- Царь птица – лучшая из всех птиц
- В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.
- Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
- Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.
- Все не впрок – не на пользу
- Пленить- покорить чем – либо, очаровать
|
Работа с литературными понятиями.
На доске записаны слова:
Вещуньи на (голова)- Взгромоздиться – Лесть – Царь птица – В зобу дыханье сперло - Ангельский (голосок) – Бог послал – Все не впрок Пленить-
|
7. Знакомство с новой басней
| Первичное целостное восприятие произведения. Слушание басни в записи. - Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица». | Метод: слушание |
Дети слушают басню в записи. |
8. Первичное восприятие прочитанного текста
9. Повторное чтение басни
| Приём: беседа. (понимание фактического содержания) - Назовите главных героев басни.
- Какая же история приключилась с Вороной? - Почему это произошло? - Что высмеивает Крылов?
Метод: слово учителя Приём: ведущее слово учителя... Прочитайте басню еще раз, попробуйте разделить басню, исключая мораль, на части и озаглавьте каждую часть. | Образец устного ответа
Главные герои басни Ворона и Лисица.
Практический метод. Приём: самостоятельное чтение басни Чтение про себя
Приём: составление плана. Образец устного ответа
1. Находка - Льстец
3.Простофиля. |
Самостоятельное чтение басни детьми.
Задание выполняется коллективно. Наиболее удачный вариант записывается. На доске появляется запись:
1. Находка 2. Льстец - Простофиля.
|
Физкульт - Минутка | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово учителя... А сейчас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись
Голова устала тоже, Так давайте ей поможем!
|
(Все вместе говорят)
Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать.
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай голова!
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
|
Наклоны вперёд и назад
Рывки руками перед грудью
Вращение головой
Дети садятся за парты
|
11. Работа с языком (текстом) басни. | Метод: слово учителя Приём: беседа (выделение из текста ориентирующих слов) - Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?
Метод: слово учителя Приём: беседа - - На что они указывают? Какой предстает Ворона? -- Случайно ли появление Лисицы?
Подтвердите ответ словами из текста. - Проследите, как действует на Лисицу сыр.
Метод: слово учителя Приём: беседа.
- -Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (Плутовка)
-Что обозначает это слово?
Метод: слово учителя Приём: слово учителя (выборочное чтение). - Почитайте, как Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе? Найдите и прочитайте.
Метод: наглядно-иллюстративный. - Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности.
Приём: ведущее слово учителя... Опишите ее по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?
- Кто слышал ворону? Какой у нее голос?
- Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?
- Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?
- Какими качествами вы наделите Ворону? А Лисицу?
| Приём: выборочное чтение. Образец устного ответа (Ответы детей) Взгромоздилась Собралась Призадумалась Держала Вскружилась Каркнула
Приём: словесное рисование.
(Ответы детей)
Приём: выборочное чтение.
Образец устного ответа
Крылов называет Лисицу плутовкой.
(Ответы детей)
Выборочное чтение.
Приём: словесное рисование. Дети описывают ворону по рисунку.
Образец устного ответа Голос у вороны грубый, громкий, неприятный, она не поет, а каркает... Образец устного ответа Лисица так расхваливала Ворону, чтобы отнять у неё сыр.
Приём: выборочное чтение.
|
Работа по учебнику
Работа по учебнику.
Рассматривание вороны (слайд)
Развитие речи
Запись на доске:
Хитрый Льстивый, склонный к лести Тщеславный, стремящийся к славе, почести Ворона Высокомерный Неискренний Честолюбивый, любящий славу Неправдивый, лживый Лисица Глупый Доверчивый
|
12. Подготовка к выразительному чтению.
| Метод: слово учителя Приём: ведущее слово учителя. - Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
- Как нужно прочитать следующую часть?
Метод: слово учителя
Приём: беседа. - Какой смысл вкладывает автор в слова «да призадумалась»?
Метод: слово учителя Приём: ведущее слово учителя. -При чтении второй части обратите внимание на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы.
- Какой вы видите ворону в следующей части? | Приём: выразительное чтение детьми
ВОРОНА И ЛИСИЦА Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Образец устного ответа -Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту. Приём: выразительное чтение детьми 1 часть Находка Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздись, Позавтракать было, совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Образец устного ответа В слова "да призадумалась" автор вкладывает иронический смысл. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у нее не было и не могло быть
Приём: выразительное чтение детьми 2 часть Льстец На ту беду, Лиса близенько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, – Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Образец устного ответа -Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Она пришла в восторг от льстивых речей Лисы, и нужно показать это выразительностью чтения.
Приём: выразительное чтение детьми
Вещуньи на с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
|
|
13. Выразительное чтение басни | Игровой метод. Приём: конкурс чтецов Проведем конкурс чтецов. (2-3 ученика) - Кто, по вашему мнению, прочитал лучше? Почему?
| Приём: выразительное чтение Оценка учащимися. | Конкурс чтецов. (2-3 ученика) Самостоятельная оценка чтецов учащимися. |
14. Работа над моралью басни. | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово учителя. (Беседа) - Прочитайте первые 4 строки. Что это? Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов? - О чем он советует помнить постоянно? - Какие пороки людей осуждаются? - Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят? - Мы прочитали басню, чему она нас научила?
- Считаете ли вы, что басни И.А. Крылова устарели? Докажите.
|
(Ответы детей)
Образец устного ответа ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).
Образец устного ответа - Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. А людей без недостатка не бывает и сейчас. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен |
|
15. Повторение изученных басен
| Игровой метод. Наглядно-иллюстративный «Угадай-ка» – Какие герои басен здесь зашифрованы? (Слайды) —И—И—А — О—О—А —Т—Е—О—А — У—А—Е— —Б—З— — Н - |
Образец устного ответа
(Лисица) (Ворона) (Стрекоза) (Муравей) (Обезьяна) | Запись на доске:
—И—И—А —О—О—А —Т—Е—О—А —У—А—Е— —Б—З— —Н— |
| Метод: слово учителя Приём: работа по карточкам Наглядно-иллюстративный метод. – Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что. – Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова и соедините стрелками отрывок из басни с ее названием. – Проверим себя. (слайд)
Игровой метод. Наглядно-иллюстративный Приём: демонстрация слайдов Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, а только мука. |
|
|
«Бюро находок» (слайд) – В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.
(СЛАЙДЫ)
Сыр – Очки – Зеркало –
|
Образец устного ответа
Сыр – “Ворона и лисица” Очки – “Мартышка и очки” Зеркало – “Зеркало и обезьяна”
|
Работа по карточкам
(слайд)
Показ слайдов.
Сыр – “Ворона и лисица” Очки – “Мартышка и очки” Зеркало – “Зеркало и обезьяна”
|
16.РЕФЛЕКСИЯ
| Метод: слово учителя Приём: ведущее слово учителя – Какие знания и навыки вы приобрели на уроке? – Полезным ли для вас оказался урок? Чем? – Нужно ли изучать басни? – Чему они учат?
– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…
- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось, то оранжевые. (Выставление оценок) - Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко. |
Дети прикрепляют лучики. |
Появляется солнышко с лучиками.
Оценивание работы детей на уроке
|
17. Домашнее задание (дается по выбору)
| Домашнее задание (дается по выбору) Приём: - Выразительное чтение басни (индивидуально)
- Иллюстрирование
- Инсценировка басни (по группам)
- Сочинить басню
|
|
Запись домашнего задания в дневники. |