Предметные: познакомятся с авторской сказкой Эдуарда Шима «Всем вам крышка»; с новым понятием - познавательная сказка; будут учиться находить ответы на вопросы к тексту; определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки; | Метапредметные: познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения | Личностные: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение |
2. Мотивация к учебной деятельности | 1. Речевая разминка Как мы должны научиться читать на уроке? (Правильно, выразительно, чётко проговаривая, хорошо). А для этого нам необходима речевая разминка. - Читаем, правильно произнося звуки. ы а о у э и Ещё раз.
- Добавим эмоции и выразительности в чтение. - испугали товарища из-за угла ы - испугались сами а - удивились о - разочаровались у - задумались э - улыбнулись друг другу и. Молодцы! 2. Игра «Вспомни и назови» Сейчас мы немного поиграем в игру «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать и указать жанр. - «Разозлилась старуха-зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.» (Константин Дмитриевич Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Сказка)
- «Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом покрывает он поля» (Сергей Анатольевич Иванов. «Каким бывает снег». Рассказ)
- «Снежок порхает, кружится,
На улицах бело, И превратились лужицы В прозрачное стекло.» (Зинаида Николаевна Александрова. «Зима». Стихотворение) - Что общего между этими произведениями? (Они о зиме) Правильно. О волшебном и изумительном времени года – зиме. - Вспомните, как называется раздел, где находятся эти произведения. (Снежок порхает, кружится…) |
Чётко артикулируют звуки.
Пытаются передать голосом разную интонацию (удивления, разочарования, грусти, радости, испуга)
Заслушивают отрывки из произведений, определяют жанр произведения, называют заглавие и автора произведения.
Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на поставленные вопросы. |
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу
П.: выделение существенной информации из текста П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р.: принимают и сохраняют учебную задачу
П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи
| 1. Определение автора произведения. - Определите, с произведением какого автора мы будем знакомиться на уроке. Возьмите полоски, вычеркните все буквы Б и Е и прочтите фамилию автора.
Э б е д е у б а б р е д Ш б и е м (Эдуард (Юрьевич) Шим)
2. Работа с выставкой детских книг - Рассмотрите книги на выставке, назовите их. Вспомните, какие произведения Э. Шима мы уже читали? (Рассказ «Храбрый опёнок», сказка «Белка и Ворон») - О чём же писал в своих произведениях Э. Шим? (О природе). Назовите жанры этих произведений. (Сказки, рассказы) - Познакомиться с другими произведениями этого автора вы сможете, взяв книгу в библиотеке, или найдя произведение в интернете.
3. Определение названия произведения. - А как называется произведение, с которым мы познакомимся, догадайтесь, используя схему.
- Итак, какова же тема нашего урока?( Эдуард Юрьевич Шим. «Всем вам крышка»)
4. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Учиться правильно и выразительно читать произведение. Моделировать обложку к произведению)
5. План работы над новым произведением. - Составим план работы над новым произведением 1. Познакомиться с произведением 2. Анализировать текст 3. Работать в группе 4. Защитить ответы 5. Оценить работу
|
Определяют фамилию авторов нового произведения
Рассматривают портрет.
Называют выставленные произведения. Вспоминают и формулируют названия ранее изученных произведений автора, определяют их жанр
Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Определяют название произведения
Формулируют тему урока
Ставят цели, используя опору
Составляют план работы над новым произведением | Р.: определение темы и целей урока
П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий
П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу
П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков
Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой
Р: планирование действий по выполнению задач урока |
4. Первичное усвоение новых знаний | 1. Постановка проблемного вопроса - Прочтите название. Вот так название! Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение? Когда так говорят? (Когда кого-то накажут, всем наступит конец) - О чём же может быть содержание этого произведения? Выскажите своё мнение. - Обратите внимание на иллюстрации к данному произведению на с. 135, 136. Может быть, они вам помогут. (Зима, снег, жучки, рыбки. Может быть, как мороз заморозил все реки. Интересно, а живут ли рыбки подо льдом?) - Может быть, пришло время узнать об этом, найти в произведении ответ на вопрос «Есть ли зимой жизнь подо льдом?»
2. Словарная работа В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и выражений. ВЛАСТЕЛИН – хозяин, повелитель ВМИГ – сразу МАЛЬКИ-СЕГОЛЕТКИ – маленькие рыбки этого (сего) года НЕСПОСОБНО – неудобно НЕВДОМЁК – не сообразил, не пришло в голову ИЗВЕСТКОВЫЕ дверцы – из известняка (ракушечника) Если не знают значение слова, то можно прочитать в словарике на с. 138. - Молодцы!
4. Знакомство с новым произведением - Сейчас следим и читаем текст вместе со мной, попытаемся ответить на вопрос «Есть ли зимой жизнь подо льдом?» - Можете отмечать карандашом важные для ответа места. | По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста
Отвечают на поставленные вопросы
Работают с иллюстрациями.
Формулируют проблемный вопрос
Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают в словарике значение незнакомых слов
Пополняют словарный запас
Прочитывают трудные слова, встречающиеся в тексте
Читают текст вместе с учителем | П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; формулирование ответов на вопросы П.: анализируют и делают выводы
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу
П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;
П. : дополняют и уточняют высказанные мнения
П.: выделение существенной информации из текста
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. Первичная проверка понимания | - Выявление первичного восприятия
- Понравилось ли вам это произведение? - Чем? - Когда вы волновались, переживали? - Определите жанр этого произведения? (Сказка) - Почему? - Кто главный герой этой сказки? - Морозко молод или стар? - Почему так решили? (Шел первый раз, была ещё осень. Первый мороз, поэтому молод) - Нашли ли ответ на проблемный вопрос «Есть ли зимой жизнь подо льдом?» - Подтвердите ответ чтением из текста. (с. 137 3 часть 2 абзац)
- Физминутка
|
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
Подтверждают ответ выборочным чтением
Выполняют физические упражнения под музыку
| К.: сотрудничество в сборе информации П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;
Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя
|
6. Первичное закрепление | 1. Работа в группах - А теперь будем работать в группах. Какие правила работы в группе? -Не забудьте определить капитана. 1 группа составит схему «Кого пытался напугать Морозко» 2 группа выразительно прочитает по ролям 2 часть и ответит на вопрос «Как вёл себя Морозко?» 3 группа даст Характеристику Морозко - Работаем 3 мин.
2. Работа над текстом произведения - Вопрос для всех участников: -Прочитайте, почему рассердился Морозко? ( с. 134 1 абзац. Промочил ноги, зачихал, носом захлюпал)
- На кого рассердился Морозко? Отвечает 1 группа - Что он сделал? (Запечатал крышками лужи, озёра, болота) - Какие крышки сделал Морозко? Допишите в тетради с 60 № 1
- 2 группа читает по ролям и ответит на вопрос «Как вёл себя Морозко?» (Хвастал, хвалился)
- 3 группа Дайте характеристику Морозко. Какой же он был? (Молодой, обидчивый, неопытный, злой, хвастливый)
- Вопрос всем: смог ли Морозко справиться с подводным миром? (Нет, все остались живы) - Испугались ли его подводные жители? А тепло ли им подо льдом? (Да) - Сначала нам казалось, что молодой и неопытный Морозко был злой. После прочтения сказки ваше мнение о Морозко не поменялось? (Поменялось. На самом деле, запугивая всех, Морозко делал крышку, чтобы согреть подводных жителей, защищал подводный мир от вымерзания. Значит, делал доброе дело)
- О чём же хотел нам рассказать Э. Шим, когда писал своё произведение? (Даже зимой подо льдом жизнь продолжается, а лёд сохраняет тепло. Холод и мороз не страшен жителям подводного мира) - Такую сказку можно назвать познавательной. Почему? (Узнали новую информацию о жизни животных зимой)
- Моделирование обложки
Э. Шим
Всем вам крышка |
- Домашнее задание:
- Выберете свой уровень задания. 1 уровень: с. 134 – 138 выразительно читать 2 уровень: выр. чит. с. 134-138, т.с. 60 № 2- 4
Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания? |
Вспоминают правила работы в группах Составляют и наклеивают схему, отвечая на вопрос Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям Из предложенного выбирают качества, которые характеризуют главного героя Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Делают выводы. Проводят выборочное чтение
Выполняют задание в тетради
Отвечают на поставленные вопросы
Делают выводы
Определяют нравственную ценность добрых поступков
Знакомятся с новым понятием «Познавательная сказка»
Доказывают, что правильно определили жанр и тему данного произведения, называя признаки сказки.
Моделируют обложку
Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы | Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста) К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; формулируют ответы на вопросы; полно и точно выражают свои мысли; находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится); понимают на слух ответы обучающихся; дополняют, уточняют высказанные мнения Р.: контроль, оценка, П.: выбор способов решения задачи; Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор передает информацию познавательного характера, раскрывает взаимосвязи в природе; П.: знаково-символические – моделирование обложки; П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи |
7. Рефлексия.
| - Итог урока.
- Вспомните, какие цели ставили перед собой. Выполнили ли мы их? - С каким произведением познакомились? - Кто его автор? -Что нового узнали из произведения? (Даже зимой подо льдом жизнь продолжается, а лёд сохраняет тепло. Прорубают проруби, чтобы поступал кислород. Холод и мороз не страшен жителям подводного мира)
- Все ли пункты плана работы над произведением выполнили? - Рефлексия
- Оцените смайликами свою работу над новым произведением. Красный – мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. Жёлтый – я могу лучше работать. У меня не всё получилось. Зелёный – Я молодец Я был активен на уроке, у меня всё получилось.
- Вспомните эпиграф к нашему уроку. Соответствует ли он тому материалу, который мы сегодня изучали? Почему?
- А сейчас подумайте и оцените наш урок, свою работу на уроке. Разместите листок на той строчке, которая вам подходит: - Мне очень понравилось - Мне было интересно - Я узнал(а) новое - Мне не понравилось - Мне было скучно
Вы молодцы! Спасибо вам всем за урок! |
Делают выводы и обобщения.
Отвечают на вопросы, пользуясь опорой
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
| К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;
П.: осуществляют логические действия
П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль, самооценка и оценка процесса и результатов деятельности Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить) Л.: жизненное самоопределение |