Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 21 века» Василий Андреевич Жуковский «Жаворонок»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Довбня Светлана  Александровна

Урок литературного чтения во 2 классе по программе " Школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Кулундинская  средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 21 века»

Василий Андреевич Жуковский

«Жаворонок»

                 Учитель: Довбня Светлана Александровна

С.Кулунда

2016 год.

Предмет: Литературное чтение. 2класс. УМК «Школа 21 века»

Тема  урока: В.Жуковский «Жаворонок»

Тип урока: Урок  первичного предъявления новых знаний.

Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Василия Жуковского, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию любви к родине, природе.

Задачи:

1. Формирование  культуры  восприятия поэтического слова.

 2.Развитие эмоциональной  отзывчивости,  умения  чувствовать настроение лирического произведения.

  3.Развитие  умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.

Личностные результаты:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Личностные УУД:

 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «родина», «природа».

 2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

1. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

2. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

3. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной  речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.

4.Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись стихотворения.

Ход урока:

Психологический настрой на урок.

Попытайтесь почувствовать самого себя, а я помогу вам музыкой. (песня жаворонка).

Кто попробует назвать своё чувство одним словом. ( спокойное, тёплое, доброе, радостное….)

Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам  радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.

Пение какой птицы звучало? ( жаворонка)

Почему именно его пение я выбрала?

Определение темы урока, цели, составление плана урока.

План урока:

1. Знакомство с русским поэтом В.Жуковским.

2.Словарная работа.

3.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

4.Выразительное чтение стихотворения.

5.Анализ стихотворения.

6.Рефлексия.

1.Введение в тему урока.

1.Сегодня мы познакомимся со стихотворением талантливого поэта Василия Жуковского (презентация)

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером - без бури и ненастья. Сила его изобразительности - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.

Стихотворение «Жаворонок», написано в 1851.

2.  Словарная работа.

Легко - без особого физического напряжения; без труда, без усилий.

Радушно - сердечно.

Беспредельно - не имея предела, видимых границ

Воздушно - легко, невесомо.

Радость - чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.

Восторг - Необыкновенный подъем чувств, экстаз, упоение.

Вопросы перед прослушиванием стихотворения.

3.Слушание фонохрестоматии  стихотворения.

4 .Проверка первичного восприятия.

- Вам понравилось стихотворение?

Что особенно понравилось?

Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Какие чувства испытали, слушая произведение? Какое настроение вызывает данная картина у автора? А у вас?

5.Самостоятельное чтение стихотворения.

Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца.

Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. ( Да, меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска).

6.Анализ стихотворения.

Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.

Слово жаворонок, является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у людей радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.

Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел» можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел» стал краснеть, багроветь стать румяным.

«В долине пар белеет тонкий» мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.

Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури» может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи. В словаре С.И. Ожегова «лазурь» означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.

Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар» «редеет лес». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.

Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая» поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом. «Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах. Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.

«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Картина преображается «Весна пришла к нам молодая» Он «голосисто с вышины» пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром. «Я здесь пою приход весны» Жаворонок - вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою. Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.

Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу. Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка. В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.

Таблица

Природа

герой

жаворонок

Лес зардел

Поет приход весны

Запел

Пар белеет

Славит Бога

звонко

Весна пришла

 

голосисто

 

 

сверкая

 

 

Славит Бога

 

 

Видит Божий мир

7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?

- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?

8. Выразительное чтение стихотворения.

 Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.

О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).

Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви  родине.

Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?

Может кто-то из вас знаком с творчеством  кулундинских поэтов?

(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)

9. Итог урока. Рефлексия.

Вывод:

Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым.  Но  настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать.

- Что для вас слово "Родина"?

- Что значит "любить Родину"?

- Как можно выразить свою любовь к Родине?

Спасибо за урок!

Д/задание: выразительное чтение стихотворения В.Жуковского, по желанию - выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе "школа 21 века"

рабочая программа и поурочное планирование для 4 класса...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»

Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....