РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (начальное общее образование система Л.В.Занкова)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Ерицьян Елена Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению (автор В. Ю. Свиридова. Система Л.В.Занкова). Издательский дом «ФЕДОРОВ», 2012 г.)

Данная рабочая   программа по литературному чтению для 3  класса составлена на основе Федерального Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден  Приказом Министерства образования и науки  России  от 06. 10. 2009 года  № 373 ), с учетом  Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению (автор программы: В.Ю.Свиридовой) (допущена Министерством образования РФ Устава школы, Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2015-16 учебный год, календарного учебного графика на 2015-16 учебный год.

  • В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.
  • Логика изложения и содержания  авторской программы полностью соответствуют ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в образовательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
  • Количество часов в год-  136 ч. ( 4 часа в неделю, 34 недели)
  • Учебно-методическое сопровождение:
  • В.Ю.Свиридова «Литературное чтение», учебник  для 3 класс.
  • В.Ю.Свиридова «Хрестоматия по литературному чтению», 3 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3kl._chtenie_.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУСОШ № 4

Приказ от 31.08 2015 г. № 291.1

______________(Т.Г.Тищенко)

                                                                                                                                                            подпись руководителя

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 3 «Д» КЛАССА

(начальное общее образование)

Количество часов: 133 ч.

Учитель: Ерицьян Елена Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению (автор В. Ю. Свиридова. Система Л.В.Занкова). Издательский дом «ФЕДОРОВ», 2012 г.)

 

2015-2016 уч. год

  • Пояснительная  записка

Данная рабочая   программа по литературному чтению для 3  класса составлена на основе Федерального Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден  Приказом Министерства образования и науки  России  от 06. 10. 2009 года  № 373 ), с учетом  Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению (автор программы: В.Ю.Свиридовой) (допущена Министерством образования РФ Устава школы, Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2015-16 учебный год, календарного учебного графика на 2015-16 учебный год.

  • В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.
  • Логика изложения и содержания  авторской программы полностью соответствуют ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в образовательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
  • Количество часов в год-  136 ч. ( 4 часа в неделю, 34 недели)
  • Учебно-методическое сопровождение:
  • В.Ю.Свиридова «Литературное чтение», учебник  для 3 класс.
  • В.Ю.Свиридова «Хрестоматия по литературному чтению», 3 класс.

     Цель курса:

  • воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а так же развитую способность к творческой деятельности.

Задачи курса:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;
  • Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;
  • Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа;
  • Развитее речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.

В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения – в анализе художественного текста.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Происходит  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение,

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Программа рассчитана на 136 часа, по 4 часа в неделю

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.

Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.

Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.

Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Общие мотивы в сказках разных народов.

Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

1.

Вступаем в неизведанный мир

18

ч

2

В единой семье всего живого

22

ч

3

  Открываем мир заново

20

ч

4

 Времена, когда звери говорили

26

ч

5

Всмотрись в мир своей души

16

ч

6

Пересоздаем мир в творчестве

20

ч

7

Без тебя мир неполный

14

ч

Итого

136

ч

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Вид контроля

Формирование УУД (основные виды учебной деятельности учащихся)

Домашнее задание

Дата

Примечание

Предметные

Метапредметные и личностные(УУД)

ГЛАВА  1. Вступаем в неизведанный мир (18 часов)

Вводный урок. Ю.Мориц «1 сентября»

. Знать:

– особенности художественной и учебной книги.

Понимать : 

- роль книги в жизни человека и общества

Личностные:

-оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;

-признавать важность учебы и по-
знания нового, понимать, зачем вы-
полнять те или иные учебные
действия.
Регулятивные:
выделять учебную задачу на основе соотнесения известного,освоенного и неизвестного.

Познавательные:

-использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
сиспользованием учебной литерату-
ры, Интернета;

-строить речевое высказывание

в устной и пись-
менной форме;

-проводить сравнение и классифи-
кацию по заданным критериям;

-владеть общим приемом анализа
литературного произведения.
Коммуникативные:

-строить монологическое высказы-
вание;

-участвовать в учебном диалоге;

-аргументировать свою точку зрения

С. 8.

 

1.09

Что такое миф.

Знать:

– малые фольклорные жанры;

– законы сказки;

– виды сказок.

Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом 

С. 9-10, выразительно

2.09

Что такое миф. «Калевала» (фрагмент)

Иметь представление о тотемных  произведениях русского фольклора.

 с. 15-17

4.09

Отношение человека и природы в древности. «Яичко» русская народная сказка.

Знать:

-законы сказки;

-виды сказок.

С.18-19

7.09

С.Маршак «Дом, который построил Джек».

Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом.

Знать:

-законы сказки;

-виды сказок.

С. 19, задание на выбор:

8.09

М.Я.Бородицкая «Убежало молоко»

Презентация своего сочинения.

9.09

Входная контрольная работа

тест

11.09

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы»

Иметь представление о тотемных  произведениях русского фольклора.

Знать особенности сюжета и характеристики героя русской народной сказки. Особенности внешности и социального положения героя сказки.

С.24-26

14.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

С28-30

15.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

С.31-33

16.09

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Загадки.

С.34-39

18.09

Законы сказочного жанра. Сравнительный анализ сказок «Хаврошечка»  и «Сивка-бурка».

Знать малые жанры фольклоры, законы сказок. Уметь сравнивать героев.

С.42-47

21.09

Г. Новицкая «Береза», И.Бунин «Все лес и лес», Ф.Тютчев «Полдень»

Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом. Видеть мотивы мифов и сказок в авторских произведениях.

С.49-50

22.09

Н.Носов «Шурик у дедушки»

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,

выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

С.51-55

23.09

Н.Носов «Шурик у дедушки»

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

С.56-59

25.09

М.В Исаковский «Попрощаться с теплым летом»

С.61

28.09

Обобщающий урок. Работа над проектом «Сборник сказок»

С.62

29.09

Виртуальная экскурсия в художественные музеи. Работа над проектом.

30.09

Глава 2. В единой семье всего живого (22 ч.)

Боги - олимпийцы

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленную в виде схемы – родословного древа.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов.

Отвечать на вопросы по учебному тексту. 

Личностные:

-доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других
людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства

в добрых поступках;

-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов
решения учебных
задач.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:

-использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием
учебной литературы;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

-уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе

С.64-70

2.10

Боги – олимпийцы. «Прометей».

С.70-73

 

С.75-77

5.10

Отражение древних

представлений о мире

и человеке в описании

путешествий и подвигов

мифологического героя (по мифам о Персее) 

6.10

В.А. Жуковский «Родного неба Милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…».

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.74

7.10

Образ родины в поэзии. Славянские боги. «Земля со дна океана».

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленной в виде схемы – родословного древа.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. 

С.78-79

9.10

Одухотворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз. Солнце и Ветер»

Выразительное чтение текста

с анализом и обоснованием

использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Определение жанровых особенностей произведения, Выразительно читать текст по ролям. Уметь оценивать чтение одноклассников по оговоренным заранее критериям. Осуществлять самооценку.

Презентация своих рисунков.

С.79-81

12.10

Образ ветра в литературе, живописи, музыке.

С.82-83

13.10

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Уметь представлять свое высказывание или его отрывки окружающим (презентация).

Уметь анализировать высказывания: внимание к деталям, точность в описании живописного полотна, подбор выразительных средств.

. Анализировать текст. Иметь представление об использовании народных сюжетов авторами. Работать со словом, целенаправленно пополнять активный словарный запас.

Интерпретировать прочитанное

, устанавливать связи, формулировать простые выводы с опорой на

С.84-87

14.10

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

С.88-90

16.10

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

С.91-93

19.10

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

С.94-97

20.10

Библиотечный урок.

Сказки А.С. Пушкина

Коллективно создавать диафильм по содержанию сказки

Подготовить вопросы

21.10

Сочинение по  картине.

А.Рылов «Зеленый шум»

А.Рылов «В голубом просторе».

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Сравнивать литературные и живописные произведения. Создавать собственный текст на основе репродукции картины

сочинение

23.10

     

32.

Олицетворение в поэтическом и живописном образах. А.Фет «Глубь небес опять ясна».

Декламировать стихотворный

текст, выразительно читать на основе разметки текста

Осознанно воспринимать содержание стихотворения А.А. Фета, оценивать его характер.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.98

26.10

33

М.Лермонтов «На севере

диком...»

 

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение,

сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение.

С.99

27.10

34

Контрольная работа за 1 четверть.

Уметь определять тональность и характер произведения. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать жанровую принадлежность произведения: черты сказки и рассказа.

28.10

35

С.Козлов «Такое дерево»

Г.Снегирев «Чудесная лодка»

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать выразительные средства,

С.100-105

30.10

36

А.Фет  «Летний вечер тих и ясен», Е.Евтушенко «Заря у клена на руках»

Осознанно воспринимать содержание текста стихотворений. Оценивать характер, настроение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение,

сюжет, средства выразительности

С.105-106

9.11

37

С.Козлов «Как поймать облако».

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Ориентироваться в нравственном

и эстетическом содержании прочитанного: поэтические открытия. Анализировать средства выразительности

С.106-109

10.11

38

Духовный мир героев

сказок С.Г. Козлова.

Осознанно воспринимать сказки

или мультфильмы, снятые по

сказкам. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Анализировать текст: выделять

способ передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки.

С.109

11.11

39

Необычное в обычном. Хокку  Басё, Кикаку, Исса. С. Есенин «С добрым утром»

Осознанно воспринимать содержание текстов, оценивать их характер, настроение.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений.

Анализировать средства выразительности

С.110-111

13.11

40

Обобщающий урок. Работа над проектом. Проверочная работа №1

16.11

Глава 3. Открываем мир заново. (20 часов)

41

Мать Сыра Земля (из славянских мифов)

Воспринимать тексты, созданные

одноклассниками.

Анализировать тексты, давать

характеристику: научный или художественный, имеет доказательный или образный характер.

Осознанно воспринимать содержание мифа.

Ориентироваться в содержании

прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения

Личностные:

-оценивать простые ситуации

и поступки как хо-
рошие или плохие,
опираясь на общечеловеческие ценности;

-        объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо,
что он хочет и что может, способность к самоанализу;

-способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них.
Регулятивные:

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоя-
тельно;

-сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека
(учителя, одноклассника, родителей).
Познавательные:

-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; -извлекать информацию, представленную в разных
формах;

-строить высказывание в устной и письменной форме;

-проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям.
Коммуникативные:

-строить монологическое высказывание;

-участвовать в учебном
диалоге;

-аргументировать
свою точку зрения

С.114-115

17.11

42

«Похищение Персефоны» (из греческих мифов)

С.116-118

18.11

43

«Небесные великаны» сказание.

С.119-120

20.11

44

К. Паустовский «Прощание с летом»

Уметь различать художественное и научно-популярное проведение; анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли.

 

С.123-125

23.11

45

Точность поэтических образов. А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»

Знать поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст.

С.126-127

24.11

46

 «Чудесная жизнь леса зимой»рассказ

сочинение

25.11

47

«Хитрая лиса» (корякская сказка)

С.128-130

27.11

48

Особый почерк автора. Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».

Иметь общее представление об особенностях характеров героев в сказке. Уметь озаглавливать части произведения. Уметь представлять творческую

работу.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Ориентироваться в содержании,

понимать сущность поведения героев.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения

С.130-133

30.11

49

Особый почерк автора. Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».

С134-139

1.12

50

Особый почерк автора. Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».

С.140-144

2.12

51

М. Яснов «Мы и птицы»,  Э .Мошковская  «Зяблик согрелся», М.Шагал «Синий дом»

Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение,

сюжет, средства выразительности, использованные в нем

С145-147

4.12

52

Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов «Серебряное копытце».

Уметь приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе диспута; давать характеристику героям; находить признаки волшебной сказки. Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.147-149

7.12

53

П.Бажов «Серебряное копытце».

С.150-153

8.12

54

П.Бажов «Серебряное копытце».

С.154-156

9.12

55

П.Бажов «Серебряное копытце».

С.157-159

11.12

56

 Точность поэтических образов. А.Фет «Чудная картина», М.Лермонтов «Горные вершины»

Уметь создавать  художественные образы под впечатлением увиденной картины. Сравнивать стихотворения.

Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста. Уметь анализировать стихотворение, сюжет, средства художественной выразительности, использованные в нем.

С.160-161

14.12

57

Тестовая контрольная работа за 1 полугодие

Тест

15.12

58

Обобщающий урок. Работа над проектом.

Уметь работать в группе, координировать свои действия.

С.164

16.12

59

Картинная галерея

       

Различать лексическое значение

синонимов для более точной характеристики и анализа. Толковать пословицы, сопоставлять пословицы и стихотворение.

Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение. 

С.171-187

18.12

60

Обобщающий урок. Проверочная работа №2

тест

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ

одноклассников, в том числе, подводить итоги по работе с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия).Работать с лентой времени

21.12

Глава 4. Времена, когда звери говорили (26 часов)

61

«Почему звери друг от друга отличаются». (нанайская сказка)

Осознанно воспринимать содержание учебного текста и информацию, предлагаемую учителем, на слух. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. подготовленные группой и отдельными учениками.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности, анализировать текст

Личностные:

-признавать важность учебы

и познания нового,
понимать, зачем
выполняются те
или иные учебные
действия;

-проявлять заинтересованность
в получении консультации, совета по поводу улучше-
ния своих учебных
результатов;

-осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово.


Регулятивные:
работать по плану, сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью
учителя, других учащихся и самостоятельно.


Познавательные:

-определять причины и следствия простых явлений,
событий;

-делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций
в сотрудничестве

С.4-6

22.12

62

«Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка)

Уметь представлять сообщения,

подготовленные группой и (или)

отдельными учениками.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности

С.6-7

23.12

63

«Медведь и бурундук» (нивхская сказка)

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали),

устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы

с опорой на содержание.

Уметь сравнивать два варианта«объяснительной» сказки. Работать со словом, различать

слова, выражающие отношения

между героями произведения.

С.8-11

25.12

64

П.Барто «Зимние гости»

Уметь представлять сообщения,

подготовленные группой и (или)

отдельными учениками.

Осознанно воспринимать содержание учебного текста. Уметь представлять сообщения,

подготовленные группой и (или)

отдельными учениками. Осознанно воспринимать содержание учебного текста.

С.13

28.12

65

Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб»

Осознанно воспринимать содержание текста.

Ориентироваться в содержании,

понимать сущность поведения героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.14-16

29.12

66

Сказка Р. Киплинга

«Отчего у верблюда горб»

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Уметь восстанавливать текст с помощью подготовленных дома иллюстраций. Уметь сопровождать иллюстрации отрывком текста.

Наблюдать особенности авторского стиля

С.17-18

11.01

67

Наедине с книгой.

Сказки Р. Киплинга о животных

Уметь ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям, целенаправленно осуществлять выбор книги с выставки книг по заданной тематике. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

С.19-20

12.01

68

И.Акимушкин «Обезьяньи носы»

Уметь представлять свою работу.

Уметь анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств.

Уметь высказывать оценочное

суждение

С.21

13.01

69

И.Акимушкин «Броненосцы»

Осознавать отличия научно-популярного текста от научного и художественного. Уметь выделять признаки принадлежности текста к тому или иному стилю. Участвовать в диалоге, приводить аргументированные доводы для

доказательства собственного суждения. Воспринимать содержание художественного текста. 

С.22-23

15.01

70

Тим Собакин «Две коровы и коровка». Считалки.

Декламировать стихотворный

текст, выразительно читать текст

на основе разметки

С.24-25

18.01

71

Создание сказок и рассказов

по мотивам прочитанных произведений

Работать в группе или индивидуально по конструированию высказывания: формулирование главной мысли,

отбор доказательств или выразительных средств, логичное и последовательное выстраивание текста.

Уметь представлять подготовленные высказывания. Уметь высказывать оценочные

суждения

Сочинить

Сказку

19.01

72

Создание сказок и рассказов

по мотивам прочитанных произведений

Сочинить

сказку

20.01

73

К.Паустовский «Стальное колечко»

Уметь приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе диспута. Уметь:

- определять жанровую принадлеж-ность текста

- выявлять возраст и характер героев по их проявлениям и деталям текста. устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного. Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

С.26-27

22.01

74

К.Паустовский «Стальное колечко»

С.28-30

25.01

75

К.Паустовский «Стальное колечко»

С.31-36

26.01

76

Сочинение – отзыв по рассказу «Стальное колечко»

сочинение

27.01

77

 Взгляд поэта и художника. И.Бунин «Родник». Природа

родного края в произведениях писателей, художников.

Уметь представлять отзыв (или

сочинение), обсуждать представленные работы. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Понимать эстетическую ценность

стихотворного текста, уметь

высказывать собственное суждение.

С.38

29.01

78

Ю.Коваль «Тузик»

Декламировать стихотворение.

Уметь представлять написанные

сочинения, анализировать их.

Высказывать оценочные суждения Воспринимать содержание художественного текста.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Уметь определять жанр произведения. Находить следы фольклора в авторском произведении. Осознанно воспринимать содержание рассказа. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

С.39-40

1.02

79

Ю.Коваль «Висячий мостик»

С.40-41

2.02

80

Ю. Коваль «Тучка и галки».

С.42

3.02

81

А.Фет «Весенний дождь»

Уметь  анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли. Осознанно воспринимать стихотворный текст. Осознавать красоту стихотворного текста, средства выразительности, использованные в нем. Анализировать стихотворение

С.43

5.02

82

С.Маршак «Ландыш»

Уметь  понимать поэтический образ, который создает автор. Уметь оценивать чтение одноклассников по оговоренным заранее критериям.

Осуществлять самооценку.

Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер и особенности.

Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста

С.44

8.02

83

Н.Матвеева «Солнечный зайчик». И Грабарь «Мартовский снег»

Декламировать стихотворение.

Уметь выражать собственное отношение к описываемому, пользуясь выработанными критериями выразительного чтения

Уметь представлять созданные

иллюстрации.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

Создавать сочинения-описания

С.45

9.02

84

В.Драгунский «Красный шарик в синем небе». В.Поленов «Заросший пруд»

Осознанно воспринимать содержание авторского текста.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения.

С.46-47

10.02

85

Сочинение по картине И. Грабаря «Мартовский снег»

Уметь устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного

сочинение

12.02

86

Обобщающий урок. Проверочная работа.№3

Уметь представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики «Проверь себя», подготовленные в процессе работы над произведениями главы. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников

презентация

15.02

Глава 5. Всмотрись в мир своей души» ( 16 часов)

87

Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины (из древних мифов)

Воспринимать учебный текст,

осмысливать систему заданий,

учебную информацию.

Овладевать навыками правильного и выразительного

чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывка из мифа. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Личностные:

-        оценивать простые ситуациии поступки как хорошие или плохие,
опираясь на общечеловеческие ценности;

-        доброжелательно,
эмоционально-
нравственно отзы-
ваться на чувства
других людей,
уметь сопережи-
вать и проявлять
свои чувства в доб-
рых поступках.
Регулятивные:

-        оценивать пра-
вильность выпол-
нения действия

на уровне адекват-
ной ретроспектив-
ной оценки;

-        вносить необхо-
димые коррективы
в действие после
его завершения

на основе его
и учета характера
сделанных ошибок.
Познавательные:

-        осуществлять
поиск необходимой информации
для выполнения
учебных заданий
с использованием
учебной литературы;
- строить речевое
высказывание
в устной и пись-
менной форме.
Коммуникативные:
проявлять интерес
и уважение к раз-
личным точкам
зрения-

С.50-51

16.02

88

Н.Матвеева «Девочка и пластилин». В.Кандинский «Два овала»

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение,

сюжет, средства выразительности, использованные в нем.

С.52-53

17.02

89

И. Крылов «Ворона и лисица»

Осознанно воспринимать содержание текста басни.

уметь сравнивать басни и сказки о животных. Уметь сравнивать образы Эзопа и героев русских сказок, басен; Уметь различать автора и героев басни. Уметь слушать и оценивать ответы товарищей. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Уметь формулировать простые

выводы. Определять особенности языка жанра.

Участвовать в инсценировании басни,  декламировать ее.

Осознанно воспринимать содержание текста.

С.53-54

19.02

90

И.Крылов «Лисица и виноград»

С.55

24.02

91

Басни Эзопа. Сравнительный анализ басен. Иллюстрации В.Серова к басням И.Крылова

С.56-57

26.02

92

Творческая работа – сочинение басни в прозе.

Уметь слушать и оценивать ответы товарищей. Уметь создавать собственный

текст. Иметь представление о басне, ее построении, жанровых особенностях

Дописать басню

29.02

93

Библиотечный урок.

Работа в Хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого,

Эзопа, И.А. Крылова

Уметь представлять свою работу

(басню и иллюстрацию к ней), обсуждать представленные работы. Осознанно воспринимать содержание басен. Проводить сравнительный анализ басен, написанных разными авторами в разное время. Анализировать средства выразительности.

С.80-81

1.03

94

С.Михалков «Бараны».

Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер.

Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение. Выявлять поучительный характер стихотворения.

С.58

2.03

95

Народная сказка

«У страха глаза велики»

Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста.

Ориентироваться в содержании

прочитанного, уметь отвечать на

вопросы по содержанию роизведения. Пересказывать близко к тексту с использованием языка сказки.

С.59-62

4.03

96

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Уметь  прогнозировать содержание текста. Уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросу; прослеживать композицию сказки. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.63-70

9.03

97

Контрольная работа за 3 четверть

11.03

98

Басенная основа сказки

(фрагмент из «Панчатантры»).

Уметь представлять самостоятельно составленные тексты выбирать наилучший.

Вырабатывать критерии отбора.

Участвовать в конкурсе чтецов.

Овладевать навыками осознанно_

го, правильного и выразительного чтения.

С.70-73

14.03

99

Юмористическая природа

Рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга»

Подробно пересказывать текст,

используя отобранные средства

выразительности

Осознанно воспринимать содержание текста и иметь представление о его юмористическом характере.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.73-75

15.03

100

Нравоучительный

Смысл рассказа

К.Г. Паустовского «Кот Ворюга»

Ориентироваться в содержании

прочитанного, понимать сущность поведения героев.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.76-78

16.03

101

И.М. Пивоварова «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был

не крайний случай»

Осознанно воспринимать содержание текстов и оценивать их юмористический и поучительный характер.

Ориентироваться в содержании

прочитанного, понимать сущность поведения героев.

Участвовать в диалоге при обсуждении

С.79-80

28.03

102

Обобщающий урок. Представление детских

Творческих и проектных работ.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников, в том числе подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия).

Творческие работы

29.03

Глава 6 Пересоздаем мир в творчестве  (20 часов)

103

Вечные ценности искусства и творчества. Миф «Орфей и Эвридика»

 Читать и толковать эпиграф

к разделу. Воспринимать учебный текст. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста.

Осознанно воспринимать греческий миф. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Личностные:

-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия;

-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

-может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что
плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу.

Регулятивные:

-обращаться к способам действий, оценивая свои воз-
можности;

-осознавать уровень и качество выполнения работы;

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоя-
тельно;

-сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека
(учителя, одноклассника, родителей).

Познавательные:

-использовать поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-переносить взаимосвязи и закономерности.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, участвовать
в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения

С.85-86

30.03

104

Миф о художнике «Орфей и Эвридика»

Осознанно воспринимать содержание мифа.

Ориентироваться в содержании

прочитанного, уметь отвечать на

вопросы по содержанию произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

С.87-90

1.04

105

М.Бородицкая «Художник». А.Герасимов «После дождя»

Уметь представлять свой отзыв,

обсуждать представленные работы. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.92

4.04

106

Ю.Коваль «Соловьи»

Уметь находить звучащие образы в живописи и литературе. Анализировать созданные работы. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать рассказ, средства выразительности, использованные в нем.

С.92-95

5.04

107

Б.Заходер «Что такое стихи» К.Бальмонт «Трудно Фее», «Гномы»

Уметь понимать секреты поэтического творчества. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер и особенности. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворения, поэтические образы. Находить мотивы народного творчества.

С.96-98

6.04

108

Мотив   «маленького»

героя в народных и авторских произведениях.

Отзыв о произведении.  Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».

Познакомиться с выставкой книг.

Осуществлять целенаправленный

поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений.

С.100-103

8.04

109

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

Уметь:

 характеризовать героев произведения;

– выявлять авторское отношение к героям

Уметь выявлять авторское отношение к герою

Понимать специфику авторской сказки

С.104-108

11.04

110

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Строить предположение о дальнейшем развитии событий на основе осознания того, что сказка -волшебная. Иметь представление об особенностях авторской сказки

С.109-113

12.04

111

Сказочный мир Андерсена.

Трепетная красота сказочных

героев.

Уметь сравнивать составленные

планы, уточнять заголовки каждой части, выбирать самый точный. Коллективно пересказывать прочитанную часть сказки. Уметь уточнять и дополнять ответы одноклассников.

С.114-119

13.04

112

Презентация инсценированных отрывков

из сказки «Дюймовочка»

Инсценировать художественное

произведение (его часть): читать

по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные средства

выразительности, мизансцены

Инсценировать отрывок

15.04

113

Знакомство с повестью-сказкой С. Лагерлёф

«Чудесное путешествие

Нильса с дикими гусями»

Воспринимать учебный текст,

учебную информацию в исполнении учителя или ученика,

участвовать в диалоге при обсуждении. Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Формировать умение ориентироваться в тексте большого объема. Осознавать сходство используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях.

С.121-123

18.04

114

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Уметь представлять рассказ о характере Нильса (на основании

прочитанной части сказки).

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

С.124-126

С.127-129

19.04

115

Нравственная проблематика

Текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Увеличивать скорость чтения в

соответствии с индивидуальными

возможностями. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

С.130-132

20.04

116

Нравственная проблематика

Текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком.

С.132-133

22.04

117

Нравственная проблематика

Текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. (хрестоматия)

рисунок

25.04

118

Отзыв о произведении.

Уметь представлять свой отзыв.

Понимать учебную информацию

об аннотации. Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом

отзыв

26.04

119

М.Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин

«Сныть-трава», А. Дюрер

«Трава»

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение.

С.133-134

27.04

120

М.Бородицкая «В гостях у лесника».

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.135

С.136

29.04

121

Обобщающий урок. Представление детских

Творческих и проектных

работ.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников, в том числе, подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя»

презентация

3.05

122

Наедине с книгой. Сказки о феях, гномах, эльфах.

4.05

Глава 7.  Без тебя мир неполный  (11 часов)

123

След грозных природных

Явлений в мифологических

сказаниях. «Девкалион и Пирра»

Воспринимать учебный текст,

понимать систему заданий, учебную информацию, воспринимать текст мифа. Участвовать в диалоге при обсуждении текста мифа, отвечать на вопросы по тексту. Иметь представление о единстве

фольклора разных народов.

Личностные:

-оценивать простые ситуации
и поступки как хорошие или плохие, опираясь на обще-
человеческие ценности;

-        проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

-        осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово.


Регулятивные:

-        обладать способностью к волевому усилию и уметь
преодолевать препятствия;

-        вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками, самостоятельно;

-        сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека
(учителя, одноклассника, родителей).


Познавательные:

-        понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

-        извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);-        определять последовательность действий для решения предметной
задачи;

-        осуществлять
простейшее планирование своей работы;

-        создавать текстописание проведенных наблюдений.


Коммуникативные:

-        строить монологическое высказывание;

-        участвовать в учебном диалоге;

-        аргументировать свою точку зрения.

-        уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

-        проявлять интерес и уважение

к различным точкам зрения.

С.138-140

6.05

124

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

 Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Ориентироваться в нравственном содержании, понимать сущность поведения героя стихотворения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Выразительно читать отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» (конкурс чтецов).

С.141-144

10.05

125

Ю.Кушак «Подарок в день рождения».А.Дюрер «Заяц». М.Бородицкая «Котенок»

Осознанно воспринимать содержание текста стихотворения Выразительно читать стихотворение М.Я. Бородицкой  «Котенок».

С.145-146

11.05

126

И.Тургенев «Воробей»

Осознанно воспринимать содержание рассказа «Воробей» и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.146-147

13.05

127

Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Строить предположение о дальнейшем развитии событий, о причине поступков Темы. Ориентироваться в нравственном

содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя.

С.148-159

16.05

128

Тестовая контрольная работа за 2 полугодие

Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

17.05

129

Письмо герою повести Теме.

Или рассуждение на тему

«О чем заставляет задуматься высказывание

писателя»

Уметь конструировать высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст, отбирать средства выразительности

С.159

18.05

130

Э.Мошковская «Нужен он…».Сочинение-рассуждение

Уметь представлять созданные

тексты. Осознанно воспринимать стихотворный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения

С.160

20.05

131

Пробуждение чувств в душе

юного героя. В.Драгунский «Девочка на шаре»

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, его чувства и переживания по деталям текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.161-163

23.05

132

В.Драгунский «Девочка на шаре». М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами»

Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев.

С.164-165

24.05

133

С.Махотин «В тридцатом веке». М.Шагал «Часы»

Обобщающий урок

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы

одноклассников (рефлексия).

Уметь строить предположение

о том, как будет вестись работа

в четвертом классе. Знакомиться со списком книг для летнего чтения

25.05

По авторской программе 136 ч

По календарно-учебному графику 134 ч.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2,3, 4 кл.  Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компактдиск).   Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров».

Специфическое сопровождение (оборудование):иллюстрации к литературным произведениям; портреты писателей; репродукции произведений живописи; интерактивная доска (по возможности).

     Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по литературному чтению (в  том числе в цифровой  форме)

    Словари по русскому языку.

    Репродукции картин и художественные фотографии в соответсвии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

    Детские книги разных типов из круга детского чтения.

    Портреты поэтов и писателей.

    Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

    Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

    Аудиоцентр/ магнитофон.

   Мультимедийный проектор

   Компьютер

   Экспозиционный экран

   Принтер лазерный

   Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

   Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

   Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Результаты освоения курса «литературного чтения»

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к содержанию и форме художественных произведений;
  • интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
  • интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
  • чувство сопричастности своему народу;
  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
  • чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
  • понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
  • понимания своей семейной и этнической идентичности;
  • любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
  • чувства ответственности за мир природы;
  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
  • первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
  • произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
  • самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
  • пересказывать текст по плану;
  • структурировать знания при сопоставлении текстов;
  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
  • применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
  • искать информацию, представлять найденную информацию;
  • уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
  • знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
  • понимать структуру построения рассуждения;
  • воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
  • проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
  • проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
  • видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка
  • читательского дневника);
  • проявлять самостоятельность в групповой работе;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
  • читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
  • кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
  • определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
  • узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  • выявлять авторское отношение к герою;
  • понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
  • соотносить главную мысль и название произведения;
  • находить портрет и пейзаж в произведении;
  • видеть особенности юмористических текстов;
  • соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал

Оценивание учебных достижений осуществляется по 5-бальной системе в соответствии с порядком организации системы оценивания учебных достижений обучающихся МБОУ СОШ №4 (приказ № 319 от 1.09.2014г)

Согласовано                                                                                                             Согласовано

Протокол №1 от 27.08.2015 г                                                                Заместитель директора по УВР

заседания методического совета МБОУ СОШ   № 4                                        __________________Казорина А. А.                          

____________________Рудова И. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА (начальное общее образование. Система Л.В.Занкова)

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку (авторы: А. В. Полякова, Н. А. Песняева. Система Л.В.Занкова)...

Рабочая программа по литературному чтению.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова.

Рабочая программа по литературному чтению.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова. Соответствует требованиям ФГОС. В конце даны контрольно-измерительные материалы....