Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой, формировать умение отличать литературные сказки от народных; обогащать словарный запас детей; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Тип урока: закрепление
Задачи:
· Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
· Учить анализировать поступки героев;
· Развивать мышление, воображение;
· Учить видеть позицию автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksakov_alenkiy_tsvetochek.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой, формировать умение отличать литературные сказки от народных; обогащать словарный запас детей; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Тип урока: закрепление
Задачи:
- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
- Учить анализировать поступки героев;
- Развивать мышление, воображение;
- Учить видеть позицию автора.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями)
Ход урока
1. - Произведения какого раздела мы изучаем?
-Как по-другому называют литературные сказки?
-Сказки каких авторов в этом разделе мы читали?
2. Сегодня на уроке мы продолжаем работать над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Дома вы дочитали сказку до конца, при чтении встретились с трудными словами и выражениями. Прочитаем их значение в словаре (С. 221)
3. Работа на карточках
Вспомним содержание сказки, над которым мы работали на предыдущих уроках. Придвиньте листочки. Я предлагаю вам восстановить в нужной последовательности план. Не обычный, а цитатный. (Слайд 1)
Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста.
Расставьте цитаты в правильной последовательности так, чтобы получился цитатный план.
«Бродит он по лесу дремучему…»
«Жил – был богатый купец…»
«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать…?»
«…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»
«Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»
Ученики расставляют последовательность цитат, читают свои цитатные планы (Проверка на слайде)
1. «Жил – был богатый купец…»
2. «…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»
-Какие желание были у каждой из сестёр?
3. «Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»
4. «Бродит он по лесу дремучему…»
5. «Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»
-Какое условие поставило чудище?
-Что значит честное слово купецкое?
-Какое обещание дал купец?
-Как встретили дочери отца, когда он возвратился? (пересказ)
-Почему именно младшая дочь согласилась отправиться к чудищу? (выборочное чтение С. 203)
-Что случилось с аленьким цветочком, когда купеческая дочь принесла его в сад?
-Найдите в тексте (С. 204) найдите точный отрывок, подходящий к данной иллюстрации (Слайд 2)
-Как девушке жилось у чудища? Какие чудеса с ней происходили? (пересказ)
-Каким образом общались чудище и девушка?
С. 206 Как попросила девушка чудище, о том, чтобы его увидеть?
-Какую сказку, возможно, вам это напомнило? (А, С. Пушкин «Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях?
-Как отреагировала девушка, когда увидела чудище в первый раз? Почему?
-Многие художники иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» (Слайд 3) Кто из художников- иллюстраторов, на ваш взгляд, наиболее точно изобразил героя?
-Прочитайте описание зверя (С.207)
-Почему же девушка перестала его боятся?
Мы часто судим о человеке по внешности, а в народе говорят: «Важно не то, что снаружи, …а то что внутри»
-Какое желание у не появилось последним?
-Почему же все-таки она решила побывать дома?
-Как вы думаете, а почему заболел отец?
-Возможно ли такое на самом деле, что дочка увидела такой сон? Или это волшебство вмешалось?
Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.
-Послушайте песню младшей купеческой дочери и догадайтесь, а еще почему ей так захотелось домой? (песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек»)
-Какое условие поставил зверь морской? (прочитать)
- Почему она не осталась дома?
Девушка очень любила чудовище за его доброту и ласку и, конечно, уж она не могла нарушить своего слова и опоздать к своему другу.
-Что придумали сестры, чтобы их младшая сестра не попала в назначенный час во дворец? Почему они это сделали?
-Как все изменилось, когда девушка снова появилась во дворце? (выборочное чтение С.211)
-Где нашла девушка друга сердечного?
-С какими словами бросилась она к чудовищу? Что с ним произошло?
-Кто наложил на принца это страшное заклятие?
-Почему именно младшая купеческая дочь помогла принцу?
Подведём итог.
-Давайте вспомним еще раз персонажей сказки. Кто больше всего вам понравился? Почему?
Учащиеся обязательно назовут младшую сестру и чудище.
Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой…
Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,…
-Почему младшая сестра пожелала стать женой чудища?
-Какую главную мысль несёт эта сказка?
(Слайд 4) Какая из пословиц отражает главную идею сказки?
С 214 вопрос 1.
-Какое название ближе к авторскому?
-Почему сказка так названа? Какие суффиксы несут в себе любовь и доброту?
Учащиеся называют уменьшительно - ласкательные суффиксы: цветочек (суффикс- ЕК-) аленький (суффикс – ЕНЬК-).
-Эта сказка очень близка к народной.
-Какие элементы народной сказки встречаются в сказке Аксакова?
Работа на листочках (Слайд 5)
Особенности народной сказки:
1. Композиция сказки: зачин, основная часть, концовка
2. Повторы
3. Простой язык
4. Волшебные числа
5. Простой сюжет
5. Отсутствие авторской оценки
-В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
-Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
-Для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
-Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
-Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые. К какому виду вы отнесёте сказку Аксакова?
*У любой литературной сказки, как правило, есть народный источник.
Сказку «Аленький цветочек» писатель Сергей Тимофеевич Аксаков услышал
ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом уже взрослым:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...