Опора -план
учебно-методический материал по чтению на тему

Зинаида Васильевна Блохина

Этот материал поможет и молодому учителю и учителю с опытом при работе с различными типами текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opora_-_plan.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Опора – план

для  беседы  по  тексту  лирического  стихотворения.

  1. Как  ты  думаешь,   какое  настроение  было  у   автора, когда  он  писал  это  стихотворение?
  2. Что  побудило  автора  написать  это  стихотворение?
  3. Какие  строчки  тебе   показались  наиболее  образными?
  4. Какие  рифмы  показались  новыми  или  необычными?
  5. Попробуй  подобрать  синонимы  к  новым  словам, редко  встречающимся  в  современном  языке.
  6. Перечисли   наиболее  яркие  сравнения  в  стихотворении,  каково  их  роль?
  7. Какие  слова  употреблены  в  переносном   смысле?
  8. Как  ты  думаешь,  при  каких  обстоятельствах  ты  мог  бы  вспомнить  строчки  этого  стихотворения?
  9. Какую  иллюстрацию  ты  хотел   бы сделать  к  этому  стихотворению?  

Опора – план

для  беседы  по  тексту  рассказа.

  1. Кто  написал  рассказ, когда  и  где?
  2. Подумай, какой  из  трёх  типов  текста  здесь

преобладает? (повествование, описание, рассуждение)

  1. Передай  сюжет  основного  события.
  2. Что  по - твоему  является  высшей  точкой напряжения  (кульминация).
  3. Каких  героев  ты  считаешь   положительными, каких  отрицательными? Почему?
  4. Что  тебя  рассмешило / огорчило. Показалось  грустным?
  5. Какому  герою  ты  больше  всего  сопереживал?  Опиши, какие  чувства  ты  переживал?
  6. В  чём  по – твоему главная  идея  этого  произведения?     О  чём  предлагает  задуматься  автор?  
  7. Найди  несколько  наиболее  ярких  и  точных  глаголов,  прилагательных. Что  они  ещё  передают. Подбери  к  ним  синонимы.
  8. Как  ты  думаешь, как  сложится  судьба  героев?
  9. Если  ты  рекомендовал  бы  другу  прочитать  этот  рассказ,  какие  достоинства  ты  бы  отметил?

Опора – план

для  беседы  по  тексту  сказки.

  1. Прочитай  сказку  и  обрати  внимание, есть  ли  у  неё  автор  или  она  относится  к устному  народному  творчеству?
  2. Что  в  этой  сказке  взято  из  реальной  жизни. А  что  в  ней  вымышлено?
  3. Что  тебя  в  этой сказке увлекло сюжет или описание волшебства? Какие волшебные предметы стали частью  нашей  реальной  жизни? Чего  на  самом деле никогда не  может быть?
  4. Какой  момент  в  сказке можно считать самым захватывающим?
  5. Назови положительных и отрицательных героев.

Перечисли их основные черты,  вспомни  самые значительные  поступки.

  1. Какому герою ты больше всего переживал, опиши  какие чувства ты испытывал вместе с ним?
  2. Какими пословицами ты  мог бы передать основную мысль этой сказки.  
  3. В какой фразе сказки выражена главная мысль?

Опора – план

для  беседы  по  тексту  басни.

  1. Прочитай произведение.  Почему  это басня?
  2. Попробуй передать мораль  своими словами.
  3. Обрати внимание, как написано  произведение  стихами  или  прозой. Найди  рифмы.
  4. Какие  недостатки,  встречающиеся  у людей высмеиваются в этой басне?
  5. Какие фразы и выражения тебе  показались наиболее  яркими, образными, запоминающимися?
  6. Перечисли  основные черты характера главных героев.
  7. Подумай, какие пословицы  наиболее  подходят  к  морали  этой басни?
  8.  Что показалось тебе смешным, а что поучительным?
  9. Прочитай басню выразительно.
  10. Прочитай  басню  по  ролям.

Опора – план

для  характеристики  отдельного  героя.

  1. Расскажи о понравившемся герое.

(я хочу рассказать о …, мне  он понравился …., я поразился …., мне очень  неприятен…   почему? )

  1. Опиши его внешность(лицо, одежда, манеру поведения…)
  2. Вспомни в  каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается  характер героя.
  3. Перечисли основные черты характера  этого героя.
  4. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
  5. Назови других героев из других произведений,

Которые в  чём – то   с ним  похожи.

  1. Подумай и скажи, в чём тебе хотелось бы  или  наоборот  не хотелось бы походить на  этого героя.
  2. Вспомни и подбери пословицу, фразеологизм,

который подходит к описанию героя.

  1. Если бы ты был художником, то в какой момент ты изобразил героя?(Что он делает? Во что одет? Какое у него лиц? ……)

             Анализ  текста.

  1. Уровень:    

              Анализ сюжета, содержания.  

*чтение целого текста учителем  или хорошо   читающими  детьми.

*беседа по прочитанному.

*чтение цепочкой.

*пересказ отрывка

2. Уровень: 

                Характеристика героев.

* выборочное чтение

*выборочный пересказ + план, составленный  из

   абзацев, выбирая главное и  запись на доску.

*словесное рисование героя.

3.  Уровень: 

   Позиция автора.

высказать  своё  отношение к герою.

        *какие главные слова помогли понять, как  относится   автор  к герою?  (выборочное чтение)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)

Автор: Красникова Марина Борисовна Личный сайт: http//:guru1.ucoz.ru Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимо...

Таблица - опора "Город букв" по обучению грамоте 1 класс

"Город букв" обучение грамоте 1 класс...

Развитие речи. Сочинение-рассуждение с опорой на схему "За что я люблю зиму".

На уроке дети знакомятся с текстом рассуждения, его структурой, учатся строить текст заданной структуры....

Опора и защита человека

Презентация по окружающему миру 4 класс развивающая система Л.В.Занкова...

карточка- опора по теме:"Элементы книг"

Карточка предназначена для формирования у обучающихся понятий об основных элементах книги, оформлении титульного листа....

План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".

Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт....

Развитие навыков пересказа с опорой в виде плана

Развитие лексико-грамматических навыков составления предложений и развитие навыков устной речи -пересказа с опорой на план по тексту сказки"The Little Red Hen"...