Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему
В этой статье говорится о том, как учитель на уроках литературного чтения должен способствовать развитию нравственных чувств у детей, как учить их радоваться и удивляться обыденному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennyh_chuvstv_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения
Статью подготовила учитель начальных классов Ильина Лидия Николаевна
МКОУ Кирсановская СОШ
В современной школе в младших классах возникли новые формы обучения, появилось творческое отношение учащихся к своему труду. Дети сейчас более активны и осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и увереннее. Многие ученики переоценивают свою поверхностную информированность , пренебрегают авторитетом и мнением других. Мы , учителя, часто замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Чаще всего эти детские недостатки мы выявляем на уроках чтения. Хотя на этих уроках у учителя самые богатые возможности для нравственного воспитания и для обучения мыслить.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: « Чтение-это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без чувствования, без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов, глухой к окружающей жизни. »
Да, мы соглашаемся с Ушинским, что урок чтения – это всегда творчество. Нравственное чувство- это есть основа воспитания человека. Умение сочувствовать, восхищаться, жалеть, негодовать, уважать, гордиться, радоваться и печалиться - это та почва, на которой только и могут раскрыться все грани души.
Нравственная жизнь читателя учит логически мыслить, развивает разум. В этом огромную роль играет творческий процесс учителя. На современных уроках учитель вместе с детьми ставит проблему урока и вместе ищут её решение. Современный учитель намечает пути стимулирования переживаний детей и способы руководства деятельностью их разума.
Горячей точкой урока является беседа на основе прочитанного, которую учитель готовит особенно тщательно. Беседа на уроке – это всегда «диалог на равных».
Чаще всего сопровождается анализом обобщающая беседа после повторного чтения. Каждый ученик на уроке обязан иметь своё мнение и уметь его обосновать, подтвердить.
После прочтения сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» учитель поставил проблему: Кто главный в сказке?
Посыпались ответы: называли царевну, Гвидона, царя Салтана. Причем каждый ответ был хорошо аргументирован. Учитель только руководил порядком общего разговора. Затем идет похвала учителя: интересный разговор у нас получился, потому что вы внимательно слушали сказку и вдумчиво её прочитали. Вместе вы доказали, что все герои заслужили радость и счастье. После этого дети работают с листками успеха и оценивают свои достижения.
Как мы увидели, что было достаточно одного нестандартного вопроса, чтобы побудить детей к активной работе мысли. Каждый высказывал своё мнение и умело обосновывал его. Дети любят доказывать свою мысль и радуются такой возможности.
После прочтения рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» дети получают задание на дом творческого пересказа: мальчик дома объясняет, почему он поздно вернулся домой. В продолжительной беседе выяснилось, что настоящая смелость в преодолении страха. Учитель делает короткое резюме: честность и честь – это хорошие качества человека.
Многие учителя стремятся на уроках чтения как бы распахнуть, расширить душу учеников, сблизить художественные образы и мысли книги с жизнью.
Учителя должны стараться, чтобы дети поверили в правдивость книги, чтобы книга стала подлинным средством познания жизни. Учитель должен внушать детям это ощущение, помогая беседой перевести ощущение в убеждение.
Детям очень нужны рассказы, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для молодой души необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Разговоры о великих людях на уроках литературного чтения никогда не проходят бесследно.
После прочтения рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» учитель ставит проблемный вопрос: почему Дагни плакала?
Ответы детей были разными:
1 Она удивилась, что простой старичок, который нёс корзину, был великий человек.
2 Дагни удивилась, что великий человек запомнил деревенскую девочку.
3 Дагни плакала, потому что радовалась выполнению обещания.
4 Она плакала от радости, что есть хорошие добрые люди.
Одним словом, у детей очень много поводов удивляться при чтении.
Для постановки маленькой проблемы урока можно использовать и заголовок.
Перед чтением рассказа С. Баруздина «Страшный клад» ставим вопрос: зачем ищут клад, чем может порадовать находка.
После этого учитель предлагает детям задать вопросы для учителя и для товарищей.
Очень важно на уроках чтения учить чувствованию силы и красоты языка. Перечитывая произведения И.Соколова – Микитова , мы называем голоса птиц, затем ищем сказуемые для голосов других птиц. А затем нам обязательно захочется назвать и «голоса» деревьев.
Очень важно научить детей выявлять в произведении ту нравственную направленность, которая дорога самому автору.
Очень много ещё надо сделать в начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.
Учительское умение прочитать чутко и по- своему каждое художественное произведение, степень нашей культуры значат очень многое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.
В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...