Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

В этой статье говорится о том, как учитель на уроках литературного чтения должен способствовать развитию нравственных чувств у детей, как учить их радоваться и удивляться обыденному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Воспитание нравственных чувств   на уроках              литературного чтения

Статью   подготовила учитель начальных классов  Ильина Лидия Николаевна

                                                           МКОУ  Кирсановская СОШ

В современной школе в младших классах  возникли новые формы обучения, появилось творческое отношение  учащихся к своему труду. Дети сейчас более активны  и осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и увереннее. Многие ученики переоценивают свою  поверхностную информированность , пренебрегают авторитетом и мнением других. Мы , учителя, часто  замечаем неумение чувствовать и нежелание  задумываться.

Чаще всего эти детские недостатки мы выявляем на уроках чтения. Хотя на этих уроках у учителя  самые богатые возможности для нравственного  воспитания и для обучения мыслить.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский:  « Чтение-это упражнение  в нравственном чувстве. Процесс  чтения  без чувствования, без радости   и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов, глухой к окружающей жизни. »

Да, мы соглашаемся с Ушинским, что урок  чтения – это всегда творчество. Нравственное чувство- это есть основа воспитания человека. Умение сочувствовать, восхищаться,  жалеть, негодовать, уважать, гордиться, радоваться и печалиться - это  та почва, на которой  только  и могут раскрыться  все грани души.

  Нравственная жизнь  читателя  учит логически мыслить, развивает разум. В этом огромную роль играет творческий процесс учителя. На современных уроках  учитель вместе с детьми  ставит проблему  урока  и вместе ищут её  решение. Современный учитель намечает пути стимулирования переживаний детей и способы  руководства деятельностью их разума.

Горячей точкой  урока является беседа  на основе  прочитанного, которую учитель готовит особенно тщательно. Беседа на уроке – это всегда «диалог на равных».

Чаще всего сопровождается анализом обобщающая беседа после повторного чтения. Каждый ученик на уроке обязан иметь своё мнение и уметь его обосновать, подтвердить.

После прочтения  сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане»  учитель поставил проблему:  Кто главный в сказке?

Посыпались ответы: называли царевну,  Гвидона, царя Салтана.  Причем каждый ответ был хорошо аргументирован.    Учитель только  руководил  порядком общего разговора. Затем идет похвала учителя: интересный разговор у нас получился, потому что вы внимательно слушали сказку и   вдумчиво её прочитали.  Вместе вы доказали,   что все герои  заслужили  радость и счастье. После этого дети работают с листками успеха и оценивают свои достижения.

Как мы увидели, что было достаточно одного нестандартного вопроса, чтобы побудить детей к активной работе  мысли.  Каждый высказывал своё   мнение  и умело обосновывал его. Дети любят доказывать свою мысль и радуются такой возможности.

После прочтения рассказа Л.Пантелеева  «Честное слово» дети получают задание на дом творческого пересказа: мальчик дома объясняет, почему он поздно вернулся домой. В продолжительной беседе выяснилось, что настоящая смелость  в преодолении страха. Учитель делает короткое резюме:   честность и честь – это хорошие качества человека.

Многие учителя  стремятся  на уроках  чтения  как бы распахнуть, расширить душу   учеников, сблизить художественные образы  и мысли книги  с жизнью.

Учителя должны   стараться, чтобы дети  поверили  в правдивость книги, чтобы  книга  стала  подлинным  средством  познания жизни. Учитель должен внушать детям это  ощущение, помогая   беседой перевести ощущение   в убеждение.

Детям очень  нужны  рассказы, которые  учат  их удивляться. Способность  удивиться   событию, явлению,  человеку для молодой  души   необходима: из удивления  рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Разговоры о великих людях на уроках литературного чтения никогда не проходят бесследно.

После прочтения рассказа К.Паустовского   «Корзина с еловыми шишками» учитель ставит проблемный вопрос: почему Дагни плакала?

Ответы детей были разными:

1 Она удивилась, что простой старичок, который нёс корзину, был великий человек.

2  Дагни удивилась, что великий человек запомнил деревенскую девочку.

3 Дагни плакала, потому что радовалась выполнению обещания.

4 Она плакала от радости,  что есть хорошие добрые люди.

Одним  словом, у детей очень  много поводов  удивляться при чтении.

Для постановки маленькой проблемы урока можно использовать и заголовок.

Перед чтением рассказа С. Баруздина   «Страшный клад» ставим вопрос: зачем ищут клад, чем может порадовать  находка.

После этого учитель предлагает детям задать вопросы для учителя и для товарищей.

Очень важно на уроках чтения учить   чувствованию силы и красоты языка. Перечитывая произведения И.Соколова – Микитова  , мы называем голоса птиц, затем ищем сказуемые для голосов других птиц. А затем нам обязательно захочется назвать  и «голоса» деревьев.

Очень важно  научить детей  выявлять  в произведении  ту нравственную направленность, которая дорога самому автору.

Очень   много    ещё надо сделать в начальной школе, чтобы  воспитывать  в детях нравственное  чувство, вести их к подлинной духовности.

Учительское умение  прочитать чутко и по- своему каждое художественное произведение, степень нашей  культуры значат очень многое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

  Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...