Характеристика речевой деятельности
статья по чтению (4 класс) на тему
Речь является своеобразной деятельностью человека использующего язык в целях общения, выражения эмоций, познания мира, планирования своих действий. В настоящее время речь рассматривается как деятельность. Деятельность понимается как преднамеренная активность человека, которая проявляется в процессе взаимодействия с окружающим миром при решении жизненно важных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rechevoy_deyatelnosti.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика речевой деятельности
Речь является своеобразной деятельностью человека использующего язык в целях общения, выражения эмоций, познания мира, планирования своих действий. В настоящее время речь рассматривается как деятельность. Деятельность понимается как преднамеренная активность человека, которая проявляется в процессе взаимодействия с окружающим миром при решении жизненно важных задач.
А.А. Леонтьев выделяет следующие этапы, характерные для любой деятельности:
а) этап ориентировки в условиях деятельности;
б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;
в) этап осуществления (реализации) этого плана;
г) этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному [39].
Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому, как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Речевое действие имеет собственную промежуточную цель, подчиненную мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается. Действие и его цель – это одна из возможных конкретизаций деятельности и мотива. Поэтому структура деятельности такая же, как структура действия [39].
Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и отрабатывать, корректировать действия на каждом из них.
Любая деятельность, в том числе написание изложения, сочинения, предполагает готовность к выполнению действий, к прогнозированию. А для успешного написания изложения и сочинения необходимо формировать у младших школьников умение планировать этапы работы над изложением и сочинением.
Поскольку речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия высказывания, она может быть охарактеризована с точки зрения этапов, составляющих структуру у всех действий: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.
А.А. Леонтьев пишет: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания; в-четвертых. Уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным» [35]. Сориентироваться в условиях общения – это, значит, определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия, и, отталкиваясь от основных условий коммуникации, решить вопрос о форме, виде, стиле высказывания.
Вторая фаза речевого действия – планирование – заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи – тема и основная мысль высказывания. Как показывают исследования психологов, программа формируется во внутренней речи. Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет третью фазу речевого действия. Для нее характерны операции выбора слова, сопоставление синтаксических вариантов, причем и здесь, как и в планировании, говорящий отбирает языковые средства. Четвертая фаза речевого действия – фаза контроля – состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения.
Такова структура речевого действия по материалам современной психолингвистической литературы.
Еще одно понятие теории деятельности – «операция». Каждое действие, помимо цели, имеет свой операционный состав. Если понятие действия соотносится с целью, то понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие, - изменяются и способы его осуществления.
В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой [29]. Как утверждал Щерба Л.В, это – «языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания» [61]. По мнению И.А. Зимней, речевая деятельность – процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом) [21].
В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает ее, виды речевой деятельности делятся на:
продуктивные виды (говорение и письмо);
рецептивные виды (аудирование и чтение).
Необходимо рассмотреть виды речевой деятельности. Осуществляя общение, его участники как бы движутся навстречу друг другу: один выдает сообщение, т.е. строит высказывание, а другой его принимают. При этом задача первого – решить, что хочет сказать, найти соответствующие слова и сформулировать мысль, развить ее в тексте; задача второго обратная: воспринять слова, извлечь из них смысл и понять то, что хотел выразить собеседник. Названный признак – характер направленности речевого действия «от мысли к слову» или «от слова к мысли» - это первое основание для выделения видов речевой деятельности. Второе основание – форма речи: устная или письменная. По указанным признакам выделяются четыре вида деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение.
Речевая деятельность – процесс словесного общения с целью передачи и усвоения исторического опыта, планирования своих действий, считает Л.С. Выготский [6].
Мысль и слово находятся в диалектическом единстве. Речь неотделима от мысли. По словам Выготского Л.С. «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли. Слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом» [5].
Проведенный анализ понятия «речевая деятельность» позволит выявить направления, по которым можно улучшать постановку речевой работы. Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:
ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу;
формулировать собственные мысли и понимать чужие;
осуществлять самоконтроль за речью.
Важное значение имеет целевая установка каждого высказывания учащихся: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика учебной деятельности
Роль учебной деятельности в современном обществе...
Сравнительная характеристика видов деятельности учителя начальных классов на уроке в условиях внедрения новых ФГОС
презентация к выступлению на городском методическом объединении...
Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)
Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)...
Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Учитель в статье раскрывает основные психологические связи общей характеристики учебной деятельности в младшем школьном возрасте...
Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Мой опыт на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Психолингвистические характеристики чтения как вида речевой деятельности (уроки английского языка)
Чтение является одним из видов речевой деятельности, обеспечивающим письменную форму вербального общения людей в сфере коммуникативно-общественной деятельности.По мнению С. К. Фоломкиной, в чтении, ка...
Сущностная характеристика речевых умений младших школьников
Сущностная характеристика речевых умений младших школьников...